ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Лютц А.А. 1
1Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-технический прогресс и связанное с ним социально экономическое развитие общества не только вносят огромные изменения в привычную жизнь для успешного существования, но и диктуют новые требования к отраслям науки и к системе образования в целом. В постоянно меняющемся мире, насыщенном многозадачностью, ученику будут недостаточны знания, умения и навыки, которые можно применять в рамках одного предмета (например: формула закона Ома в физике), необходимы умения, обеспечивающие подстройку под окружающую действительность. К ним относят: умение решать проблемы, которые ставятся перед учеником; конструктивно взаимодействовать с другими членами общества; работать с разнообразной информацией, вычленять нужную и полезную, отбрасывать второстепенную, на данный момент не представляющую интерес; проводить разнообразные исследования на основе анализа и синтеза информации.

Характеризуя термин «проектно-исследовательская деятельность», Савенков А.И., Алексеев Н.Г., Джон Дьюи рассматривают его как «совместную деятельность обучающихся и педагогов, которая предполагает решение учащимися исследовательской, творческой задачи с заранее неизвестным решением под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания» [1,4]. Данная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Производная проектно-исследовательской деятельности – проектно-исследовательский стиль мышления и качества, представленные выше, определяют современного человека, его образ жизни и взаимодействие с обществом в условиях изменяющегося мира. Современное российское образование ставит целью повышения роли ученика как субъекта деятельности, а не объекта управления. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (ООО) определяет возможность индивидуализации образовательной среды в общеобразовательной школе через выполнение учениками с помощью учителя индивидуального образовательного проекта. Рассматривая данный документ, можно сделать вывод о том, что проект – форма самовыражения, самореализации и саморазвития, а также процесс преобразования учащимся действительности [5].

В ФГОС ООО проектно-исследовательской деятельности отводится место для формирования у учеников общеобразовательных школ фундаментальных основ культуры проектной и исследовательской деятельности. Одним из основных компонентов культуры человека является исследовательская культура, которая помогает встроить ученику целостную картину мира из предметных знаний, полученных на уроках, показывает его ценностное и личностное отношение к получаемым результатам в ходе исследования или проекта.

Каждая общеобразовательная школа сама организует проведение занятий по проектно-исследовательской деятельности, выстраивает ее модель. Эффективность результатов данной деятельности напрямую зависит от организации процесса обучения, правильно выстроенной логики проектно-исследовательской деятельности, качественно подготовленных к реализации проектов педагогических работников, что характеризует базовые условия её осуществления, соблюдение которых позволяет развивать метапредметные умения обучающихся. Ценности модели состоят в трёх основных требованиях: формирование и развитие критического и творческого мышления; самостоятельный поиск нужной информации; использование основного инструментария проектно-исследовательской деятельности. Важный фактор успешности проведения занятий по проектно-исследовательской деятельности – материально-техническая база общеобразовательной школы.

Направления проектно-исследовательской деятельности обучающихся: естественно-научное (предметы: физика, химия, биология, география), социально-экономическое (география, обществознание, история), эстетическое (литература, музыка, искусство), лингвистическое (русский язык, иностранные языки), краеведческое (география), историко-художественное (история, обществознание, литература, искусство), социальное (история, обществознание). Общим для всех направлений проектно-исследовательской деятельности является решение поставленной проблемы, исследовательской или творческой задачи, определения которой пока нет, ученику необходимо его найти, педагог лишь помогает ему в этом. Полное завершение проекта подразумевает сбор и анализ информации по теме, объяснение научных или жизненных явлений, а затем представление финального продукта проекта учеником. Стиль педагогического управления данными действиями основывается на сотрудничестве обучающихся с педагогом и друг с другом [2].

При организации проектно-исследовательской деятельности необходимо соблюдать структурную последовательность: выбор учеником предложенной проблемной ситуации или вопроса от педагога (либо ученик сам предлагает, а педагог соглашается или нет, в зависимости от сложности выбранного вопроса), объяснение актуальности избранной проблемы или вопроса, определение цели, объекта и предмета исследования, постановка задач, выбор методов исследования, описание необходимых ресурсов, а также первичное описание ожидаемого результата.

В проектно-исследовательской деятельности выделяется функциональная и структурная модели [3]. Структурная модель определяет четкий алгоритм всех этапов исследования, которое начинается с постановки проблемы (ученик вместе с учителем), далее следует работа с теоретическими источниками по выбранной теме (могут быть как бумажные носители, так и Интернет-ресурсы, фильмы, конференции). Следующими этапами являются: формулировка гипотезы, отбор методик исследования и накопление нужных знаний и материалов; интерпретация полученных результатов и выводы на основе полученных результатов. Функциональная модель определяет основные компоненты исследовательской деятельности, повторение которых по алгоритму позволяет обозначать её наличие в реальной практике.

Проектно-исследовательская деятельность заканчивается созданием учеником финального продукта. Он может быть как осязаемый объект (например брошюра), так и информационный (видеофильм). Результат можно классифицировать следующим образом: письменная работа (результаты и отчёты по проводимому исследованию, доклад с использованием стенда или плаката, брошюра); материальный объект (макет, модель, изделие); творческая работа (фильм, аудио гид, сценка, игра).

Финальная цель проектно-исследовательской деятельности не только в создании итогового продукта, важен сам процесс, ученик учится работать с информацией, он сталкивается с тем, что нет инструкции, ему необходимо самому придумать путь решения, на этом пути он сталкивается с трудностями, которые также необходимо преодолеть. У учащегося развиваются проектные и исследовательские способности, формируется исследовательская компетентность.

Первичная апробация проектов происходит в самом образовательном учреждении, ученики представляют и защищают свой проект. Также, можно организовать «выставку проектов», на которую приглашаются учащиеся других образовательных учреждений. Обучающиеся могут выступать со своими проектами на различных интернет-конкурсах, научно-практических конференциях школьного, районного, регионального, всероссийского, международного уровней.

При проведении учеником презентации своей работы, он анализирует её преимущества, показывает их, находит недостатки – для дальнейшей ее доработки. Презентация своего проекта развивает ораторские навыки, умения показывать проблему проекта, новизну, которую автор принёс своей работой, демонстрация пути решения поставленной проблемы, трудностей, с которыми сталкивается ученик и пути их преодоления. Ученик учится аргументированно, а не лозунгами, излагать свои мысли и идеи, проводит рефлексию своих действий, проводит самоанализ успешности.

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности учеников в общеобразовательных организациях не простой процесс, он требует грамотного научно-обоснованного подхода и решение комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических, слаженной работы всего педагогического коллектива.

Некоторые учителя в школе не готовы вести проектно-исследовательскую деятельность или включать её элементы на своих уроках, это можно объяснить: учитель за свою педагогическую практику вырабатывает определённую позицию, на уроках разговаривает в большей степени именно он (преобладает репродуктивный метод в обучении), ученики выступают в роли объекта, что не соответствует требованиям ФГОС ООО.

Для повышения проектно-исследовательской культуры педагогов необходима целенаправленная и систематическая работа, включающая: 1) обобщение и тиражирование лучших образовательных практик проектно-исследовательской деятельности через организацию педагогических и методических семинаров, конференций, мастер-классов, направленных для успешной организации и проведению занятий по проектно-исследовательской деятельности с обучающимися; 2) курсовая подготовка педагогического состава по организации проектно-исследовательской деятельности; 3) обучающие семинары и индивидуальное научное консультирование педагогов с привлечением преподавателей вузов.

Современный учитель играет важную роль в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества зависит эффективность педагогической системы. Для повышения качества работы педагогов с учениками по проектно-исследовательской деятельности необходимо проводить семинары, тренинги. Владение педагогом методикой организации проектно-исследовательской работы учащихся и знание её основных методов способствует успешной реализации ФГОС ООО.

Список литературы

Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. – №1. С. 24-34.

Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / Комарова И.В.—СПб.: КАРО, 2015.— 128 c.

Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся Интернет портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru., дата обращения 20.04.2017.

Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2014. № 4. С 82-90.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897

Просмотров работы: 20