Проблема мониторинга уровня воспитанности в образовательных учреждениях является актуальной по сей день.
Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки к общественной жизни и производительному труду.
Под воспитанностью понимается комплексное свойство, определяющее сформированность нравственных качеств личности: понимание нравственных норм, осознанное принятие общечеловеческих ценностей и ориентированность на них при выполнении деятельности, а также характер и уровень эмоциональных проявлений.
Нравственные нормы закладываются в личности, начиная с периода раннего детства, и формируются в течение всей жизни. Зачастую родители не уделяют должного внимания процессу воспитания детей, что может негативно сказаться на их личности. Если ребенку с ранних пор не прививают правила этикета, поведения в обществе, то ему будет сложно адаптироваться в этом обществе, найти себя. Поэтому необходимо с детства объяснять детям, что важны как материальные качества, так и духовные. Хорошее воспитание открывает перед людьми новые возможности.
В ходе исследования нами были проанализированы сайты следующих образовательных организаций: МБОУ Савинская средняя школа, МБОУ СШ №1 г. Иваново и МБОУ СШ №4 г. Иваново.
Мы изучили программы воспитания каждой из этих образовательных организаций, на основе чего мы можем сделать вывод о том, что в организациях прописаны схожие цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в данных образовательных организациях – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Достижению поставленной цели воспитания школьников в данных образовательных организациях будет способствовать решение следующих основных воспитательных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в данных образовательных учреждениях интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Программы воспитания данных школ разработаны в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. В связи с этим программы воспитания школ имеют одинаковые цели и задачи.
Также в ходе анализа программ воспитания данных образовательных организаций нами были определены основные критерии эффективности воспитательного процесса:
1) критерий отношений – взаимодействие учителей и учеников, взаимопонимание, сотрудничество, уровень самочувствия ребенка в образовательном учреждении;
2) критерий факта – развитие качеств личности, уровень воспитанности учащихся;
3) критерий коллектива – коллективное планирование, проведение дел и оценка;
4) критерий содержания – формирование ведущих качеств личности, эмоциональная насыщенность и содержание воспитательно-образовательной деятельности;
5) критерий времени – выполнение целевых программ развития личности, уровень подготовленности к жизни;
6) критерий "открытости школы" – диагностика воспитательных возможностей среды.
На основе полученных данных мы можем сделать вывод о том, что в современном обществе образовательные организации общего образования акцентируют внимание на воспитании своих учащихся, помогая им стать полноценными членами общества.