ТЕМАТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ И ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ БРИТАНСКИХ ПЛАКАТОВ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ И ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ БРИТАНСКИХ ПЛАКАТОВ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Калгина Е.А. 1, Свечников С.Н. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В период Второй мировой войны плакаты стали частью информационно-психологической войны, которая активно проводилась почти всеми странами, принимавшими в ней участие. Плакат стал основным видом визуальной пропаганды и в сочетании с броской надписью (девизом, призывом) имел эффективное воздействие на сознание. Использование знаков двух различных систем, образуя пары «слово-изображение» позволяло зрителю быстрее и эффективнее воспринимать и интерпретировать плакат.

Британские плакаты периода Второй мировой войны по тематике условно можно разделить на следующие группы:

1. Призыв на военную службу и к труду. Плакаты, призывавшие к службе в вооруженных силах и к труду, были нацелены, в основном, на набор специалистов и, в особенности, на призыв женщин к службе во вспомогательных частях и к труду. Также плакаты этой группы содержали призывы к наращиванию промышленной и сельскохозяйственной производительности («Копай для Победы!»).

2. Промышленное производство. Увеличение эффективности и производительности промышленных предприятий стало жизненно важной частью военных усилий и ключевой темой агитационных плакатов.

3. Сохранение морального духа. Помимо страданий, связанных с военными лишениями, гражданское население подвергалось непосредственной опасности из-за бомбардировок населенных пунктов. К августу 1939 г. Министерство Информации выпустило серию из трех плакатов, призванных поддержать гражданское население: «Свобода в опасности. Защищай ее изо всех своих сил», «Твоя храбрость, твое жизнелюбие, твоя решимость принесут нам Победу» и «Сохраняй спокойствие и продолжай делать свое дело». Плакаты были созданы как декларация о моральных обязательствах каждого отдельного гражданина и не содержали никаких рисунков – только герб и надпись.

4. Вопросы безопасности. Во время войны значительное внимание уделялось повышению гражданской сознательности общества («Безответственная болтовня стоит жизни»).

5. Режим строгой экономии. Военные расходы были огромным бременем для британской экономики с ее ограниченными ресурсами, что привело к появлению призывов к обществу о сотрудничестве в области финансирования военно-экономической деятельности. Агитационные плакаты призывали усилить бережливость, не допускать ненужных трат и избыточного потребления. Также велась агитация за вторичную переработку и наращивание производства продуктов питания в садах и огородах.

6. Охрана здоровья и труда. Министерство питания агитировало людей есть здоровую пищу. Картофель и морковь были в достаточной степени доступны, поэтому министерство запустило агитацию с персонажами, которых звали «Картошка Пит» и «Док Морковь». Плакаты «Кашель и насморк ведут к болезням» говорили о необходимости следить за здоровьем.

Особенности изображения «своих» и «врагов», а также сходство тематик плакатов призваны облегчить решение вопросов трудовой дисциплины, безопасности, экономии. В свете пропаганды «свои» предстают сильными, уверенными в себе людьми. Так же широко используются изображения государственных символов, политических лидеров, популярных исторических персонажей (чаще связанных с военной историей). Пребывание на фронте не связывается в пропагандистских материалах с опасностью. В то же время «враги» в пропагандистских материалах предстают то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. Чаще центральным звеном пропагандистского материала становится не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Образы политических лидеров вражеского государства используются в неприглядном виде. Вражеские солдаты изображаются наглыми и глупыми, а в бою проявляют трусость.

Итак, использование плакатного искусства в качестве средства пропаганды служило разнообразным целям, совокупность которых вела к победе над врагом. Как вид искусства плакат неразрывно связан не только с эпохой, в которую он создается, но и с местом и условиями своего «рождения». Именно эта связь обусловливает тематику, лозунги и даже эмоциональный «накал» плакатов. Художники-плакатисты обращаются к тому, что наиболее близко менталитету и характеру конкретного народа. Британские плакаты наполнены чувством патриотизма, гражданского единения всех слоев общества в борьбе с врагом, личной ответственности каждого за успехи страны в войне.

При всем многообразии плакатов периода Второй мировой войны их можно условно разделить на две основные группы по типу целевой аудитории: «фронт» и «тыл». Каждая группа имеет свои особенные методы воздействия на людей, побуждающие их к совершению действия или воздержанию от него, свои образы и язык.

В первой группе, ориентированной на фронт, по методу воздействия выделяются героическая и сатирическая разновидности. В их коммуникативные функции входило оказание направленного воздействия на армейские части, ведущие активные боевые действия против противника. Героическая разновидность таких плакатов популяризировала общечеловеческие идеи, примеры индивидуального героизма. Образы на таких плакатах призывали к принятию срочных адекватных мер против врага – монстра, разрушающего то, что дорого для сердца каждого человека («Мы били их раньше – будем бить снова!»). Сатирическая разновидность была призвана очернить врага в глазах солдат, показать его смешным, ничтожным и, следовательно, уязвимым для сильного, смелого и решительного героя («Уши врага слышат вас!» На плакате изображены нацистские лидеры).

Во второй группе, ориентированной на тыл, выделяются три категории: героическая, социальная и рекламная. Первая составляющая призвана продемонстрировать массовый и индивидуальный героизм людей, по различным причинам оставшихся в тылу. Такие плакаты призывали всеми силами помочь фронту, заменить ушедших на войну мужчин, призывали хранить тайну, бороться со шпионами и выявлять диверсантов. Сюда же относятся рекламные и рекрутинговые плакаты. В коммуникации такого типа, помимо коммерческой рекламы товаров народного потребления, отмечаются призывы участвовать в займах, жертвовать на оборону, экономить ресурсы и продовольствие; собирать металлолом и вторсырье. Особое место занимали плакаты с призывами к самообеспечению населения продовольствием – выращивать овощи и фрукты, домашнему консервированию («Копайте ради победы!», «Выращивайте свои собственные овощи!»). При помощи таких плакатов проводилось обучение населения азам гражданской обороны (светомаскировка, тушение зажигательных бомб, использование бомбоубежищ).

Оценивая общую номенклатуру плакатов Великобритании, следует отметить, что непосредственно военная тематика, батальные сцены, изображения воинов и техники, в количественном выражении значительно уступают плакатам, предназначенным для тыла. Организация экономики, быта, экономии ресурсов, привлечение женщин в армию и производство, сохранение тайны и прочие относительно мирные темы, являлись основой военной пропаганды Англии.

Военные плакаты Великобритании издавались по классическим канонам под руководством Министерства информации, действовавшего в Великобритании в 1938-1946 годах. Непосредственно пропагандой занимался «отдел операций», созданный в 1940 году. Массовый выпуск плакатов начался в 1939 году. Они появились на рекламных щитах и в витринах магазинов, на железнодорожных станциях и трамвайных остановках, на заводах и в учреждениях. С этого времени, они стали неотъемлемой частью и символом войны. Можно отметить некоторые эксклюзивные темы британских плакатов.

Так, после принятия правительством Британии решения о предоставлении СССР военно-технической помощи, была издана большая серия плакатов на русском языке, которая поставлялась вместе с оружием и техникой. Эти плакаты информировали о поставках Британии, призывали к совместной борьбе, вселяли надежду на победу.

Британские сатирические плакаты в отношении противников, в отличие от плакатов самих противников, не носили удручающий характер и не отличались особой злостью, что в то время было нетрадиционным подходом. Такие плакаты скорее носили насмешливо-иронический мотив, не вызывали агрессию.

В связи с тем, что общая воинская обязанность была ведена в Англии до начала войны, правительство не выпускало рекрутинговых агитационных плакатов, предназначенных для мужчин. Их место заняла агитация женщин, призывающих служить в армии и во вспомогательных военизированных подразделениях. Количество таких плакатов занимает, чуть ли не четверть от всей выпущенной номенклатуры, которая оценивается в 2 тысячи штук.

Выпущенный в военное время плакат имел своей целью оказать воздействие на массового адресата – гражданское население и вооруженные силы государств, в первую очередь – собственной страны. Плакат способствовал порождению, тиражированию и поддерживанию мифов в сознании людей. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, художники-плакатисты использовали ряд специфических художественных средств: обобщение форм предметов, силуэтные изображения, общепринятые, легко понимаемые символы, сопоставление разномасштабных изображений, яркие краски. Важную роль в плакате играло расположение сопровождающего текста, размер и начертание шрифта. Как издание плакат недолговечен и рассчитан на мгновенное воздействие, что объясняется его целевым и читательским назначением, а также подчиненной этому назначению внешней формой – хрупкая бумага, непрочные краски и т.п. С одной стороны, он звал в бой, побуждая солдат к активным боевым действиям, с другой стороны, в тылу он призывал отдать все силы для помощи фронту. Своим лаконичным языком плакат, как ничто другое, мог передать глубину посыла художника зрителю, заставить его сопереживать.

Просмотров работы: 18