Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика подростков - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика подростков

Яковлева Н.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема жизнестойкости является поистине актуальной. Мир переживает глобальные потрясения, экономические и социально-политические трансформации. Современный человек существует в быстроизменяющемся мире. Процессы глобальных изменений неподконтрольны отдельно взятому человеку. Уже сейчас происходят тектонические сдвиги миропорядка, влекущие за собой все новые проблемы и вызовы. Мы видим, как легко ломаются прежние устои, стремительно меняется то, что раньше казалось нерушимым.

Важно осознать главное – каждый человек будет сталкиваться с теми или иными трудностями и вызовами времени. Это данность нашей жизни, то, что мы не в состоянии изменить. Мы не способны контролировать все, что происходит с нашим обществом. Однако, имея высокий уровень жизнестойкости, человек в силах преодолевать эти трудности.

Само понятие «жизнестойкость» уже говорит о многом. Современная наука стоит на пути постоянного обновления и расширения категории жизнестойкости. На данный момент еще недостаточно изучены макро- и микро-социальные факторы, личностные особенности жизнестойкости субъекта, ресурсные и потенциальные возможности ее формирования.

Готовность субъекта жить, функционировать, полноценно развиваться в социуме, быть конкурентоспособным, социально зрелым интегрированы в качество жизнестойкости, которое поддерживается способностью субъекта к «выживанию» в динамично меняющихся условиях жизни и привлекает внимание исследователей в области различных социальных наук.

Жизнестойкость является одной из важнейших составляющих человеческого существования. Жизнестойкость способствует интенсивному саморазвитию, постепенному возрастанию активности и признанию, а также является предпосылкой предупреждения и возникновения профессиональных деформаций.

Жизнестойкость можно рассматривать как определенную установку, придающую жизни смысл не зависимо от внешних обстоятельств. Можно сказать, что жизнестойкость есть определенный ресурс человека, помогающий поддерживать его физическое, психическое и социальное здоровье.

Жизнестойкость человека является важнейшим условием его выживания и полноценной реализации в современном мире. Жизнестойкость тесно связана с умением человека преодолевать самые различные трудности. Трудности не знают возраста, пола, национальности, религии или социального положения. Они встречаются каждому, кто существует в обществе, работает и учится, достигает целей или отказывается от них, в общем, всех тех, кто проживает эту жизнь и пытается найти свое место в нем.

Трудностей невозможно избежать, но так ли это плохо, как нам может показаться на первый взгляд? В действительности не все так однозначно. Конечно, можно сказать, что зачастую тяжелые жизненные обстоятельства ломают судьбы, разрушают человеческую жизнь. Однако именно трудности приносят человеку тот опыт, без которого так трудно представить его существование и дальнейшее развитие как личности.

От того, как именно человек научится справляться с трудностями, будет зависеть его место в обществе, социальное положение, психологическое здоровье и многие другие важнейшие аспекты его жизни. Не зря говорят: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Это выражение, как ничто другое, описывает сущность жизнестойкости, важность этой удивительной способности для каждого отдельно взятого человека.

Жизнестойкость называют одним из важнейших условий выживания человека. Жизнестойкость относится к особенному классу способностей, которые называют «духовными». Именно такие способности определяют поведение человека: смысл жизни, добродетельность, следование принципам веры, оптимизма, любви, креативности.

Л. И. Анцыферова отмечала, что личность перерабатывает события при выборе определенного типа поведения с позиций собственного внутреннего мира, стремится сделать его упорядоченным, предсказуемым и понятным. Когда человек пытается справиться с теми или иными жизненными трудностями, его активность может быть направлена как на внешние обстоятельства, подлежащие изменению, так и на самого себя.

По мнению С. Мадди, жизнестойкость как внутренний ресурс имеет в своей структуре установки и навыки, позволяющие превращать стрессовые ситуации в новые возможности личностного развития. В эту структуру входят установки включенности (участия в социальном взаимодействии, постоянного контакта с окружающими, что задает позиция сотрудничества), контроля (стремления влиять на жизненные события в противовес ощущению беспомощности, что задает ценность надежности) и вызова (принятия жизненного риска в противовес безопасности и снижению напряжений, что порождает ценность творчества).

С. Мадди подчеркивал значимость выраженности всех трех элементов для сохранения оптимального уровня работоспособности и активности в стрессовых и экстремальных условиях.

По мнению Д. А. Леонтьева «жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности». Он определяет жизнестойкость человека как его интегральную характеристику, жизнетворчество, позволяющее сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевая жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития.

Жизнестойкость как интегративное личностное качество, обеспечивающее преобразование стрессовых событий в новые возможности и включающее в себя также три элемента: вовлеченность, контроль и принятие риска или «вызов».

Зачастую жизнестойкость изучается в контексте проблем преодоления стресса, адаптации-дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем человека.

Говоря о подростках, проявления их жизнестойкости могут нередко подкрепляться агрессивными действиями, так как при недостаточно развитой смысловой сфере эффективные стратегии совладания не осознаются, либо не принимаются, а самоутверждение представляется очень важным для подростка. В то же время в этот период активизируются процессы, связанные с развитием жизнестойкости: установление самооценки, выработка отношения к трудностям и к своим переживаниям по поводу этих трудностей.

Подростки склонны к агрессивной защите собственного мнения, что в свою очередь является важной стадией прохождения социализации. Постепенно связь жизнестойкости с агрессивностью ослабевает. Снятие агрессии можно через включение подростка в значимые для него виды деятельности, которые могут снять эмоциональную напряженность, принести чувство уверенности.

Формирование жизнестойкой личности обязательно включает в себя формирование ценностных установок. Наиболее значимыми ценностями для подростков являются «жизнерадостность», «образованность», «смелость в отстаивании собственных взглядов», «твердость воли».

Временная перспектива самореализации подростка определяется двумя факторами: его личностными стремлениями и ожиданиями его окружения – родителей, учителей, сверстников. При возникновении трудных ситуаций, связанных с межличностными отношениями (предательство, непонимание близких, одиночество, любовь) подросткам бывает достаточно сложно осознать и переоценить сложившуюся ситуацию, для того чтобы найти новый смысл в происходящем, т. к. смысловая саморегуляция у них еще развита недостаточно.

Решающими в процессе развития жизнестойких черт личности у подростков становятся навыки саморегуляции, которые со временем переходят в самоконтроль.

Внутренние личностные ресурсы, позволяющие им успешно справляться со стрессовыми ситуациями – это особенности эмоционального реагирования, гибкость мышления, что характеризуется быстрым освоением в новых условиях, овладением разнообразными навыками, намеренное снижение субъективной значимости проблемы.

Однако внешние факторы играют гораздо более заметную роль в совладании со стрессогенными ситуациями. Основным фактором противостояния стрессовым ситуациям для подростков является именно социальная и эмоциональная поддержка значимых близких. Несмотря на большое количество проблем подросткового возраста, школьные годы – это все же наиболее благоприятный период для обучения и развития. Если у подростка сформированы жизнестойкие убеждения, то любые кризисы он будет воспринимать как новые перспективные возможности. Повышая уровень жизнестойкости, человек меняет угол своего восприятия. Ошибки и трудности уже не кажутся ему такими болезненными. Напротив, человек воспринимает проблемы как вызов, с которым он обязан справиться.

Развитие жизнестойких качеств личности должно не только повысить качество жизни, стимулировать человека к самодостаточности и более положительному самоощущению, но и стать основой для личностного роста и развития.

Список использованной литературы:

Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе её психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. Т. 51. №7. С. 83–84

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2010.

Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1994. - Т. 14. - № 2. – С. 34-37

Григорьева Ю.Б. Зависимость эмоционального благополучия от жизнестойкости личности // Ярославский педагогический вестник. 2019. №3.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 178–210.

Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. – СПб.: Речь, 2002. – 542 c.

Просмотров работы: 94