Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений, навыков. Для этого в курс «Химия вокруг нас» включены наиболее яркие, наглядные, интригующие эксперименты, способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией.
В работе педагогов на первый план выступает воспитательный аспект образования через урочную и внеурочную деятельность, продуктивность которой возможна тогда, когда в ее основу положен системно-деятельностный подход[2].
Образование станет более эффективным, индивидуализированным, функциональным, если на уроках и во внеклассной работе будут созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейшей социальной адаптации и мобильности[1]. Ю. К. Бабанский рассматривает обучение и воспитание как единый процесс - целостный педагогический процесс, справедливо считая, что нет обучения без воспитания.
Проблемой данного проекта является привлечение внимания учащихся восьмых классов к науке химия. Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся. Курс позволит учащимся расширить свои знания в химии на уровне, не требующем специальной подготовки по предмету. Ученики приобретут навыки, необходимые для дальнейшего изучения предмета в школьном курсе химии.
Актуальность данной программы состоит и в том, что она не только дает воспитанникам практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но и развивает интерес обучающегося к эксперименту, научному поиску, способствует самоопределению учащихся, осознанному выбору профессии. Актуальность обусловлена тем, что в учебном плане предмету «Химия» отведено всего 2 часа в неделю (8 класс), что дает возможность сформировать у учащихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-го класса является важным для профессионального самоопределения школьников.
Итоговым продуктом данного проекта является перечень мероприятий для тематической недели науки «Химия вокруг нас».
Основным задачами проекта являются:
Расширение кругозора учащихся о мире веществ;
Сформировать у учащихся привычку использовать теоретические знания по химии на практике;
Обучить технике безопасности при выполнении химических реакций;
Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
Продолжить формирование у учащихся учебно-исследовательских умений, критического мышления
Воспитать самостоятельность при выполнении работы;
Воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде;
К ожидаемым результатам проекта относятся:
Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
По итогу исследований необходимо сделать вывод о полученных в ходе тематической недели знаниях и пользе для каждого ученика. Большое значение следует придавать индивидуальному подходу, что позволит сделать более точный вывод и даст возможность учесть все замечания для следующего проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект необходим в условиях современной системы обучения.
Список использованной литературы
1. Андреева, Н. Д. Методика обучения химии в современной школе : учеб. и практикум для вузов / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 300 с. – URL: https://urait.ru/bcode/452512 (дата обращения: 11.10.2022). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
2. Арбузова, Е. Н. Методика обучения химии : учеб. пособие для вузов / Е. Н. Арбузова. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 274 с. – URL: https://urait.ru/bcode/454988 (дата обращения: 11.10.2022). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
3. Асакаева, А. Б. Практическая работа как фактор развития предметных умений по химии / А. Б. Асакаева, Е. Ф. Цагараева. – Текст : электронный // Современные проблемы естествознания : материалы V Регион. науч.–практ. конф. студентов и молодых ученых. – Грозный, 2021. – С. 88–93. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46153170 (дата обращения: 11.10.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.