В последнее время молодежь часто оказывается в списке социально незащищенных слоев населения. Обострение социальных проблем, которые затрагивают права и интересы молодежи, ухудшение их положения в обществе требует разработки мер по улучшению эффективности социально-правовой защиты. Социально-экономические проблемы в Российской Федерации тяжело отражаются на условиях жизни и на развитии подрастающего поколения. Постоянно усиливаются негативные тенденции, характеризующие положение молодежи в Российской Федерации.
С каждым годом растет уровень безработицы среди молодежи. Молодые граждане в возрасте от 15 до 30 лет составляют 187 145 человек (29,9%) от всего количества людей проживающих в Ульяновской области на 1 ноября 2022 года. Из них почти половина безработные (81043 человек). [3] Ухудшение положения молодежи, утрата значительной частью молодежи понимания важности труда как жизненной ценности грозит дальнейшим обострением негативных тенденций в социальной, экономической и культурной сферах жизни общества.
Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики играет решающую роль в осуществлении социальной работы с молодежью и создании условий для реализации прав молодежи и возможностей для её развития. Нормативно-правовые акты в сфере государственной молодежной политики:
«Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» (принята резолюцией № 2037 (XX) Генеральной Ассамблеи от 07 декабря 1965 года)
«Европейская Хартия местного самоуправления», ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»
«Декларация о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики» (принята резолюцией № S-20/3 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 года)
«Об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (рекомендация № Rec (2004) 13 Комитета министров Совета Европы)
«О государственной поддержке молодежных и объединений» (Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ)
«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ)
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации"
«Молодежь - опора сегодняшнего дня и будущее России», - заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин на традиционной пресс-конференции в столице [5]. От того, какие модели воспитания молодого поколения выберет государство сегодня, завтра будет зависеть состояние всех сфер жизни общества, степень развития гражданского общества, а также культурные, духовные и моральные настроения различных социальных групп населения, показатели социально-экономического развития отдельного муниципального образования, субъекта и, наконец, страны в целом.
Формирование высоконравственной и высокоинтеллектуальной молодежи, сохранившей культуру, способность отстаивать интересы своей страны - задача современного российского общества.
В научный аппарат социальной работы с молодежью входит множество категориальных терминов в том числе, таких как: «молодежь», «социальная работа с молодежью», «социальная защита молодежи», «социальное развитие молодежи», «социальная интеграция молодежи», «молодежная политика», «здоровье молодежи» и др.[10]
Социальная работа с молодежью – это профессиональная деятельность, заключающаяся в оказании помощи, как отдельному человеку, так и группам молодых людей с целью улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, способствующих реализации этих целей в обществе, а также работа с молодежью на коммуникативном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы с молодежью является развитие у них способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к современным условиям рыночной экономики, приобретать навыки самостоятельной жизни в обществе и навыки участия в самоуправлении. Субъектом данного вида деятельности являются социальные службы для молодежи, представляющих собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодежи, поддержке их инициатив.[2, c. 441]
Для рассмотрения особенностей социальной работы с молодежью, нужно для начала определить, что такое молодежь и чем она отличается от других социальных групп населения. В отечественных общественных науках молодежь долгое время не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существующие представления о классовой структуре общества и противоречило устоям отечественной науки.
Впервые понятие молодежи было введено 3 июня 1993 года в Постановлении Верховного Совета РФ №5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». В нем сказано, что молодежь - это «граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет».[4]
В современное справочной литературе «молодежь» - в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом смысле, молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.[6, c. 267 – 269]
А в Федеральном законе "О молодежной политике в Российской Федерации" от 30.12.2020 N 489-ФЗ определение молодежи звучит так: «молодежь, молодые граждане – это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации».[9]
Подытоживая вышесказанное, можно сформулировать определение понятия «молодежь» - это социально-демографическая группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Под возрастными рамками молодежи принято считать промежуток от 14 до 30 лет. Нижняя граница связана с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы и началом профессионального обучения. Верхний предел определяется возрастом совершеннолетия, завершением профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка и заканчивается к 30 годам жизни. Это означает, что молодежь, как социально-демографическая категория населения, объединяет людей в пределах 16 летнего возрастного интервала.
Молодежь находиться под воздействием различных социальных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются каждый день. Проблемы совершенно различного характера: это и отсутствие стимула к труду, и криминальное влияние на них, употребление разных психотропных веществ, непринятие их мировоззрения в обществе, проблемы связанные с сферой труда: им трудно находить работу после окончания обучения, ведь сейчас молодых людей без опыта какой-либо работы не берут.
Особую роль в решении всех этих проблем, с которыми сталкивается молодежь, играют меры социальной поддержки молодежи.
Меры социальной поддержки (государственная социальная помощь) - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. [8]
К мерам социальной поддержки молодежи относят:
Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.
Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
Арт-терапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;
Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиций;
Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.
Социальное обеспечение – это предоставления, направляемые в адрес нуждающихся граждан в виде содержания или оказания помощи для удовлетворения их основополагающих потребностей человека, без чего его существование невозможно или затруднено.
Социальная реабилитация – это комплекс мер, которые должны помочь людям, попавшим в трудную ситуацию, восстановить социальный статус, здоровье и трудоспособность, возродить потерянные социальные связи и отношения или построить новые, адаптироваться к изменившимся условиям и вновь включиться в полноценную активную жизнь в обществе.
Социальная профилактика - то научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. [7]
Таким образом, особенности социальной работы с молодежью можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов жизнедеятельности молодежи, имеющей трудную жизненную ситуацию. Общие меры социальной поддержки молодежи разрабатываются на основании практического опыта учреждений по предоставлению социальной помощи молодежи, а также на теоретико-методологических принципах. Современная молодежь – прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России, будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от отношения к активному участию в них российской молодежи.
Список литературы:
Кочетков А.В., Кузьмина О.В. Государственная молодежная политика Российской Федерации: становление и развитие. 1992-2017/ Кочетков А.В., Кузьмина О.В. // Пространство открытых возможностей: издание к 25-летию современной государственной молодёжной политики и Нац. Совета молодёжных и детских объединений России / ред.-сост. Г.В. Петушков. — М.: Нац. Совет молодёж. и дет. об-ний России, 2017. — С. 18-48.
Курбатов, В.И. Социальная работа: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003 — 480 с.
Население Ульяновской области, численность, занятость, безработица, гендерный состав [Электронный ресурс]: https://bdex.ru/naselenie/ulyanovskaya-oblast/
«Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»: Постановление ВС РФ от 03.06.93 N 5090-I [Электронный ресурс]: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=3289
Путин: Молодежь - это опора сегодняшнего дня и будущего // Федеральное агентство новостей // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onf.ru/2018/12/20/putin-molodezh-opora-segodnyashnego-dnya-i-budushchee-rossii/
Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М: Academia. - 2008. – 606 с.
Технология социальной работы : учебник / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова. — М. : КНОРУС, 2016 — 344 с.
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/
Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" от 30.12.2020 N 489-ФЗ [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/
Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.:ИНФРА-М, 2001 - 400 с.