Карикатурой называется особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий направленностью на социальную критику. Карикатура [ит. Caricatura <caricare перегружать]-1) намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события, обычно графическое;2) плохое, смехотворное подобие чего-л.
Расцвет карикатуры связывают с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил.
Политическая карикатура всегда была одним из важнейших средств агитации. Она так же, как картина или плакат, представляет собой исторический документ, характеризующий историческую эпоху изобразительными средствами.
Лихачева К.О. в своем исследовании пишет о том, что благодаря археологическим раскопкам, на данный момент удалось установить самую раннюю карикатуру. Она изображала Рамзеса III и была нарисована в XIII веке до н.э. Интересно то, что взаимосвязь карикатуры и политики прослеживается во всей её истории: во-первых, первая карикатура в истории человечества комически изображала именно политического лидера; во-вторых, своё становление и развитие карикатурная живопись получила благодаря политической обстановке в Великобритании; в-третьих, в России карикатура появилась и развивалась как средство борьбы с врагами – захватчиками и т. д [1].
Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Поначалу в газетах появлялись статьи с сатирическими рисунками на те, или иные события с пояснительным текстом. Постепенно, с течением времени, стали публиковаться рисунки и без сопроводительного и объясняющего текста, сюжет рисунка был понятен и без слов. Но цензура внимательно следила за их политическим аспектом и не допускала никакой свободы в оскорблении власть имущих. Однако развитие жанра уже невозможно было остановить. Безымянные карикатуры передавались друг другу, а иногда особо яркие и запоминающиеся перерисовывались.
Спецификой политической карикатуры является то, что она призвана по своей природе быть мощнейшим средством формирования общественного мнения. Небольшая картинка может оказать более сильный эффект, нежели множество серьезных аналитических статей, поскольку выступает индикатором настроений, способным в комплексе образов аккумулировать коллективные ассоциации и опыт.
По мнению российского политолога Алтуняна А.Г., политическая карикатура является таким же политическим текстом, как и любое вербальное сообщение. «Так же, как и словесный текст карикатура о чем-то рассказывает, даёт оценку и в некоторых случаях даже предлагает решение проблем» [2].
Для того чтобы наиболее полно рассмотреть политическую карикатуру как жанр, стоит обратить внимание на жанрообразующие признаки политической карикатуры.
Коммуникативная цель жанра политической карикатуры состоит в осмеянии и острой сатирической критике известных политических деятелей и значимых событий в сфере политики, в манипулировании общественным сознанием, например, путем создания определенного образа политика.
Концепция автора предполагает, прежде всего, критическое или негативное отношение художника (или газеты/журнала, заказывающего работу) к изображаемым на карикатуре политическим событиям и их участникам, а также его желание представить персонажей в комической манере.
Тема текста политической карикатуры всегда характеризуется злободневностью, так как представляет собой реакцию на актуальные политические события. Карикатура, как комическое сообщение, передает информацию либо о происходящем политическом событии, либо об уже произошедшем (чаще всего художник обращается к недавним событиям, так как общество еще не успело их забыть, а также к прецедентным феноменам.)
17 июля вышел первый номер журнала с хлестким - в прямом смысле - названием "Панч" (Punch). Еженедельный сатирический журнал выходил с 1841 года и даже отпраздновал 150-летний юбилей, однако праздничный 7888-й номер (1992) так и остался последним
О направленности журнала говорилось в обращении к читателям, опубликованном в первом номере: «Панч» был задуман как сатирическое издание, позиции которого были, с одной стороны, консервативными, поскольку он поддерживал традиционную для Англии политическую систему, но с другой стороны, журнал ратовал за перемены, направленные на улучшение положения всех слоев английского общества, и поэтому его можно назвать прогрессивно-либеральным изданием того времени.
Журнал достаточно полно выражал настроение английского общества 40 х гг. XIX в., с хроникальной достоверностью представляя наиболее заметные события, происходящие не только в Англии, но и в мире. Очень скоро Панч" стал эталоном едкой сатиры [3].
Главным выразительным средством «Панча» была карикатура.
Сатирические иллюстрации занимали большую часть объема номера, тогда как текстовая часть сводилась к коротким заметкам или подписям – к карикатурам.
В тот период социальные карикатуры, опубликованные на страницах «Панча» (1853–1856 гг.), были адресованы разным слоям английского общества. Карикатуры военной тематики были направлены не только на повышение боевого духа и позитивного настроя общества, но и на выявление ошибок, которые допускало правительство в отношении британской армии.
Об одной серьезной проблеме говорилось в заметке: «Души героев», опубликованной в журнале «Панч» 10 марта 1855 г.: Оплату труда наших отважных солдат, сражающихся в Крыму, совершенно необходимо повысить, хотя бы потому, что все их трофеи до сих пор состояли из русских сапог. Тем не менее, многим из этих несчастных храбрецов приходится ходить босиком, чтобы не влезать в русскую кожу – ни живыми, ни мертвыми. Автор этой заметки говорит о сложностях, возникавших в связи с недостаточным финансированием британской армии. Знаменитая карикатура того периода «Терпеливые герои». Один британский солдат говорит другому, что на родине они награждены медалями. В ответ на это сообщение другой выражает надежду на то, что, может им тогда выдадут и шинели, на которые они смогут повесить свои награды.
Через месяц после выхода этой заметки на страницах «Панча» появилась карикатура Джона Лича «Королева и уродцы Крымской войны». На рисунке мы видим королеву Викторию в сопровождении охраны перед карикатурными персонажами, символизирующими слабые места в организации британской армии: медицинское обслуживание, режим службы, продовольственное снабжение.
Кроме того, поскольку страна находилась в состоянии войны с Россией, сатира автора была обращена на противника. Согласно этой заметке, гордый английский солдат лучше умрет от холода, чем наденет русские сапоги. Автор намекал на то, что Россия – бедная страна, так как в ней нечего взять, кроме сапог, да и те такие потрепанные, что их противно носить.
Одна из карикатур отражает момент обороны Севастополя, после того как нашими командующими было принято решение затопить корабли, дабы французская и английская эскадры не могли подойти ближе и обстреливать город с моря. На ней наши солдаты на бастионе, а неподалеку лодка противника с белым флагом. Подпись гласит: «Русские дикари готовятся получить флаг перемирия».
Еще несколько карикатур изображающие русские войска в более привычном для западной прессы виде - медведь. На одной из них британские солдаты прогоняют уже «не юных» медвежат Николая и Михаила (наследники российского престола). А, на другой карикатуре мы видим британского монарха, готового спустить разъяренного льва на убегающего медведя. Эта карикатура изображает готовность Великобритании вступить в войну с Россией. Лев – символ британской монархии, а медведь символизирует Россию. Так же едкая сатира Панча не может обойти официальный символ Российской Империи-герб в виде двуглавого орла на следующей карикатуре мы видим убегающий символ, который прогоняют британские солдаты.
Кроме противника, авторы высмеивают и своих союзников- Турцию.
Как известно, русская армия вела достаточно успешную компанию на театре военных действий против турецких войск, и как союзники для Великобритании они оказались не полезны. В связи с этим в журнале появляется карикатура, где английский солдат едет верхом на турецком и второго ведет в поводу как лошадь. Таким образом показывая, что это единственная польза, которую можно извлечь от таких союзников.
В политической карикатуре этого периода можно выделить несколько функций. Наиболее значимыми из них являются сатирическая, социальная, творческая, эмотивная, иллюстративная и функция культурной памяти.
Известно, что карикатура часто использует феномен преувеличенной похожести некоторых хорошо известных лиц или институтов для привлечения внимания. Таким образом, предметом жанра политической карикатуры является злободневное общественно-политическое событие (например, избирательная кампания или политический скандал, связанный с личной жизнью политика), отраженное в сатирическом изображении объектов, к нему причастных, а также в умышленно искаженном представлении их высказываний.
Литература:
1. Наговицына, А.И. Карикатура как способ воздействия на избирателей в предвыборной президентской гонке в период 2011-2012 г в России[текст]// А.И Наговицына. // курсовая работа//.
2.Алтунян, А. Г.[текст] / Анализполитическихтекстов/. А.Г. Алтунян Учебное пособие. Каменистые тропы науки -это горы. Анализ политическихтекстов: Учебное пособие./ М.: Университетская книга; Логос, 2006.
3.Леонтьева, Е.В Журнал "Панч" о жизни английского общества в годы крымской войны. [текст]/ Е.В Леонтьева. Вестник РГГУ. серия: история. филология. культурология. востоковедение// Из-во: Российский государственный гуманитарный университет (Москва) ISSN: 2073-6355 стр.125-133