Главной целью физического воспитания в высших учебных заведениях является формирование духовной и физической культуры личности. Психолого-педагогическое воспитание представляет собой целенаправленную работу с обучающимися, которая в свою очередь влияет на развитие навыков самоконтроля, саморегуляции, познавательных процессов, развитие волевых качеств, постановку целей в спорте, умение управлять собственным поведением в условиях учебно-педагогического процесса, в физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом. Психолого-педагогические аспекты физического воспитания студентов имеют огромное влияние на общество, так как физическая культура является одним из главных факторов психологического и физического развития.
Образовательный процесс состоит из двух составляющих. Первый элемент – это физическая культура, второй – спортивная психология [1]. Психологическая подготовка студентов в области физкультуры и спорта зависит от возрастающей роли спорта в укреплении здоровья, социальной значимости спорта и более высокого уровня достижений. Психология спорта в настоящее время позволяет людям получить способность прогнозировать и решать вопросы и проблемы, которые могут возникнуть перед ними в процессе развития и становления при занятии спортом.
Во всех высших учебных заведениях студенты осваивают курсы физической подготовки. Именно это оказывает большое значение на их интеллектуальную, эмоциональную, волевую и мировоззренческую среду. Это связано с тем, что современное мышление личности о физической культуре связано не только с развитием качества занятий спортом. Так же оно связано с познанием человека, его мотивацией и перспективами в области физического воспитания и физической активности [2].
Для того чтобы решить задачи физического воспитания обучающихся в вузах, рекомендуется:
Повышение знаний у студентов о своей будущей карьере;
активизация студентов на учебных занятиях;
развитие организаторских способностей обучающихся;
целенаправленность в осуществлении организацию активного досуга обучающихся.
Воспитание физической культуры личности связано с различными внутренними и внешними факторами. Растет понимание того, что физическая культура способствует раскрытию не только физических, но и личностных возможностей, мотивирует человека проявлять активность в различных спортивных мероприятиях.
В программах вуза отмечено, что целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Положительный эффект, оказываемый на здоровье обучающихся на занятиях в учебном учреждении, зависит от формирования положительных мотивационно-ценностных отношений к физической культуре [3].
Специалисты в обучении и воспитании студентов видят в этом важные отличительные детали: ведущая роль в процессе воспитания сохраняется за самим студентом, воспитание – это совместная деятельность субъектов образовательного процесса выделяет 5 специфических характеристик студента:
1. Осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;
2. Обладает запасом бытового, профессионального и социального опыта, который становится все более важным источником воспитания его самого и его сокурсников;
3. Исходит из стремления в своей готовности с помощью учебы решить жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;
4. Стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
5. Зависит в значительной мере в своей деятельности от временных, пространственных, бытовых, профессиональных, социальных факторов.
Использование средств и форм физкультурно-массовой работы в воспитании студентов обосновано следующими моментами: психологическая комфортность – позитивное общение всех студентов, оптимистичность процесса воспитания, веры в себя и свои возможности.
В применении средств физической культуры для студентов значительна мотивационная сторона. Мотивация имеет проработку самих мотивов у студентов. Мотивацией для молодежи становятся спортивные и подтянутые фигуры, снятие напряжения и усталости, а также достижение успехов в спорте. Для формирования мотивационного отношения к спорту необходимо учитывать многие психолого-педагогические условия: желание и физическую возможность студентов к занятию определенным видом спорта, профессиональные советы преподавателя по питанию и корректировке веса, которые приносят видимый результат и тем самым стимулируют студентов на достижение собственной цели [4].Постоянно повторяющиеся занятия физическими упражнениями с постепенно увеличивающимися нагрузками в большей степени становятся потребностью студентов.
Таким образом, психолого-педагогические аспекты физического воспитания студентов являются значимыми в нашем обществе, так как физическая культура является одним из главных факторов психологического и физического развития. Физическая культура формирует интересы и мотивы в ведении здорового образа жизни, что является неотъемлемым фактором в достижении целей в будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.
Список литературы
Вайнштейн Л. А. Общая психология : учебное пособие / Л. А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов. – Минск : Тесей, 2005. – 368 с
Ильинич В. И. Физическая культура студента. М.: Гардарики, 2010. 147 с.
Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 381 с
Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций. Екатеринбург: Издательство Екатеринбургского университета, 2014. 244 с.
Ханевская Г. В. Психолого-педагогические аспекты формирования культуры здорового образа жизни у студентов. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: материалы VII межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (20 апреля 2017г., Москва). 555 с.