Изучение условий реализации инклюзивного образования в САФУ имени М.В. Ломоносова - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Изучение условий реализации инклюзивного образования в САФУ имени М.В. Ломоносова

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Во всем мире существует проблема доступного образования для всех категорий жителей, несмотря на их различия. Одновременно со сложившимися программами привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общую образовательную среду является новая, но достаточно успешно развивающаяся во разных странах, инклюзивная форма обучения. Инклюзия определяет каждую личность со своими особенностями как норму, не предполагает ограничений для занятия какой-либо деятельностью.

Цель инклюзивного образования - это создание такой комфортной среды для обучения и профессиональной подготовки людей с индивидуальными особенностями, когда нет барьера между участниками процесса. Реализация этого направления подразумевает, в первую очередь, разработку нормативной базы всех уровней (федерального, регионального, местного, локальных актов учебного заведения), затем создание методик и проведение обучения кадров, обязательное обеспечение достойного материально-технического оснащения образовательных учреждений, и, конечно, развитие толерантности в обществе и изменения сложившихся предрассудков.

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова имеет статус базового образовательного учреждения высшего образования, которое обеспечивает определенные условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Северо-Западном федеральном округе. Это закреплено в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации № 2211 от 30.12.2010 г [5].

Актуальность внедрения инклюзивного подхода обусловлена увеличением числа студентов с ОВЗ, поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения. По данным средств массовой информации на начало 2022 года в САФУ имени М.В. Ломоносова обучаются 100 «особенных» студентов, среди них есть ребята с тяжёлыми нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

В университете ведется работа по двум направлениям: это разработка стандартов, программ, методик инклюзивного обучения, подготовка и переподготовка кадров в этой области и непосредственно практическое сопровождение студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Цель исследования: оценить реализацию инклюзивного образования в САФУ имени М.В. Ломоносова.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

изучить существующую нормативно-правовую базу Архангельской области и САФУ имени М.В. Ломоносова об инклюзивном образовании, методические рекомендации;

определить наличие инфраструктуры, специального оборудования для студентов с ОВЗ;

проанализировать подготовку кадрового состава;

выявить проблемы реализации инклюзивного образования;

обозначить перспективы развития инклюзивного образования.

Материал и методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретического анализа и обобщения, изучение научно-методической литературы, изучение нормативной базы Архангельской области и САФУ имени М.В. Ломоносова, методических рекомендаций, а также наблюдение за учебной деятельностью студентов с ОВЗ.

Результаты исследования и их обсуждение.

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

Специальные положения о праве на инклюзивное образование в законодательстве Архангельской области на сегодняшний момент не разработаны. Закон «Об образовании в Архангельской области» от 02.07.2013 №712-41-03 закрепляет принцип равенства в доступе к образованию для всех, без исключения, однако не гарантирует получения специальных услуг детьми с инвалидностью [2].

В Архангельской области был создан проект Концепции развития лиц с ограниченными возможностями здоровья при поддержке общественных организаций. Концепция была утверждена Постановлением Правительства Архангельской области от 24 ноября 2015 г. Она определяет основные направления продвижения инклюзивного образования в области [4].

На уровне САФУ имени М.В. Ломоносова существуют:

Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Положение о Ресурсном центре инклюзивного образования [1].

Кроме того, определен План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Он был утвержден 31.03.2016 года, и даты его реализации рассчитаны до 2030 года. Помимо направлений развития доступной среды в нем прописаны реальные практические мероприятия с указанием сроков выполнения и списком ответственных лиц.

Методическое обеспечение образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

В САФУ имени М.В. Ломоносова на базе Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры создан Ресурсный центр инклюзивного образования. Он находится в научной библиотеке университета. Эта платформа оснащена новым специализированным оборудованием, которое имеет огромную ценность в процессе подготовки кадров для работы с детьми с проблемами здоровья. Также на базе Центра для преподавателей проводятся курсы повышения квалификации.

Данное инновационное учреждение уникально не только для Архангельской области, но и в целом для системы образования в России.

Цель деятельности Ресурсного центра - это психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в САФУ имени М. В. Ломоносова [3].

Основными заявленными направлениями деятельности Центра являются:

психолого-педагогическое и методическое сопровождение;

подготовка специалистов;

проведение научных исследований;

реализация программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки педагогов [3].

При обращении в Центр человек с ограничениями здоровья получает возможность войти в образовательный процесс обучения максимально органично. Специалисты разрабатывают рекомендации для всех участников обучения: студентов, преподавателей, сопровождающих, волонтеров, общественников.

Работники Центра подберут, а при их отсутствии, разработают индивидуальные адаптационные модули, позволяющие уменьшить влияние проблем со здоровьем, с целью успешного овладения выбранной образовательной программы.

В САФУ обучаются более 100 студентов с ОВЗ. Не каждый вуз объективно может предоставить такие эксклюзивные для них условия. В Ресурсном центре студенты могут работать на специальном оборудовании, брать его бесплатно в аренду. В шаговой доступности построено новое общежитие со специально оборудованными комнатами для маломобильных студентов. Существуют льготы для абитуриентов с ОВЗ при поступлении. Также ведётся работа по трудоустройству выпускников и полному включению их в реальную жизнь.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Особенностью САФУ является его принадлежность к обеим сторонам процесса инклюзивного обучения. Это и необходимость непосредственно соблюдать нормативно-правовые акты, нацеленные на создание доступной среды, но и, с другой стороны, возможность организации непосредственных научных исследований, создание нормативной базы, разработка необходимых методик, конкретных практик в данной сфере.

Основной сложностью во внедрении инклюзивного образования является отсутствие у преподавателей специальной подготовки для работы со студентами с ОВЗ, недостаточное количество практических рекомендаций для вовлечения таких ребят в общество.

В САФУ имени М.В. Ломоносова осуществляется подготовка специалистов для работы с детьми с ОВЗ. Например, направление "Специальное (дефектологическое) образование" в рамках бакалавриата включает в себя следующие профили: олигофренопедагогика, логопедия, дошкольная дефектология. Кроме того, на педагогических направлениях университета есть отдельный курс "Инклюзивное обучение". В процессе обучения студентами изучаются особенности разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и организация инклюзивного обучения детей [4].

В университете реализуется магистерская программа "Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в Приарктическом регионе" [4]. Существует возможность получения дополнительного образования в этом направлении.

На базе факультета постоянно проводятся различные конференции, где участники не только оценивают сегодняшнюю практическую ситуацию в учебных заведениях области и города в сфере инклюзивного образования, но и пытаются определить перспективы для более быстрого и успешного внедрения различных инноваций. Например, ввести специализацию «тьютер» для выпускников соответствующего профиля.

Ресурсный центр инклюзивного образования САФУ является незаменимым помощником в обеспечении методологического сопровождения лиц с ОВЗ в Архангельской области. На его платформе непрерывно организуются разнообразные конференции, мероприятия, мастер-классы, которые позволяют развивать и углублять сотрудничество между всеми участниками инклюзивного образования [3].

Очень радует наличие непосредственного общения между всеми заинтересованными сторонами: студенты младших курсов получают рекомендации и помощь от старшекурсников; приглашаются желающие для участия в разнообразных конкурсах; ведется интересная общественная, внеучебная деятельность. Нельзя не отметить важнейшую роль социальных сетей в налаживании информационного обеспечения, что необходимо для установления обратной связи. Сотрудники Центра и студенты не ограничиваются территорией Поморья и участвуют во многих всероссийских программах.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

В САФУ имени М. В. Ломоносова уже существует минимум необходимых условий для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Самым приспособленным для «особенных» студентов является здание библиотеки по адресу: г. Архангельск ул. Смольный Буян д.1. Он имеет безбарьерный архитектурный доступ, пандус, для лиц с болезнями опорно-двигательного аппарата. В здании имеются система навигации по помещениям «Парус» для слепых и слабовидящих посетителей, кнопки вызова помощника «Пульсар». Рядом со зданием выделены места для парковки [3].

В Ресурсном центре существует  специальное оборудование, позволяющее посетителям с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата получать всю необходимую информацию в доступной форме.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены специализированная мебель, накладки на клавиатуру и джойстик, выполняющий функцию компьютерной мышки [3].

Для обучающихся с нарушениями зрения имеется инновационная техника, помогающая переформатировать напечатанный текст, причем не только на русском языке, что позволяет воспринимать сведения и данные слепым и слабовидящим. Можно взять оборудование в аренду. Также в наличии есть такое специальное оборудование, как сенсорный напольный терминал с программным обеспечением, преобразующим информацию в приемлемую для них форму.

Для обучения студентов с нарушением слуха предусмотрено использование звукоусиливающей аппаратуры: в Центре есть аудиокласс, акустическая система Front Row, специализированная компьютерная техника [3].

Другие корпуса САФУ имени М.В. Ломоносова также оснащены пандусами, в некоторых зданиях, например, в Высшей школе экономики, управления и права функционируют лифты. Беспрепятственный доступ существует в общежитии № 5 по адресу: пр. Ломоносова, д. 6; в общежитии № 11 по адресу: ул. Смольный Буян, д. 3 корп. 1. Оборудовано жилое помещение в общежитии № 5 по адресу: пр. Ломоносова д. 6.

Также разработаны Паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования для зданий САФУ. С ними можно ознакомиться на официальном сайте учебного заведения.

Проблемы реализации инклюзивного образования

Несистемный характер реализации инклюзивного образования на территории Архангельской области обусловлен недостаточностью методической и материально-технической обеспеченности учреждений в области просвещения и воспитания. Отсутствуют основные методологические принципы оценки этого направления, что важно при формировании государственного заказа для выработки общих подходов во внедрении и развитии инклюзии.

Специальную подготовку имеет только небольшое количество специалистов и работников образовательной сферы, а нормативно-правовое и методическое обеспечение по вопросам внедрения инклюзивного образования несовершенно.

Эти проблемы актуальны и для САФУ имени М.В Ломоносова. Наличие мощного, но единственного, Центра помощи студентам не позволяет в полной мере влиться людям с ОВЗ в общую образовательную систему. Практически нет условий для проживания иногородних «особенных» студентов. Недостаточно обеспечена материальная база в иных корпусах университета. Ничтожно мала роль общественных объединений, движений в плане внеурочной, просветительской работы среди всех студентов.

Перспективы развития инклюзивного образования

Необходимо продолжить работу по созданию комфортной среды и условий для реализации инклюзивного образования: оснащение специализированным оборудованием и программными продуктами, специализированной мебелью. Ввиду недостаточности бюджетного финансирования реализуемых программ, предлагается заинтересованным сотрудникам, волонтерам и общественникам активнее участвовать в конкурсах на получение грантов, работать над привлечением возможных инвесторов.

Кроме этого, нужно наладить работу по психолого-педагогическому сопровождению студентов с ОВЗ во время всего обучения и по консультированию родителей с целью включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду. Вести просветительскую работу среди будущих «особых» абитуриентов САФУ имени М.В. Ломоносова.

Преподаватели и работники учебного заведения, его инфраструктуры должны обладать соответствующими знаниями и умениями, повышать квалификацию и профессиональную компетенцию в области инклюзивного образования.

Необходимо менять отношение общества к проблеме инвалидности в целом. Бесценна роль общественных организаций, движения волонтеров в решении этого вопроса. Информационная открытость, наполненность контента позволила бы в полной мере вовлечь наибольшее количество заинтересованных людей в формирование и развитие толерантной среды в обществе.

Заключение. Так как инклюзивное образование является для России, а тем более для Архангельской области, инновационным, то необходимо, в первую очередь, оценить и принять его важность и необходимость внедрения на законодательном уровне. САФУ имени М.В. Ломоносова является площадкой для разработки и реализации программ, научных исследований, подготовки кадров в области инклюзивного образования в Северо-Западном федеральном округе. В этом состоит уникальность нашего университета.

САФУ имени М.В. Ломоносова занимает активную позицию в области поддержки инклюзивного образования. В ходе изучения готовности к организации инклюзивного образования можно констатировать, что университет потенциально готов создавать дополнительные специальные условия для студентов с ОВЗ.

С другой стороны, в университете имеются трудности организации инклюзивного обучения студентов с ОВЗ. Данные проблемы находятся на этапе теоретического осмысления и поиска рациональных путей их практического разрешения. 

Список литературы

Документы // Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования URL: https://narfu.ru/sveden/document/ (дата обращения: 23.10.2022).

Закон Архангельской области "Об образовании" от 02.07.2013 № 712-41-ОЗ с изм. и допол. в ред. от 01.11.2021.

О центре // Ресурсный центр инклюзивного образования URL: https://narfu.ru/inclusive-education/about/ (дата обращения: 23.10.2022).

Постановление Правительства Архангельской области "Об утверждении Концепции развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 - 2021 годы" от 24.11.2015 № 473-пп с изм. и допол. в ред. от 01.12.2020.

Приказ от Министерства образования и науки Российской Федерации "О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" от 30.12.2010 № 2211.

Просмотров работы: 95