Дискуссия - форма коллективного обсуждения, цель которой - выявить истину через сопоставление различных взглядов, правильное решение проблемы. Во время такого обсуждения выявляются различные позиции, а эмоционально-интеллектуальный импульс пробуждает желание активно мыслить
Дискуссии – нужная и полезная форма взаимодействия между деловыми партнерами, коллегами, начальником и подчиненным. Чтобы дискуссия давала результаты ее нужно правильно вести, чтобы можно было найти оптимальное решение той или иной проблемы. Для правильного ведения дискуссии нужно знать некоторые правила. Если их соблюдать, и не позволять лишним эмоциям брать верх, то дискуссию можно считать конструктивной и плодотворной.
Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
Прежде чем приступать к дискуссии, следует обратить внимание на следующие аспекты проведения деловых дискуссий.
1) Сбор информации (знаний, суждений, новых идей, предложений участников) по проблеме. Этот этап по форме похож на мозговой штурм: возможность высказаться есть у всех, никакой критики, вопросы только на уточнение, фиксируются все мнения, вся новая информация.
2) Упорядочение, обоснование и совместная оценка информации, полученной в процессе обсуждения. Главная задача данного этапа — критично проанализировать все предложения (предложения, а не их авторов) и выбрать (всем вместе или каждому для себя) определенную позицию.
Во всех книгах о деловом общении можно найти описание этапов, которые проходит каждый деловой спор. Конечно, во время непосредственного живого взаимодействия мало кто начинает вспоминать эти этапы и четко их разграничивать. Однако, общее понимание того, какой структурой должна обладать дискуссия, поможет правильно выстроить диалог и сделать его именно дискуссией, а не просто бытовым разговором. Если хотя бы один из этапов пропускается, то дискуссия рискует превратиться в бесконтрольный эмоциональный спор, который не может привести ни к каким конструктивным результатам.
Рассмотрим следующие этапы делового спора:
1) Налаживание контакта
Чаще всего в этот этап входит приветствие, форма которого определяется конкретной ситуацией (сдержанное обращение или дружеское теплое, рукопожатие и т.д.). Если собеседники ранее не были знакомы друг с другом, то после приветствия должно следовать представление друг другу: имя, занимаемая должность и другие сведения, которые будут необходимы и уместны в данной ситуации.
2) Определение цели дискуссии и постановка проблемы
На этом этапе выбирается предмет обсуждения и дается описание желаемого результата. Чем четче, понятнее задан предмет, тем продуктивнее будет дискуссия. «Давайте сначала определимся с понятиями, поймем, что мы обсуждаем» — это не формат дискуссии. В лучшем случае — разговоры накануне. У всех участников к моменту начала разговора должно быть четкое понимание предмета обсуждения. Другое дело, что в процессе знание может углубляться и развиваться. Это нормально. В качестве результата групповой дискуссии может выступать общее решение той или иной проблемы, ситуации; четкое самоопределение каждого участника по обсуждаемому вопросу. Обе стороны должны осознавать, какой проблемой вызвана необходимость проведения дискуссии и каких целей нужно достичь в результате. А вот как именно эти цели будут достигаться собеседники уже решат в ходе делового спора. Если есть необходимость, то нужно обозначить сроки выполнения поставленных задач, имеющиеся ресурсы или специфические условия решения проблемы
3) Выявление мнений участников дискуссии
Каждый участник дискуссии должен заранее сформировать свою начальную позицию касательно имеющейся проблемы и высказать её остальным. Обмен начальными мнениями создает фундамент для дальнейшей полемики. Непосредственно в самой дискуссии участники приводят различные альтернативные пути решения обговариваемой проблемы, обсуждают плюсы и минусы каждого из них, убеждают друг друга в правильности именно того решения, которое считают наиболее оптимальным, приводя для этого обоснованные аргументы.
4) Оценка альтернатив решения проблемы
В ходе непосредственного обсуждения некоторые из альтернатив отбрасываются, некоторые остаются под сомнением, некоторые выходят на первый план и берутся за основу. После того, как было выбрано 3-4 варианта решения проблемы, они еще раз обсуждаются, сравниваются, и оцениваются с разных точек зрения.
5) Выбор оптимального решения
Цель любой дискуссии заключается в том, чтобы прийти к единому объективному мнению, наиболее оптимальному в данной ситуации. Это довольно сложно, особенно, если проблема непростая, а участников дискуссии много. Ключ к легкому выбору оптимального решения – умение участников спора оценивать каждый вариант с объективной стороны и способность слушать и слышать других высказывающихся.
6) Подведение итогов.
Как правило, это делает ведущий, однако можно поручить это дело одному из специалистов - участников дискуссии
Универсальные правила, способствующие плодотворному проведению деловой дискуссии, достаточно просты. В процессе ведения деловой дискуссии необходимо внимательно и до конца выслушивать доводы оппонента, трезво взвешивая и оценивая их. Вначале приводятся только сильные доводы, а о слабых сторонах говорят после и как бы вскользь. В процессе спора необходимо стараться убеждать, а не уязвлять оппонента. Не нужно упорствовать в отрицании доводов оппонента, если они ясны и очевидны. Соблюдение следующих правил поможет сделать дискуссию эффективной и привести обсуждение к единому решению:
1) Перед началом дискуссии должны быть обозначены суть проблемы и правила поведения всех участников по время дискуссии. Организатор встречи доводит до сведения участников суть проблемы и разъясняет некоторые моменты процесса обсуждения. Например то, как участники должны обращаться друг к другу; как должны задаваться вопросы и даваться ответы на них и т.д. Такая инструкция необходима, чтобы избежать некорректного обращения, перебивания, проявления эмоций и других явлений, которые могут превратить дискуссию в спор.
2) Все альтернативы решения проблемы, которые предлагаются участниками спора, должны записываться для удобства их дальнейшего рассмотрения. В идеале, мнения и пути решения должны записываться на доске, которая одинаково хорошо видна всем присутствующим.
3) Если на какой-либо вопрос долго не получается найти рационального ответа или хотя бы обозначить его альтернативы, не стоит на нем зацикливаться. Переходите к следующему вопросу, оставив предыдущий открытым. Возвращайтесь ко всем нерешенным вопросам в конце дискуссии и старайтесь рассматривать их уже с другого ракурса.
4) Все люди, приглашенные на дискуссию, должны иметь право высказываться и активно этим правом пользоваться. Молчащих, равнодушных или со всем согласных людей на таком мероприятии быть не должно, так как такие участники являются абсолютно бесполезными для решения проблемы и их участие в дискуссии бессмысленно.
5) Необходимо соблюдать элементарные правила этикета. Каждый участник должен начинать говорить только тогда, когда свою речь закончит предыдущий. Позволять себе перебивать, переходить на личности, и тем более, оскорблять друг друга запрещено. Такие моменты часто встречаются в бытовых спорах, но когда речь идет о деловой дискуссии, поведение собеседников должно быть сдержанным.
6) Каждое суждение, сказанное в противовес другому высказанному мнению, должно подкрепляться объективными аргументами. Фразы по типу «Вы не правы просто потому, что я так считаю», «Такого быть не может и точка» использоваться не должны.
7) Распространенный и очень опасный момент в дискуссиях – это стереотипы и обобщения. На основе одного лишь факта нельзя делать выводы точно также, как и нельзя допускать любых стереотипных суждений о каком-либо явлении или профессиональной группе.
8) По возможности нужно подкреплять аргументы цифрами статистики и данными научных исследований. Это поможет составить объективную картину обсуждаемой проблемы, вдобавок такие аргументы всегда лучше убеждают собеседников, чем какие-либо личные выводы.
9) Во время дискуссии необходимо адекватно реагировать на критику вашего мнения со стороны других участников. Если вам говорят «вы не правы» и разумно аргументируют это, стоит задуматься и пересмотреть своё мнение с учетом услышанных замечаний. Если же вам задали вопрос, ответ на который вам кажется очевидным, не ухмыляйтесь и не насмехайтесь над спросившим, а ответьте на вопрос вежливо и максимально доходчиво. Возможно, человек не является таким специалистом в данной сфере, как вы, и заданный им вопрос действительно для него непонятен и сложен.
10) Все участники дискуссии должны оперировать проверенными данными и фактами, и не искажать их в свою пользу. Выдавать чужие удачные мысли и достижения за свои, пытаясь повысить свой авторитет в глазах других участников – тоже не самая хорошая идея.
Ведение эффективных деловых дискуссий – это искусство, овладеть которым может практически каждый. Тщательно подготовьтесь к предстоящему обсуждению, сформируйте свою мнение, составьте список вопросов, которые вы хотите задать другим и которые могут задать вам, и настройтесь на открытое восприятие чужих идей и мыслей. И тогда проблема, из-за которой и началась дискуссия, обязательно будет решена мирным способом [1].
В дискуссии велика роль ведущего, который должен:
1) сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему);
2) установить время дискуссии (20—30—40 мин или более);
3) заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему в виде некоторого противоречия);
4) добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы;
5) организовать обмен мнениями (желающие или по порядку);
6) активизировать пассивных участников (обратиться к молчащему участнику с вопросом, с просьбой помочь);
7) собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);
8) не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии);
9) уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников;
10) помогать группе прийти к согласованному мнению [2].
Дискуссию как форму коллективного обсуждения следует отличать от полемики, которая выступает как конфронтация идей, взглядов и мнений и основная цель которой - победа над оппонентом, и от диспута, который используется, как правило, для публичной защиты той или иной позиции. Председательствующий ставит проблему на обсуждение. Участникам предоставляется основная информация, факты, даты, события и т.п. Они должны для себя отметить положительные и отрицательные моменты в решении этой проблем и самостоятельно принимать решение, о котором сообщают в обсуждении.
Другая форма проведения дискуссии это ток-шоу, во время которого есть возможность высказать различные точки зрения на заданную заранее тему (при условии хорошей подготовки участников). Ведущий ток-шоу должен следить, чтобы участники не отклонялись от заданной темы. Первыми выступают основные участники (по 20 мин), после чего другие участвуют в дискуссии. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги, дает краткий анализ иногда - советы на будущее.
Известна еще одна форма проведения дискуссии -"мозговой штурм". Она заключается в том, что собирается большое количество участников дискуссии, которые свободно высказывают свои мнения по поводу решения определенной задачи. Никто при этом не может обсуждать, критиковать или поддерживать идеи др. В процессе такой дискуссии можно выслушать большое количество предложений по решению определенной проблемы и в конечном варианте выбрать оптимальное решение.
Очень популярной формой дискуссии являются дебаты, в которых есть возможность убедить других в том, что этот подход к решению проблемы правильный. Эта форма чаще всего используется ведущими современных политичных теле-и радио-программ [3].
Отношения, построенные на правилах профессиональной этики и взаимном уважении, создают комфортную рабочую атмосферу, поддерживают мотивацию в коллективе.
Существует три основных типа делового общения, они основываются на общепринятой иерархии внутри коллектива. Так, деловое общение может происходить: «Сверху вниз»; «Снизу вверх»; «По горизонтали».
Для этих трёх категорий существуют различные этические нормы делового общения, хотя есть и общие принципы. В первую очередь, к общим принципам относится уважение к сотруднику, в независимости от роли последнего в компании. Важно быть корректным по отношению к сотрудникам, коллегам из других компаний и клиентам, с которыми вы работаете. Это, например, подразумевает, что неэтично будет расспрашивать собеседника о его личных делах, тем более о проблемах, только потому, что это вам интересно. Общие для всех правила касаются и этикета делового общения по телефону. «Алло» или «да» — неподходящее приветствие для делового человека. Следует вежливо представляться, называть свою должность, название компании, отдела. При телефонном разговоре нужно быть внимательным, если вы впервые говорите с человеком – обязательно запомните его имя и отчество и обращайтесь по ним. Свои мысли всегда нужно излагать ясно, лаконично. Если же по уважительным причинам вы не можете поддерживать разговор, необходимо извиниться перед собеседником и предложить связаться с ним позже [3].
Общение «начальник-подчинённый» Или «сверху вниз». Любой хороший руководитель должен стараться создать в коллективе комфортную атмосферу. Именно самодисциплина руководителя является самым мощным мотиватором и примером для подчинённых. Поэтому людям, занимающим руководящие должности в первую очередь важно соблюдать этические правила делового общения. Можно это делать несколькими способами, среди которых: Приказ; Просьба; Вопрос или запрос; Вызов добровольца.
Приказ – строгая форма распоряжения. Приказами не стоит злоупотреблять, а по-хорошему – их вообще стоит избегать. Чаще всего прямые приказы применяют по отношению к недобросовестным сотрудникам в критических ситуациях. Но если дело дошло до проблем и приказов – задумайтесь, что хорошего может принести компании такой, явно конфликтный сотрудник?
Просьба – наиболее распространённая форма распоряжения, особенно если в коллективе уже сложились достаточно доверительные рабочие отношения. В ответ на просьбу сотрудник при необходимости может дать свой комментарий. Руководитель также может преподнести просьбу таким образом, что она будет равнозначна приказу, при этом тон останется доброжелательным.
Вопрос обычно задаётся тем сотрудникам, которые показали себя как люди компетентные и инициативные, то же касается вызова добровольца. Совет руководителю: совсем нелишним будет изучить своих подчинённых, чтобы выяснить, кто из них адекватно воспринимает вопросы. Например, квалифицированный подчинённый, с энтузиазмом выполняющий свою работу и заслуживший доверие руководителя, может дать дельные советы по вопросу того, как решить ту или иную задачу. Сотрудник же неинициативный и недобросовестный скорее увидит в вопросе слабость руководителя и повод отлынивать от работы. Также подчинённые всегда ценят справедливость. Так что награда всегда должна быть адекватна заслуге, точно так же как наказание – адекватно промаху. При этом нельзя оставлять промахи сотрудников совсем без внимания – такое поведение может показать руководителя как невнимательного или же говорить сотруднику о том, что он может работать спустя рукава, отлынивать и оставаться безнаказанным. Помимо прочего, начальник должен показывать подчинённым, что он уважает и ценит их мнение и вклад в общее дело, и в этом случае он добьётся ответной преданности [3].
Общение «подчинённый-начальник»
Разумеется, правила делового общения должны соблюдать и все подчинённые. Хороший сотрудник, как и руководитель, заинтересован в том, чтобы в коллективе установилась и сохранялась комфортная атмосфера, поэтому в рамках этики делового общения одна из задач подчинённого – помогать руководителю поддерживать её. Подчинённый ни в коем случае не должен пытаться управлять своим руководителем, это проявление неуважения, несоблюдение иерархии и, соответственно, нарушение норм этики делового общения. Субординация всегда должна иметь место: вы можете в корректной форме высказать своё мнение, но указывать начальнику нельзя. Кстати, в этом случае этика сетевого общения не является исключением. Может показаться, что в интернет-переписке какими-то из правил этики можно пренебречь, но это не так. По ту сторону экрана все ещё находится начальник, и вести себя с ним нужно соответственно. Не рекомендуется быть категоричным с начальником. Необязательно всегда с ним соглашаться, иначе можно показаться льстецом. Но и постоянно спорить с руководством не стоит. Здесь важно нащупать тонкую грань и показать, что подчинённый уважает руководителя, имеет внутренний стержень, сильный характер. Такие сотрудники ценятся, им доверяют как людям преданным и надёжным. Если в компании существует высшее руководство, то обращаться к нему, минуя непосредственного начальника, не стоит. Это прямая демонстрация неуважения к руководителю, так можно поставить под сомнение компетентность руководителя, что может негативно повлиять на отношения внутри всего коллектива. Было бы опрометчиво не упомянуть про главное оружие некоторых сотрудников – ложь.
Если сотрудник позволяет себе лгать на рабочем месте, обещать выполнение всех задач (с последующим провалом), рассказывать о том, как он сделал то, чего на самом деле не делал – редкий руководитель откажет себе в удовольствии избавиться от такого помощника. Честность и доверие – основа делового общения. Придерживаясь этих принципов, сотрудник может пойти даже дальше, чем планировал, но если пытаться хитрить – винить потом стоит только себя [3].
Общение «сотрудник-сотрудник»
В этом случае в первую очередь нужно обратить внимание на то, что, по сути, определяет отношения между сотрудниками: на их права и обязанности. Они должны быть чётко распределены между коллегами, так как иначе неминуемо возникнет конфликт. Каждый должен заниматься своим делом, даже если по работе он пересекается с остальными сотрудниками. Нередко между сотрудниками происходит деловое соперничество или соревнование, во время которого они стараются добиться, к примеру, повышения. Здесь необходимо понимать, что переход на личности неприемлем. Уважение должно цениться превыше всего. Этикет делового общения при презентации, в частности, предполагает, что коллегу нельзя прерывать, перебивать. Все вопросы и возражения можно высказать в корректной форме после презентации или во время специально отведённого для вопросов. Также не следует брать на себя больше, чем возможно выполнить, не нужно давать обещаний, которые не будут сдержаны. Нужно адекватно оценивать себя, свои возможности, а также возможности сотрудников [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет источники
1) https://dengodel.com/psychology - [электронный ресурс] - (дата обращения 02.01.23)
2) https://studme.org. – [электронный ресурс] – (дата обращения 02.01.23)
3) https://www.russianglobal.com – [электронный ресурс] – (дата обращения 02.01.23)