В настоящее время в образовательной среде, да и вообще в мире в целом, проблема социальной интеграции и преодоление социальной отчуждённости подрастающего поколения с каждым годом обращает на себя всё больше внимания. Эта проблема тревожит не только учителей и родителей, но и общество в целом, так как отражает его низкий уровень социальной зрелости и социальную неустойчивость.
В словаре С.И. Ожегова термин «отчуждение» описывается так: «Отчуждение – это прекращение близких отношений между кем-нибудь, внутреннее отдаление». В ситуации отчуждения у человека возникает ощущение своей разобщённости с другим человеком, со значимой для него группой или обществом в целом.
Отчужденность личности формируется в обществе и влияет на поведение человека, его помыслы, мнения и установки. Как правило, она начинается с проявлений затруднений во взаимодействии с окружающими людьми. В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой – избыточность и бессодержательность общения.
Ситуация отчужденности делает человека обособленным, развивает у него чувство собственного бессилия, ослабляет чувство ответственности. Человек становится «недружелюбным» – жестоким, безразличным, асоциальным. Человек, чувствующий себя отчужденным, не испытывает принадлежности к социальной группе, у него нарушаются социальные связи.
Некоторые люди, обладающие такими личностными качествами, как интровертированность, застенчивость, повышенная сенситивность, чаще оказываются в ситуации отчуждения. Эти качества могут усиливаться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов, таким образом, мешая полноценному общению с людьми.
Младший школьный возраст является периодом начала социализации личности. А.В. Петровский подчёркивал, что именно в этом возрасте решаются задачи социальной адаптации и создаются предпосылки для последующей интеграции в широкий социум, а также выработки индивидуальности.
Но если в начальной школе учитель больше ориентирован на достижение учениками предметных знаний в условиях традиционной организации образовательного процесса, чем на формирование классного коллектива, у учеников может возникнуть ощущение несоответствия «скрытого содержания образования» (уклада, атмосферы школы) их ценностям и ожиданиям. Учитывая неподконтрольность ученику условий, в которых он учится (состав классов и состав учителей, последовательность уроков, процедуры оценивания т. д.), у него может возникнуть стремление отгородиться от учебы, сверстников, школы в целом, что существенно обедняет опыт социализации младшего школьника.
Поэтому важно помочь младшим школьникам войти в школьный мир, освоить новую для ребенка социальную роль ученика. И не менее важно стимулировать и собственные усилия школьников, воздействуя на них изнутри, путем активизации и развития у них навыков самооценки, самоконтроля и самоорганизации, направленных на самосовершенствование личности, которое и позволит поднять уровень общительности детей в обучающей среде и дома.
Поэтому именно так важна профилактика отчужденности на этапе младшего школьного возраста, когда социальные потребности и интересы активно развиваются, а отчуждение проявляется лишь в игнорировании кого-либо.
В качестве перспективных направлений работы по проблеме преодоления отчужденности в среде младших школьников, мы можем отметить поиск ответов на следующие вопросы:
Как же помочь ребенку адаптироваться в коллективе?
Что в ребёнке нужно развивать, чтобы он чувствовал себя увереннее?
Как создать благоприятный психологический климат и гармоничное взаимодействие в классе в современных условиях цифровизации нашего общества?
Поиску ответов на данные вопросы и будет посвящено наше исследование.