Социальная адаптация – это процесс взаимодействия младшего школьника с новой социальной средой (с учителем, которого он видит впервые; со сверстниками, с которыми ему предстоит учиться в одном классе; приспособление к школьному режиму, который необходимо соблюдать и т.д.). Те дети, которые посещали дошкольное учреждение или подготовительную группу, как правило, легко адаптируются к школьной жизни. Ведь многие из одноклассников – их друзья. Они вместе посещали одну группу, знают друг друга в лицо. И им знаком ход занятия: когда спрашивают, надо поднять руку и ответить; рисовать кружочки, квадратики, палочки, буквы и цифры.
Дети, не посещавшие детский сад, проходят адаптационный путь тяжелее. Им приходится знакомиться с новыми людьми, заводить новых друзей, учиться работать в коллективе и т.д. Ребенка, не посещающего дошкольное учреждение, могут морально подготовить и настроить родители. Социальная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – школьника.
Мы провели психолого-педагогическое исследование, целью которого было выявление трудностей социальной адаптации обучающихся младшего школьного возраста. Выборочную совокупность составили обучающиеся двух первых классов в количестве 58 человек: 30 учеников 1«В» класса и 28 учеников 1«Д» класса (средний возраст испытуемых – 7,2 лет).
Анализ результатов заполнения первоклассниками рисуночной проективной методики «Мой класс» показал, что у значительного числа обучающихся не выявлена принадлежность ребенка к классу (54,5% в 1«В» классе и 57,8% в 1 «Д» классе). Позиция «один, вдали от учителя» – эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе. Таким обучающимся сложно представить себя рядом с учителем, что указывает на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе. Поэтому задача учителя в 1 классе – не только в том, чтобы дать детям знания, развить нужные умения и навыки, но и помочь учащимся успешно приспособиться к новым школьным условиям, скорректировать взаимоотношения и атмосферу в классе, своевременно обращать внимание и правильно реагировать на возникающие у учащихся трудности с адаптацией к школе. Именно на плечи педагога ложится большая ответственность за то, насколько плодотворным будет процесс приспособления к школе каждого ученика.
Далее рассмотрим результаты проведения диагностической методики «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Диагностика показала, что:
- высокий уровень коммуникативных действий выявлен у незначительного числа обучающихся: только 3 пары в 1 «В» классе и 2 пары в 1 «Д» классе смогли между собой договориться, выполняли задание бесконфликтно, их «Рукавички» были украшены одинаково. Также учащиеся активно обсуждали возможный вариант узора, способы раскрашивания рукавичек, работали согласовано, сравнивали способы совместного действия, следили за реализацией принятого замысла;
- средний уровень выявлен у 14 человек из 1 «В» класса и 12 – из 1 «Д» класса. Эти пары показали средний уровень коммуникации: их «Рукавички» частично схожи: по цвету или форме некоторых деталей, но имеются и заметные различия;
- низкий уровень коммуникации в сотрудничестве показали 5 пар в 1 «В» классе и 6 пар в 1 «Д» классе. Учащиеся тяжело шли на контакт друг с другом. В узорах явно преобладали различия, учащиеся не пытались договориться, не могли прийти к общему согласию, каждый настаивал на своем, в узорах не было сходства.
Для выявления избирательного предпочтения первоклассников, а также преобладающей позиции ребенка среди других мы провели методику Рене Жиля (межличностные отношения ребенка с окружающими). Нам интересно было выявить позицию ребенка по отношению к педагогу и одноклассникам, а также его доминирующий стиль в межличностных отношениях.
Показывая детям рисунок, на котором изображен человек, сидящий за большим столом, мы попросили их ответить на вопрос: «За столом сидит учитель, ребята еще не пришли. Куда ты сядешь?». Большинство детей (17 человек из 1 «В» класса и 18 – из 1 «Д» класса) ответили, что сядут рядом с учителем. Противоположную позицию относительно учительницы никто не выбрал. Таким образом, выполнение обучающимися данного задания показывает, что в основном межличностные отношения с учителем складываются благополучно. Личность педагога остается для младших школьников наиболее значимой. Вместе с тем 43,3% учеников 1 «В» класса и 35,7% учеников 1 «Д» класса выбрали удаленную от педагога позицию, что говорит о дистанцировании детей, трудностях во взаимодействии с педагогом.
Рассматривая рисунки, на которых изображены играющие дети, дети на экскурсии с педагогом, первоклассники в основном отмечали себя в небольших группах (по 2-3 человека), а часть – вообще в удалении от всех. Это позволило сделать вывод о том, что 50% учеников 1 «В» класса и 53,6% учеников 1 «Д» класса испытывают трудности в общении со сверстниками; в обоих классах недостаточно развитии межличностные отношения. Эти данные вполне объяснимы, т.к. формирование коллективов классов только началось. Вместе с тем гармоничные межличностные отношения являются значимым фактором в адаптации учеников к школьной жизни и учебным обязанностям.
Анализ поведенческих реакций обучающихся на фрустрирующие ситуации (ссорящиеся дети на рисунке, толкнувший одноклассник и т.п.) показал такое распределение:
демонстративно-агрессивная реакция, направленная вовне и выражающаяся в раздражительности, враждебности, гневе, злобе, крике, физическом и психологическом насилии, активном протесте и т.д. выявлена у 46,7% учеников 1 «В» класса и 32,1% учеников 1 «Д» класса;
скрыто-страдальческая реакция – обида, отчуждённость, плач – выявлена у 26,7% учеников 1 «В» класса и 42,9% учеников 1 «Д» класса;
спокойно-адекватная реакция – нейтральная, уравновешенная и миролюбивая линия поведения выявлена у 26,7% учеников 1 «В» класса и 25% учеников 1 «Д» класса.
Таким образом, анализ сферы контактов со сверстниками демонстрирует имеющиеся напряжённость и конфликтность. Мы видим, что некоторые дети отрицательно относятся к ровесникам и не умеют разрешать конфликты.
В целом диагностическая работа позволила выявить следующие проблемы социальной адаптации первоклассников:
- более половины обучающихся обоих классов испытывают трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе и к взаимодействию с учителем: часто остаются в стороне, играют в одиночестве и избегают групповой деятельности;
- более трети обучающихся обоих классов тяжело идут на контакт друг с другом, они не пытаются взаимодействовать и договариваться, действуют изолированно друг от друга;
- в обоих классах недостаточно развитии межличностные отношения, что препятствует успешной адаптации учеников к школьной жизни и учебным обязанностям. Наиболее частыми реакциями на проблемы в межличностном взаимодействии первоклассников являются демонстративно-агрессивная реакция и скрыто-страдальческая реакция, что говорит об имеющихся напряжённости и конфликтности в классах.
Таким образом, на основе результатов диагностики мы можем выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников:
- помощь в усвоении новой социальной роли школьника: ее осознании и понимании своей «самости» в выполнении этой роли;
- развитие коммуникативных качеств обучающихся: умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей, просьбы учителя; умение самому предлагать и объяснять;
- формирование опыта работы в коллективе и развитие навыков межличностного взаимодействия: умение сотрудничать, оказывать помощь, инициировать межличностное взаимодействие;
- развитие адекватных самооценки и уровня притязаний: умение оценивать свои возможности и результаты своей деятельности (как учебной, так и внеучебной).