Для анализа была выбрана такая система, как Магазин цифровой и бытовой техники — российская компания, владелец розничной сети, специализирующейся на продаже компьютерной, цифровой и бытовой техники, а также производитель компьютеров, в том числе ноутбуков, планшетов и смартфонов (сборочное производство) [1].
Сложная система — это система, состоящая из множества компонентов, которые могут взаимодействовать друг с другом. Магазин цифровой и бытовой техники является сложной системой, так как он состоит из множества подсистем - производители, поставщики, транспортировщики, грузчики, консультанты, продавцы, сервисные центры.
Проблемой в данной системе является, низкое качество товаров, но также включает в себя еще ряд подпроблем. Мы подробно рассмотрим каждую из них, так как они и составляют глобальную проблему.
Проблены:
1) Низкие зарплаты сотрудников;
2) сложная работа ;
3) низкое качество товара;
4) недостаточная компетентность сотрудников;
5) ненадлежащий контроль качества товара.
Низкие зарплаты сотрудников - количество работы, выполняемой работниками, не соответствует оплате [2].
Сложная работа - сотрудники выполняют работу, не входящую в их обязанности, например: выгрузка товара, перестановки в помещении [2].
Низкое качество товара - данный магазин продает б/у товары, закупает их у недобросовестных поставщиков [2].
Недостаточная компетентность сотрудников - данный магазин славится низкой компетентностью своих сотрудников, это проявляется в общении с клиентами при консультации или продаже товаров. [2].
Ненадлежащий контроль качества товара - отсутствие контроля за качеством товара, что соответствует низкому качеству товаров, а так же низким оценкам магазина. [2].
Построим диаграмму Исикавы «Рыбий скелет» [2]
Пример диаграммы "Рыбий скелет", приведен на рис. 1.1. [1] [2] [3]
Рисунок 1.1. – Диаграмма «Рыбий скелет» для проблем в магазине цифровой и бытовой техники
Оценим важность коренных причин.
Пример использования метода суммы мест для оценки важности причин приведен в таблице 1.
Таблица 1-Оценка важности коренных причин методом суммы мест
Наименование причин/ Экспертная оценка |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Сумма мест |
Причина 1 - качество товара [1] |
3 |
2 |
2 |
7 |
Причина 2 - халатность руководства [3] |
1 |
1 |
2 |
4 |
Причина 3 - сложность работы [3] |
2 |
1 |
2 |
5 |
Теперь разберем проблему на составляющие, а поможет нам в этом составленное нами дерево проблем предоставленное на рисунке 1.2
Рисунок 1.2. - Дерево проблем.
Выполним построение матрицы попарных сравнений альтернатив по каждому критерию. Пример матрицы парных сравнений второго уровня декомпозиции представлен на рисунке 1.3.
Повышение качества товаров |
Облегчение работы |
Повышение компетентности сотрудников |
|
Повышение качества товаров |
1 |
1/2 |
3 |
Облегчение работы |
2 |
1 |
5 |
Повышение компетентности сотрудников |
1/3 |
1/5 |
1 |
Рисунок 1.3. - Матрица парных сравнений для второго уровня декомпозиции
Далее идут примеры матриц парных сравнений третьего уровня декомпозиции, которые представлены на рисунке 1.4.
Подбор нормальных поставщиков |
Продажа только новых товаров |
||
Подбор нормальных поставщиков |
1 |
5 |
|
Продажа только новых товаров |
1/5 |
1 |
|
Выполнение только нужной работы |
Повышение гибкости графика |
||
Выполнение только нужной работы |
1 |
4 |
|
Повышение гибкости графика |
1/4 |
1 |
Повышение квалификации |
Повышение строгости отбора на работу |
|
Повышение квалификации |
1 |
7 |
Повышение строгости отбора на работу |
1/7 |
1 |
Рисунок 1.4.- Матрицы парных сравнений для третьего уровня декомпозиции
Затем идут примеры матриц парных сравнений четвертого уровня декомпозиции, которые представлены на рисунке 1.5.
Отличный подбор поставщиков |
Отсутствие желания сэкономить |
Повышенный контроль качества |
|
Отличный подбор поставщиков |
1 |
1/3 |
4 |
Отсутствие желания сэкономить |
3 |
1 |
3 |
Повышенный контроль качества |
1/4 |
1/3 |
1 |
Требовать только обязанности |
Качественная работа руководства |
Отсутствие неоплачиваемой переработки |
|
Требовать только обязанности |
1 |
1/3 |
5 |
Качественная работа руководства |
3 |
1 |
2 |
Отсутствие неоплачиваемой переработки |
1/5 |
1/2 |
1 |
Отсутствие возможности повышения квалификации |
Низкие требования к приему на работу |
Качественная работа руководства |
|
Отсутствие возможности повышения квалификации |
1 |
5 |
2 |
Низкие требования к приему на работу |
1/5 |
1 |
4 |
Качественная работа руководства |
1/2 |
1/4 |
1 |
Рисунок 1.5.- Матрица парных сравнений для четвертого уровня декомпозиции
В результате выполненной работы для каждой матрицы были рассчитаны показатели согласованности ( все матрицы согласованы), а также локальные и глобальные приоритеты.
Результаты расчетов в виде дерева целей представлен на рисунке 1.6
Рисунок 1.6 - Оформление результатов выявление приоритетов
По результатам выявленных приоритетов для повышения рейтингов магазина нужно повысить контроль качества товаров, заработную плату работников, облегчить работу, исключить халатность руководства, а так же повысить требования к приему на работу.
Список использованных источников
[1] Отзовик, Otzovik [Электронный ресурс] URL: https://otzovik.com/reviews/set_magazinov_kompyuternoy_tehniki_dns_russia/?order=date (дата обращения 30.12.2022)
[2] Википедия [Электронный ресурс]URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/DNS (Дата обращения 30.12.2022)
[3] Отзовик, Otzovik [Электронный ресурс] URL: https://otzovik.com/reviews/rabota_v_kompanii_dns/ (дата обращения 30.12.2022)