СЕВЕРНАЯ ХОДЬБА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СЕВЕРНАЯ ХОДЬБА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Анисимов Е.М. 1, Белецкая Е.В. 1, Белецкий Р.К. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Любой национальный вид спорта возникает на почве культуры и несёт на себе её отпечаток. Так, футбол в первозданном своём виде – чисто английская игра. В него играли студенты Кембриджского и Оксфордского университетов; долгое время у футбола не было единых правил, и в 1846 году по этому поводу была проведена почти восьмичасовая дискуссия [1]. Наверное, не будет секретом тот факт, что идея дискуссии и договора – одна из характерных черт английской культуры, пронизанной духом парламентаризма. Даже теория общественного договора как основы для возникновения государства принадлежит англичанину – Джону Локку. Поэтому не удивительно, что и футбол как игра с упорядоченной системой правил возник на основе договора, а не сложился исторически путём отсеивания.

Однако, выходя за пределы своей родины, культура какой-либо спортивной игры приобретает для себя новые характерные особенности. Во всём мире футбол стал забавой дворовых мальчишек, и в СССР, как пишет японист А. Н. Мещеряков, не было какого-то особого церемониала вокруг дружеских матчей. Напротив, в Японии, по его наблюдениям, игра в футбол имела определённые, обусловленные японской культурой правила. Так, японцы, в большинстве своём являющиеся только футболистами-любителями, даже для начальных занятий футболом покупают полное профессиональное снаряжение. Мещеряков пишет о забавном случае: когда он вышел на поле в обычных пляжных шортах, тренер сказал ему: «До чего же ты футболом увлечён! В обыкновенных трусах играешь!» Помимо этого, Мещеряков указывает, что японцы, в духе национальной идеи коллективизма, отрицают соревновательность игры, и поэтому желание забить как можно больше голов является предосудительным для участников товарищеских матчей [2, с. 281-283].

Проникновение национальных особенностей происходит с любой спортивной игрой, да даже с любым видом спорта. Собственно, в данной статье рассмотрена культура северной (скандинавской) ходьбы в Арктическом регионе Российской Федерации. Наша цель – выявить характерные для выбранной территории особенности культуры северной ходьбы как вида спорта. Для достижения этой цели мы поставили себе задачей описание поведения и дресс-кода людей, занимающихся ходьбой с палками. Для выполнения поставленных задач мы мы обратились к методологии социологии и антропологии, то есть мы используем метод наблюдения и анализа данных.

Северная ходьба – вид физической активности, один из видов спортивной ходьбы, предполагающий определённую методику занятия и технику, необходимую для достижения максимального оздоровительного эффекта. Методика и техника состоят в следующем:

Перед началом ходьбы необходима общая разминка с упражнениями на растяжку икроножных мышц, мышц бёдер и спины.

Ходьба осуществляется с попеременным движением ног и рук с палками вперёд и назад.

Вставать следует сначала на пятку, а потом на носок.

Движения должны быть максимально энергичными и интенсивными, но до той степени, чтобы быть способным сохранять ровное спокойное дыхание.

Кисти рук должны быть расслаблены.

Не следует выносить руки и палки далеко вперёд.

Необходима заминка с упражнениями на растяжку икроножных мышц, мыщц бёдер и спины [3].

В первую очередь надо заметить, что в массовом сознании северная ходьба («nordic walking») связывается с образом женщин за 50 лет. Обусловлено это, на наш взгляд, тем, что первой возрастной группой, принявшей в своей массе идею ходьбы с палками, являются именно пожилые люди старики. Для людей с низкими показателями здоровья ходьба стала хотя бы мнимым способом поддержания здорового образа жизни. Однако отмечается проблема: население не осведомлено о правильных техниках ходьбы, которые действительно имеют оздоровительный эффект. Президент Федерации северной ходьбы в России Сергей Мещеряков в одном из своих интервью говорит, что пожилые женщины «путают наш спортивный инвентарь с костылями» [4].

В ходе своих наблюдений, проведённых в парках города Архангельска (Майский, Зарусье, лесопарковые зоны города) мы обнаружили, что подавляющее число занимающихся скандинавской ходьбой людей – это женщины пожилого возраста. Ниже приведена статистика по Майскому парку.

Для проведения наблюдений было выбрано позднее время, так как утром в парке скандинавской ходьбой занимаются студенты САФУ. Мы посчитали, что включение их в нашу статистику повредило бы исследованию. Нам необходимо пронаблюдать, сколько людей занимаются ходьбой самостоятельно, а не в составе группы, где имеются системы принуждения и сдерживания.

Таблица. 1. Статистика наблюдения за занятиями скандинавской ходьбой в Майском парке г. Архангельска

День, время

Девушки примерно до 25 лет, чел.

Юноши примерно до 25 лет, чел.

Женщины от 25 до 50 лет, чел.

Мужчины от 25 до 50 лет, чел.

Женщины старше 50 лет, чел.

Мужчины старше 50 лет, чел.

12.12.22. 18:00-20:00

1

1

0

0

8

1

13.12.22. 18:00-20:00

0

0

0

0

6

2

14.12.22. 18:00-20:00

0

0

0

0

5

0

15.12.22. 18:00-20:00

1

1

0

0

7

0

16.12.22 18:00-20:00

0

0

1

0

6

1

17.12.22. 18:00-20:00

0

0

1

0

8

2

18.12.22 18:00-20:00

1

1

0

0

9

2

Как видно из статистики, именно пожилые женщины чаще всего занимаются скандинавской ходьбой. Схожие данные были получены и при наблюдении в других парках Архангельска. Таким образом, северная ходьба в Архангельске и в Арктическом регионе в целом – это вид спорта, предпочтение которому отдают преимущественно женщины старше 50 лет.

В ходе наблюдений среди занимающихся скандинавской ходьбой было выделено две группы. Люди из первой группы занимаются со специальным снаряжением (лыжные палки с наконечниками, приспособленными для скандинавской ходьбы), а их дресс-код составляет спортивная одежда, соответствующая сезону. Наши наблюдения проходили в декабре, и наблюдаемые из первой группы были одеты в зимние куртки, утеплённые штаны (в том числе болоневые), головы их были покрыты либо тёплыми шапками, либо налобными шерстяными повязками, а на руки надеты рукавицы или специальные спортивные зимние перчатки. Всё снаряжение (иногда даже палки) часто имеет яркие цвета, сообщающие хороший спортивный настрой.

Люди из второй группы отличаются от первой тем, что их одежда не соответствуют требованиям к занятию скандинавской ходьбой. Так, некоторые женщины, как молодые, так и пожилые (которых, видимо, упоминавшийся ранее Сергей Мещеряков и описал как путающих спортивное снаряжение с костылями), были одеты в длинные зимние пальто, которые нарушают динамику движения.

Наблюдаемых можно разделить ещё и по признаку их поведения. В частности, было замечено, что одни занимающиеся ходьбой с палками двигаются по краю тротуара, чтобы не мешать остальным прохожим. Однако многие люди, чей внешний вид, что примечательно, не соответствовал требованиям, независимо от возраста, двигались по центральной части тротуара и меняли траекторию в зависимости от движения других прохожих. Это косвенно свидетельствует о незнании техники северной ходьбы, поскольку изменение траектории движения человека сильно влияет на амплитуду размаха конечностей.

Мы можем дифференцировать наблюдаемых и по признаку их освоения техники ходьбы. Так, встречаются люди, которые не используют её правильно. Их амплитуда движения мала, что, по наблюдениям, зависит не только от несоответствия требованиям к одежде, но и от их неосведомлённости о правилах эффективной ходьбы. Некоторые из пожилых женщин правда использовали скандинавские палки как костыли, и мы не внесли их в статистику. Впрочем, технику нарушали представители всех выделенных нами возрастных категорий, кроме людей от 25 до 50 лет.

Мы видим следующие причины такой дифференциации:

социальная эксклюзия (исключение из сообщества, лишение ресурсов для нормальной жизни в обществе) пожилых людей. Исследователи С.Г. Максимова и Д.А. Неваева отмечают: «Сегодня население России — это общество разных, при этом не всегда равных, возможностей» [5]. Это ведёт к лишению пожилых людей возможности усваивать информацию о реальном мире, а в нашем случае – усваивать правильную технику северной ходьбы.

неосведомлённость населения о правилах скандинавской ходьбы. Эту проблему выделяет Сергей Мещеряков в уже упомянутом интервью. Он видит решение этой проблемы в увеличении числа клубов и инструкторов, специализирующихся на северной ходьбе.

Приведённая нами дифференциация напоминает ситуацию, описанную упомянутым ранее А.Н. Мещеряковым. Футболом занимаются в «обыкновенных трусах», автомобиль ремонтируют в собственном гараже, лечению предпочитают самолечение. Всё это сродни самоуверенности, искренней вере в то, что любую технику можно освоить самостоятельно, без посторонней помощи. Это одна из констант русской культуры, которая проникает во все сферы жизни общества. Мы находим здесь связь с так называемой культурой молчания, которая предполагает предпочтение коммуникации, как наиболее удобного способа передачи информации, молчанию [6]. Многим людям проще самим гадать, чем напрямую спросить знающего человека. То же и со скандинавской ходьбой: многим занимающимся ей пожилым людям важнее факт использования оздоровительных практик, чем понимание их работы, для чего просто необходима коммуникация.

В Архангельске есть клубы скандинавской ходьбы и проводятся специальные акции, которые организует, например, Федерация спортивного туризма Архангельской области. Последняя даже проводит всероссийские соревнования по спортивной ходьбе. Но, как бы то ни было, уровень освещения подобных мероприятий оставляет желать лучшего.

Итак, какие выводы мы можем сделать о культуре скандинавской ходьбы в Арктическом регионе?

Культура скандинавской ходьбы преимущественно женская, в массе занимающихся ходьбой преобладает возрастная категория людей старше 50 лет.

Многими занимающимися ходьбой не усвоены правила движения по тротуарам, которыми они вынуждены пользоваться из-за отсутствия спортивных дорожек.

Существует проблема осведомлённости о техниках ходьбы в связи с нарушением коммуникации вследствие эксклюзии пожилых людей и слабым освещением мероприятий, популяризирующих занятие ходьбой. Заметим также, что отношение к северной ходьбе как к «старческому» виду спорта не способствует привлечению молодёжи к занятиям ходьбой.

Объединяя эти выводы, можно сказать, что культура скандинавской ходьбы в Арктическом регионе развита слабо. Мы предлагаем решение этой проблемы, видя его в развитии подготовки инструкторов по ходьбе, увеличении числа спортивных клубов, репрезентации занятий спортом в массовой культуре, улучшении способов осведомления населения о спортивных мероприятиях по телевидению и в социальных сетях.

Список использованных источников:

Лобынцев И. А., Козлов Ф.Ф. История возникновения и развития футбола как одного из самых популярных видов спорта [Электронный ресурс] // Наука-2020. 2019. №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-fuutbola-kak-odnogo-iz-samyh-populyarnyh-vidov-sporta, свободный (дата обращения: 27.12.2022).

Мещеряков А.Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений [Текст] // М.: Наталис, 2003.

Ермакова Е.Г. Техника и правила скандинавской ходьбы. Задачи и цели на разных возрастных этапах [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnika-i-pravila-skandinavskoy-hodby-zadachi-i-tseli-na-raznyh-vozrastnyh-etapah, свободный (дата обращения: 27.12.22).

«Пожилые женщины путают спортивный инвентарь с костылями». Глава Федерации скандинавской ходьбы о её пользе и олимпийских перспективах [Электронный ресурс] // Lenta.ru, 17.03.2017. – Режим доступа: https://turbo.lenta.ru/articles/2017/03/17/lentainterviev/, свободный (дата обращения: 27.12.22).

Максимова С.Г., Неваева Д.А. Социальная эксклюзия пожилых людей в современном регионе [Электронный ресурс] // Вестник АГАУ, 2015, №8. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-eksklyuziya-pozhilyh-lyudey-v-sovremennom-regione, свободный (дата обращения: 27.12.22).

Мухаметов Д.Б. Молчание как компонент русской культуры [Электронный ресурс] // Вестник ННГУ, 2012, №5-3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/molchanie-kak-komponent-russkoy-kultury, свободный (дата обращения: 27.12.22).

Просмотров работы: 17