ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Павлова М.А. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Проблема выбора профессионального пути во все времена являлась крайне актуальной для обучающихся всех образовательных организаций, от школьников и до студентов. Правильный карьерный старт намечает дорогу для дальнейшего продвижения человека по карьерной лестнице. В связи с этими причинами исследование профессионального самоопределения учащейся молодежи приобретает важность как социально-психологическое явление.

Появление новых профессий, современных технологий, изменений в законодательстве и многие другие составляющие жизни студента медицинского института ставят его в положение профессиональной неопределенности. Современные стандарты предоставляют выпускникам бакалавриата сестринского дела возможность проявить себя в различных сферах деятельности: лечебно-диагностическая, медико-профилактическая, реабилитационная, организационно-управленческая, педагогическая, научно-исследовательская. Проблема определения своего дальнейшего профессионального пути, учитывая вышеописанное, наиболее остро стоит перед студентами старших курсов, что и послужило основанием для выбора объекта и предмета исследования.

Целью нашего исследования сталоописание профессиональных планов будущих бакалавров сестринского дела.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

Провести теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения студентов.

Провести эмпирическое исследование проблемы профессионального самоопределения будущих бакалавров сестринского дела РУДН.

Материалы и методы. Методом сбора данных для исследования мы выбрали анкетирование, которое проводилось в ноябре 2022 года онлайн с помощью Google Forms. Разработанная нами анкета состоит из 15 вопросов. Первые три вопроса касались паспортных данных респондентов. Остальные были направлены на:

выявление информированности молодых людей о существовании бакалавриата сестринского дела;

определение факторов, повлиявших на профессиональный выбор будущих бакалавров;

оценку текущего профессионального статуса и их дальнейших профессиональных перспектив;

оценку уровня удовлетворенности будущих бакалавров их возможными профессиональными перспективами.

Базой для исследования стал Медицинский институт РУДН.Обучение по направлению подготовки «Сестринское дело» проходит на базе кафедры управления сестринской деятельностью, основанной в 2011 году. На сегодняшний день по данной программе получают образование более 200 человек. Также с 2021 года на кафедре открыта программа магистратуры по направлению «Управление сестринской деятельностью».

Результаты проведенного исследования

В нашем исследовании приняло участие 34 респондента, среди них женщины (79%) и мужчины (21%). Все они студенты-бакалавры сестринского дела РУДН 4-го (76%) и 3-го (24%) курсов.

Обсудим результаты исследования, касающиеся факторов, повлиявших на выбор респондентами направления подготовки. Прежде всего, стоит обратить внимание, что более чем треть (35%) респондентов узнали о существовании направления подготовки сестринское дело только при подаче документов в университет. Также почти треть (32%) респондентов узнали о бакалавриате по сестринскому делу на специализированных сайтах для абитуриентов. Помимо этого, равное количество (по 9%) респондентов ответили, что получили данную информацию в школе и в медицинском учреждении, еще 6% узнали в школе; всего 9% респондентов ответили, что не помнят. Из этого следует, что есть потребность в специальных технологиях целенаправленного информирования школьников, абитуриентов и их родителей об актуальных и востребованных профессиях .

При оценке важности личностных характеристик в профессиональной деятельности большинство (82%) респондентов указали, что, конечно, определенные характеристики должны быть присущи медицинским сестрам для эффективной работы. Еще 9% респондентов ответило, что личность специалиста не так важна, по их мнению, главное – это наличие широких знаний и умений, а также практического опыта. Столько же (9%) респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Далее мы оценили выводы студентов о том, подходит ли им профессия медицинской сестры (брата) на основании их субъективных ощущений: чуть больше половины (56%) ответили, что данная профессия им подходит; треть (32%) опрошенных признались, что считают, что в них не хватает чего-либо, что должно быть присуще медицинской сестре. Оставшиеся (12%) затруднились ответить на данный вопрос.

Респонденты отметили, что наибольшее влияние среди факторов, повлиявших на их выбор профессии, имели их личные характеристики (67,6%), то есть способности, которыми респонденты, по их мнению, обладают. На втором месте расположились личные склонности (52,9%), то есть заинтересованность респондентов в определенных типах деятельности. Информированность о профессии медицинской сестры, потребности рынка и другие личные причины в равной степени (38,2%) и довольно значительно повлияли на выбор респондентов. Наименее популярными ответами стали: позиция родителей, престижность профессии медицинской сестры и позиция друзей и одноклассников (29,4%, 23,5% и 11,8% соответственно). Также один респондент признался, что на его выбор не повлиял ни один из перечисленных факторов.

Следующим этапом нашего исследования стала оценка академических планов студентов. Как мы выяснили из теоретического анализа, у бакалавров сестринского дела есть возможность продолжить свое образование по программам магистратуры. Большинство (56%) студентов планируют продолжать свое обучение и дальше, из них: 15% планируют поступать на направление подготовки «Управление сестринской деятельностью», 12% - на «Общественное здравоохранение» и по 6% на «Педагогику» и «Психологию». 17% планируют учиться по какому-либо другому направлениию, а 18% не планируютпродолжать обучение. Еще 26% респондентов не определились.

При оценке профессиональных планов респондентов мы выяснили следующее: 38% респондентов определились, что точно будут заниматься практической деятельностью; 9% пойдут в преподавание, 12% - в управление. Также 3% респондентов заявили, что планируют совмещать практическую и управленческую деятельность. Стоит подчеркнуть, что чуть больше трети респондентов (35%) еще не определились со своими дальнейшими профессиональными планами.

Мы также оценили трудовой статус студентов-бакалавров сестринского дела: большинство (65%) респондентов нигде не трудоустроены, почти четверть (23%) подрабатывает и еще 12% работают полный рабочий день. Среди работающих только треть трудится в сфере, не связанной с медициной (12% от общего числа респондентов), и две трети - в медицинской сфере (23% от общего числа респондентов). 26% всех респондентов планируют продолжить работать на прежнем месте в сфере медицины и 9% планируют работать в немедицинской сфере. Таким образом, подтверждается тот факт, что за несколько лет, проведенных студентами в университете, происходит некоторое изменение профессиональных ориентаций. Это обусловлено различными обстоятельствами, а также новыми целями, которые осознают многие студенты, - работа в рамках любимой и подходящей профессии, а также обеспечение своего материального благополучия.

Помимо этого, мы изучили влияние прохождения производственных практик на профессиональные планы студентов-бакалавров и получили интересные результаты. Более половины (58,8%) участвовавших в опросе ответили, что практика помогла им определиться с направлениями, в которых они хотят работать. Чуть меньше половины (44,1%) также отметили, что практика помогла им понять, какие направления медицины им совсем не близки; 17,6% признались, что прохождение производственных практик вообще отвратило их от медицины. Почти 6% поделились, что это никак на них не повлияло, и еще 8,8% затруднились ответить на вопрос. Из этого следует, что прохождение производственных практик значительно повлияло на дальнейший карьерный выбор респондентов и его также можно считать одним из шагов на пути к профессиональному самоопределению.

В заключении своего исследования мы попросили респондентов поразмышлять о предоставленных им карьерных перспективах и оценить удовлетворенность ими. Результаты получились следующие: 35,5% опрошенных оценили разнообразие направлений деятельности на 4 балла из пяти и еще 29,4% - на 3 балла из пяти; средняя оценка опрошенных оказалась 3,4±1,1 балла, что позволяет сделать вывод, что студенты-бакалавры не совсем довольны разнообразием своих профессиональных перспектив после получения диплома. Это подтверждается и результатами следующего вопроса: подавляющее большинство (85%) опрошенных считают, что бакалавры сестринского дела - хорошо подготовленные специалисты, которые нуждаются в расширении перечня своих профессиональных возможностей. Не согласны с этим мнением лишь 6% респондентов, а 9% затруднились ответить.

Выводы

В ходе проведения исследования мы выяснили, чтопрофессиональное самоопределение – это процесс длительный и многоступенчатый,который длится также и все время обучения в ВУЗе.Это процесс выбора своего профессионального пути,который каждый студент совершает под влиянияем многих факторов. Мы определили, что решающими факторами для наших респондентов при выборе специальности в университете стали их личные характеристики, то есть способности, которыми респонденты, по их мнению, обладают; и личные склонности, то есть заинтересованность респондентов в медицине. Мы выяснили, что на дальнейший профессиональный выбор респондентов значительно повлияло прохождение производственных практик. Эмпирическое исследование также показало, что большинство студентов направления подготовки сестринское дело к окончанию обучения уже завершили процесс своего профессионального самоопределения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Веселкова, Е.А. Готовность к профессиональному самоопределению / Е.А. Веселкова, А.В. Веселков // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2016. – №1. – С.256-259.

Дмитриева, Д.В. Теоретические аспекты профессионального самоопределения / Д.В. Дмитриева, О.А. Харькова // Инновационная наука. – 2020. – №11. – С.175-178.

Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

Кондратенко, Н.А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи / Н.А. Кондратенко, С.Н. Шашкова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2018. – №1. – С.71-79.

Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. – 308 с.

Постановление Правительства РФ от 19 августа 2022 г. N 1448 "Об установлении случаев и условий допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского образования, к осуществлению медицинской деятельности на должностях специалистов со средним медицинским образованием, а также лиц с высшим медицинским образованием к осуществлению медицинской деятельности на должностях специалистов со средним медицинским образованием и высшим медицинским образованием в составе выездной бригады скорой медицинской помощи" / Система «ГАРАНТ» – 1990-2022 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/405183347/paragraph/1:0 (дата обращения 02.11.22).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"» [Электронный ресурс] / Система «ГАРАНТ» – 1990-2022 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71231064/paragraph/1:0 (дата обращения 02.11.22).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2017 г. № 971 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело» [Электронный ресурс] / Система «ГАРАНТ» – 1990-2022 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71781396/paragraph/1:0 (дата обращения 06.10.22).

Ромашова, Л.О. Противоречия в профессиональном самоопределении молодежи / Л.О. Ромашова // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – №3. – С.179-182.

Сергеева, С.В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи в условиях технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 3. – С. 87-88.

Словарь по профориентации и психологической поддержке. [Электронный ресурс] / Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана" – 2003-2022. – Электрон. дан. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/42344.html (дата обращения: 19.10.2022)

Старикова, Л.М. Профессиональное самоопределение и профориентация / Л.М. Старикова // Высшее образование в России. – 2007. – №5. – С.75-77.

Фирер, Н.Д. Факторы профессионального самоопределения студентов / Н.Д. Фирер, Е.Р. Колланг, Д.В. Суслова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020.– №68-4. – С.320-323.

Хмель,Н.Д.Теория профессионального самоопределения личности / Н.Д. Хмель, Б.Г. Сарсенбаева // Вестник ОмГУ. – 2003. – №4. – С.156-157.

Юсова, В.И. Самоопределение личности: философский, социологический, психологический, педагогический аспекты / В.И. Юсова // Вестник ЗабГУ. – 2009. – №2. – С.75-80.

Просмотров работы: 99