ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ БУЛЛИНГОМ В ШКОЛЕ И ТРЕВОЖНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ БУЛЛИНГОМ В ШКОЛЕ И ТРЕВОЖНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данного исследования в том, что с каждым годом возрастает количество людей страдающих психическими расстройствами, например тревожностью. В современном мире с проблемой тревожности сталкиваются порядка 31% людей [14]. Буллинг является одной из причин появления данного заболевания, как у детей, так и у взрослых.

Различают два основных вида тревожности: личностный и ситуативный. К последствиям буллинга относится именно повышенный уровень личностной тревожности.

Цель исследования: изучитьвзаимосвязь между подверженностью буллингу в школе и тревожностью студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Провести теоретический анализ проблемы буллинга среди подростков.

Изучить взаимосвязь буллинга в школе и тревожностью студентов ВУЗов города Москвы: МПГУ, МГППУ, РУДН.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между буллингом в школе и тревожностью студентов города Москвы.

В рамках решения первой задачи нами было выявлено, что буллинг – это тип деструктивного поведения, включающего в себя насильственные действия агрессора, направленные на причинение систематического вреда жертве, с целью получения психологического или физического удовлетворения, в то время как потерпевшая сторона никак не способна себя защитить. Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.

Существуют два вида буллинга: прямой и косвенный.

в случае прямой травли мы будем использовать такие формы, как вербальная агрессия, физическое насилие, кибербуллинг и изоляция;

в случае косвенной травли речь пойдёт о распускании слухов и сплетен, бойкотировании, манипуляции дружбой [22].

Негативные последствия буллинга выражаются во множественном и долговременном ущербе здоровью, благополучию и социализации, как жертв, так и агрессоров. К последствиям буллинга относятся:

тревога;

депрессия;

суицидальные мысли;

низкая самооценка;

чувство одиночества;

изоляция.

В рамках решения второй задачи было проведеноисследование с помощью разработанного нами эмпирического инструментария. Он состоял из шкалы Дж. Тейлора, по которой мы определяли тревожность. Буллинг определялся через количество ролей в данном феномене и его форм с помощью составленной нами анкеты. Исследование проводилось в ноябре 2022 года онлайн с помощью Google Forms. В нем приняли участие 75 студентов, обучающихся в вузах Москвы: МГППУ, МПГУ, РУДН. Для выявления наличия связи между буллингом в школе и тревожностью студентов использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

По результатам эмпирического исследования 97,4% опрашиваемых студентов знакомы с феноменом буллинг косвенно. 92% респондентов были участниками буллинга в возрасте от 7 до 17 лет. Самые распространённые формы буллинга, в которых принимали участие опрашиваемые: оскорбления, унижения, насмешки. 20% опрашиваемых были только наблюдателями, 7% опрашиваемых распределили свои голоса на такие варианты ответа, как: «Да, я был(а) жертвой травли», «Да, я был(а) жертвой травли; да, я был(а) защитником жертвы», «Да, я был(а) жертвой травли; да, я был(а) наблюдателем; да, я был(а) защитником жертвы».

Анализ ответов по шкале Дж. Тейлора показал, что у 34% участников исследования уровень тревожности высокий; у 32% респондентов уровень тревожности средний с тенденцией к высокому; у 23% респондентов уровень тревожности средний с тенденцией к низкому; у 7% опрашиваемых уровень тревожности низкий; у 4% участников исследования уровень тревожности очень высокий.

Оскорбления, унижения и насмешки являются начальной стадией буллинга. Именно поэтому они прослеживаются у большинства респондентов. В связи с тем, что 76% респондентов в нашем исследовании женщины, это может объяснять, почему феномен буллинг знаком им именно косвенно. Ведь девочки чаще всего принимают участие в косвенном буллинге, а мальчики в прямом. Также хорошо прослеживается возраст, в котором впервые респонденты столкнулись с буллингом. Именно в школьные годы такой вид травли наиболее распространён.

Для изучения феномена буллинга вербальные ответы были переведены в количественный формат. Выбор каждой формы буллинга оценивался в 1 балл. Максимальное количество баллов – 12. Выбор каждой роли также оценивался в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена по количеству известных форм буллинга и уровню тревожности показал, что rэмп = 0,15 < rкрит = 0,31 при p = 0,05.

Расчет коэффициента корреляции по количеству ролей в феномене буллинг и по уровню тревожности показал, что rэмп = 0,28 < rкрит = 0,31 при p = 0,05.

Коэффициент корреляции по буллингу в целом и уровню тревожности: rэмп = 0,17 < rкрит = 0,31 при p = 0,05. Т.е. взаимосвязи между буллингом в школе и тревожностью студентов нами не выявлено.

Гипотеза данного исследования о том, что существует взаимосвязь между буллингом в школе и тревожностью студентов города Москвы, не подтвердилась. Отсутствие взаимосвязи может быть связано с небольшим количеством респондентов. Проблема требует дальнейшего изучения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323–ФЗ (последняя редакция) (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] / Консультант–плюс. – 1999–2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_121895/ (дата обращения: 25.09.2022).

Бочавер, А.А. Последствия школьной травли для ее участников / А.А. Бочавер // Психология. Журнал Высшей школьной экономики. - 2021. - T. 18. - №2. - С. 393-409. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/posledstviya-shkolnoy-travli-dlya-ee-uchastnikov/viewer (дата обращения: 15.10.2022)

Бочаров, А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А.А. Бочаров, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149-159.

Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явления. / В.К. Вилюнас. – М.: МГУ, 1976. – 142 с.

Горлова, И.Ю. Буллинг в образовательных учреждениях. / И.Ю. Горлова, О.З. Кузнецова // Научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – Спецвыпуск № 6. – С. 1-5. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyber-leninka.ru/article/n/bulling-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah/viewer (дата обращения: 26.09.2022).

Ермолова, Т.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994 – 2014) / Т.В. Ермолова, Н.В. Савицкая // Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4, № 1. – С. 65–90.

Кон, И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон / Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15-18.

Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека. / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964. – 344 с.

Лэйн, Д. Детская и подростковая психотерапия / Под редакцией Д. Лэйна, Э. Миллера. — СПб: Питер, 2001. — 448 с.

Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева / Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90- 92.

Маркина, М. Буллинг в школе и на работе: что это и как бороться / М. Маркина / [Электронный ресурс] / РБК Треды. - 1993-2022. - Электр. дан. - Режим доступа: https://clck.ru/32MER9 (дата обращения: 05.10.2022).

МПГУ в цифрах и фактах [Электронный ресурс] / МПГУ. – 2022. – Электр. дан. – Режим доступа: http://mpgu.su/ob-mpgu/ (дата обращения: 29.11.2022).

Общая информация [Электронный ресурс] / МГППУ. – 2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://rosvuz.ru/university/1980-moskovskij-gorodskoj-psihologo-pedagogicheskij-universitet-mgppu (дата обращения: 29.11.2022).

Прожерина, Ю. Когда тревога становится болезнью / Ю. Прожерина, И. Широкова // Ремедиум. – 2016. − №5. – С. 32-38. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kogda-trevoga-stanovitsya-boleznyu/viewer (дата обращения: 27.09.2022).

Рождественская, Е.А. Особенности проявления тревожности и ригидности в актуальном состоянии преподавателей, переживающих коммуникативный стресс / Е.А. Рождественская // Вестник Томского государственного университета. – 1999. − № 268. − С. 120-122.

РУДН сегодня [Электронный ресурс] / РУДН. – 2006-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://www.rudn.ru/about (дата обращения: 29.11.2022).

Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги. / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. – 1983. – С. 12-24.

Тарасова, С.Ю. Социальные и психологические аспекты буллинга / С.Ю. Тарасова // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №2. - С. 844-848 [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: Социальные и психологические аспекты буллинга (дата обращения: 15.10.2022).

Якунина, Е.О. Причины школьного буллинга / Е.О. Якунина // Вестник науки РГСУ. – 2021. – Т. 3. – № 5(38). – С. 35-39. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-shkolnogo-bullinga/viewer (дата обращения: 27.09.2022).

Ярмина, А.Н. Периодизация изучения феномена буллинга / А.Н. Ярмина // Психологическая антропология. – 2018. – № 1-2 (21-22). – С. 82-87. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/periodizatsiya-izucheniya-fenomena-bullinga/viewer (дата обращения: 15.10.2022).

Olweus, D. Bullying at school: Long-term outcomes for the victims and an effective school based intervention program // Aggressive behavior: Current perspectives / L.R. Huesmann, Ed. New York: Plenum Press. - 1994. - P. 97—130.

Roland, E. Idsoe T. Aggression and bullying // Aggressive Behavior. - 2001. - Vol. 27. - № 6. - P.446—462.

Просмотров работы: 189