НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА-БАЯНИСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА-БАЯНИСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важнейших видов деятельности любого музыканта-исполнителя является аккомпанемент. Концертмейстер должен понимать, что аккомпанемент — это фундамент для солиста. Музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служит ритмической и гармонической опорой солисту (инструменталисту, певцу) и дополняющее художественное содержание произведения. Аккомпанемент, чаще всего, исполняется на фортепиано, баяне, гитаре и т.д., а также оркестром или ансамблем. В данной статье речь пойдет про особенности аккомпанемента на баяне.

Искусство концертмейстера направлено на то, чтобы помочь исполнителю в образно-эмоциональной форме выразить свое понимание музыкального произведения. Основной формой познания эстетической реальности является образ-обобщение и художественный образ. Что же касается концертмейстерского творчества, то здесь многое зависит от способностей аккомпаниатора увлечь слушателей своим мастерством. Исполняя музыкальное произведение, концертмейстеру нужно духовно вжиться в него. Для этого необходимо обладать высоким уровнем эстетического развития. Это поможет музыканту в воссоздании художественного образа сочинения и наиболее точной передаче замысла композитора. Профессиональному концертмейстеру необходимо быть музыкантом высокого уровня. Он должен всегда помнить о том, что он не только аккомпаниатор, но и исполнитель и педагог. Такому музыканту нужно хорошо владеть возможностями инструмента, уметь читать нотный текст с листа, транспонировать, подбирать музыку по слуху, а также, владеть навыками переложений. Кроме того, необходимо знать творчество композиторов разных эпох, произведения различных жанров, песенный репертуар. Необходимы глубокие познания в музыкально-теоретических дисциплинах (гармонии, анализа музыкальных форм, полифонии). Гибкое и разностороннее мышление, способность изучать предмет в различных связях, широкая осведомленность в смежных областях знаний - все это поможет концертмейстеру творчески переработать музыкальный материал.

В настоящее время баян прошел большой путь от сугубо народного инструмента до профессионального академического инструмента. Однако в отличии от сольного исполнительства, работе концертмейстера-баяниста посвящено довольно скромное количество методической литературы. Поэтому в освоении искусства аккомпанемента на баяне необходимо опираться на фундаментальные работы по теории и практике концертмейстерского творчества других специализаций, в особенности для фортепиано. Любой вид творческой деятельности может осуществляться лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений.

Прежде чем приступать к работе над сопровождением, необходимо определить основные принципы баянного аккомпанемента:

Распределение функций. Важно понимать, что сольное исполнение песни на баяне и аккомпанемент этой песни для солиста не являются идентичными.

Творческий подход к аккомпанементу. В зависимости от нотного материала важно умение сделать его звучание на баяне насыщенным, оркестровым; использовать в концертной практике схематический показ степени насыщенности звучания, исходя из определения акустического объема звучания с учетом сильных сторон художественных возможностей баяна.

Работу над аккомпанементом строить исходя из «баянного прочтение» музыкального материала с целью дальнейшее его развития; избегать применения одинакового варианта сопровождения на протяжении всего произведения. Рассматривая баян как совокупность трех клавиатурных систем; рационально распределять материал между ними. Придерживаться предложенной классификации способов аккомпанемента: простой или традиционный, гитарный, гармонический, вариационный, импровизационный, комбинированный. Подчеркивать значение левой клавиатурной системы, выборочно подходить к распределению музыкального материала между клавиатурными системами баяна.

В практической деятельности функция концертмейстера-баяниста включает в себя разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков которая в итоге приходит к концертной деятельности союза концертмейстера и солиста. В работе концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Творческая активность баяниста-концертмейстера может ярко проявляться в тех разделах произведения, где баян звучит самостоятельно – во вступлении, проигрыше или заключении. В них концертмейстер должен дополнить логическое развитие музыкального образа. Так, например, во вступлении важно создать соответствующее художественно-эмоциональное настроение и подготовить вступление солиста, а затем гибко следовать за ним. В заключительном разделе необходимо добиться художественной завершенности музыкального развития, которое было достигнуто в процессе исполнения.

Опыт показывает, что главной отличительной чертой концертмейстерской деятельности является необходимость развития навыков и умений слушать не только себя, но и солиста. Именно в двойной концентрации и активности слухового внимания баяниста скрыта главная черта концертмейстерской деятельности. В процессе аккомпанирования слуховое внимание баяниста проходит ряд характерных этапов развития и формирования. А именно: первый этап обусловлен с восприятием партии солиста, которую баянист также внимательно разучивает, пропевая ее мысленно во время исполнения; второй этап - непосредственно связан с вслушиванием и осознанием собственной партии, которую баянисту необходимо прочно выучить и свободно, исполнять уверенно и стабильно; третий этап - самый сложный, в нём происходит слуховая адаптация, постепенное слияние обеих партий в ансамбль; четвёртый этап - заключительный, кульминационный, когда в слуховом сознании баяниста обе партии (сопровождающая и солирующая) соединяются в единый звуковой поток, в котором уже не воспринимаются две партии, а слышится единый ансамбль. Научиться хорошо, аккомпанировать не менее трудно, чем научиться хорошо, играть на баяне. Современный баянист, посвятивший себя подобной деятельности, является одновременно и педагогом-наставником, и покорным исполнителем воли своего солиста, а в целом - его другом и соратником.

Специфика работы концертмейстера-баяниста на разных этапах обучения, от школы искусств до высших учебных заведений состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей. Правильный подход формирования концертмейстера-баяниста, основанный на равноправном процессе изучения методической литературы, применяемой на практике, позволяет работать с солистами всех специальностей, от фольклорной музыки до академического вокала, от аккомпанемента солистам до работы в хореографическом классе, что позволяет ему быть «универсальным» музыкантом.

Список использованных источников

Асафьев Б. В. Избранные статьи в музыкальном просвещении и образовании // Ред.-сост. Е. М. Орлова. 2-е изд. — Л.:1973.

Давыдов Н. А. Теоретические основы переложения инструментальных произведений для баяна// Автореф. дис… канд. искусствоведения, 1973.

Липс Ф. Р. О переложениях и транскрипциях //Баян и баянисты. Вып.3. Ред.-сост. Ю. Акимов. — М.:1977.

Мотов В. Н., Шахов Г. И. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху. — М.:2004.

Шалаев А. А. Баян на концертной эстраде. — М.:1977.

Просмотров работы: 17