АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

Аметов А.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно детей и подростков навыков межличностного взаимодействия. Для утверждения личности в социуме нужны такие качества, как, независимость, уверенность в себе, ответственность, активность. Но как определить грань, разделяющую уверенное (ассертивное) и агрессивное поведение?

Ассертивность – это значимая характеристика зрелой личности. Но активно формируется она уже с подросткового возраста и даже раньше. Отсутствие этого качества затрудняет внутреннее раскрытие подростка и его социальную адаптацию в среде сверстников и социуме в целом.

Ассертивность – термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert – утверждать, настаивать на своем. Ассертивность – это умение человека действовать самостоятельно и автономно, адекватно социальной ситуации на основе самоуважения и позитивного самооценивания, а также способность к самоутверждению своей позиции с уважением к личным границам и интересам окружающих.

Согласно исследованиям американского психолога Э. Солтера в начале 60-х годов XX века, в понятии «ассертивное поведение» свободная самореализация и независимость человека в конструктивном межличностном взаимодействии противопоставляется манипуляции и деструктивным, агрессивным формам влияния на людей. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью нанести вред другим людям (Большой психологический словарь. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Олма-пресс, 2004 г.).

Актуальность формирования ассертивного поведения подростков обусловлена социальными явлениями в нашем обществе и требованиями, которые предъявляются к подростку при его вступлении в мир самостоятельности. Именно в подростковом возрасте личность стремится быть максимально социально активной, смелой, осознавать свои реальные возможности, с одной стороны, а с другой стороны, заявить о себе, отстаивать свою точку зрения в соответствии с возникающими потребностями могут не все подростки, так как им сложно определить границы дозволенного в проявлении настойчивости и активности, таким образом, обладать навыками ассертивного поведения.

Навыки ассертивного поведения являются своего рода элементом первичной профилактики девиаций и противопоставляются манипуляции и деструктивным формам влияния на подростков. В силу сложного характера поведенческих отклонений их предупреждение и преодоление требует многостороннего анализа факторов и причин, запускающих возникновение девиаций, а также условий, способствующих эффективной профилактике отклоняющегося поведения у подростков.

Мы провели диагностику 32 подростков в возрасте 13-14 лет (средний возраст 13,4 г.). Рассмотрим полученные результаты.

Тест-опросник «Исследование уровня ассертивности» В. Каппони, Т. Новак показал, что большинство подростков находятся в средней группе по уровню ассертивности – 53%. Второй, по количеству участников становится группа с низким уровнем ассертивности – в ней 28 % подростков, и самой малочисленной является группа с высоким уровнем ассертивности – в ней 19% участников. Получается, что 9 человек из 32-х боятся опереться на свои силы, проявляют зависимое поведение, пытаются демонстрировать социально желаемое поведение, пренебрегая своими потребностями и чувствами.

Методика определения самооценки у подростков Р.В. Овчаровой показала, что, несмотря на преобладание в классе среднего уровня самооценки, достаточно высок количественный показатель высокой и низкой самооценки. При низком уровне самооценки внимание подростков акцентируется на собственных недостатках, слабостях. Высокий уровень самооценки говорит о том, что подростки не замечают или не обращают внимания на свои недостатки, порой чрезмерно подчеркивая свои достижения.

Шкала личностной тревожности для подростков 10-16 лет А.М. Прихожан показала, что преобладает средний, или по-другому умеренный, уровень ситуативной и личностной тревожности.

Подростки с умеренной ситуативной тревожностью способны эмоционально реагировать на определенные ситуации, но также способны и контролировать свои переживания. Такие люди стараются объективно рассматривать различные ситуации, хотя и не всегда или не сразу им это удается сделать успешно. Средний уровень личностной тревожности говорит об общем комфортном эмоциональном состоянии. Подросток, конечно, способен на ситуативные проявления беспокойства, как правило, в новой для него ситуации, но быстро акклиматизируется к ней, и возвращается к состоянию эмоционального равновесия. В целом умеренный уровень личностной тревожности отражает способность к быстрому восстановлению психоэмоционального равновесия.

При повышенном уровне личностной тревожности многие жизненные ситуации воспринимаются как угрожающие. Высокий уровень эмоциональности в общении с окружающими и с самим собой. Повышенная самокритичность, которая может переходить в «самобичевание» и замыкание на собственном внутреннем мире. Мнения окружающих могут восприниматься враждебно и ставится под сомнение их искренность.

При сопоставлении данных, полученных при диагностике тревожности, и результатов изучения самооценки мы обратили внимание на то, что у обучающихся с повышенным уровнем школьной тревожности чаще встречается низкий уровень самооценки. Стоит отметить, что взаимосвязь самооценки и тревожности уже доказывалась исследователями.

Данные методики «Самооценка уверенности в себе» (для подростков) (В.Г. Ромек) говорят о том, что для большинства обучающихся (18 чел.) характерная средняя степень уверенности в себе. Эти подростки испытывают потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности. 5 человек обладают высокой степенью уверенности в себе. Эти подростки проявляют самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений. И достаточно высоко количество испытуемых, проявляющих неуверенность в своих силах – 9 чел. Для неуверенных в себе подростков характерно проявление сомнений при достижении результата, явно заниженный уровень притязаний в планируемой деятельности. Надо отметить, что неуверенность в себе является серьезным препятствием в освоении основных образовательных программ: ученики стесняются проявить свои знания, задать вопросы учителю в для прояснения непонятных моментов на уроке, и, как следствие, возможно отставание в усвоении материала. Опасаясь быть непринятым в группе, неуверенные в себе подростки мало общаются со сверстниками, а потому могут чувствовать себя одинокими.

Таким образом, мы выявили, что испытуемые обладают предпосылками для развития и формирования ассертивного поведения: независимостью и автономностью (63%), решительностью и опорой на свои силы (51%), уверенностью и позитивной установкой (33%), однако, уровень проявления этих качеств невысок. По степени развитости адекватной самооценки мы получили данные среднего значения – 55%, что свидетельствует о том, что у испытуемых преобладает самоуважение, и подросток может адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

Отсутствие необходимых жизненных навыков, стратегий поведения, неспособность подростков справиться с новыми социальными требованиями, могут повлечь за собой развитие отклонений в поведении и привести к девиантным его проявлениям, возможным акцентуациям характера. Неуверенное поведение (агрессивное или пассивное) часто становится барьером для гармоничного взаимодействия с окружением и успешной социализации личности в целом. Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, и в связи с этим особую важность в данном возрастном периоде приобретает проблема сохранения личностной устойчивости в условиях давления социальной среды.

По итогам исследования мы определили, что дальнейшая работа с подростками должна быть направлена на овладениеконструктивнымиповеденческиминавыкамивмежличностныхотношениях,развитиеуменияоткрытоипрямо, выражатьсвоимыслиичувства; формированиеспособностиконструктивнокритиковатьи адекватно реагировать на критику; выработку поведения,котороеявляетсяприемлемымнетолькодляличности,ноиобществав целом.

Просмотров работы: 155