Актуальность. Сон очень важен для человека. Всем известно, что качество сна значительно влияет на здоровье человека. Даже незначительные нарушения сна имеют негативные последствия: появляются сонливость, недомогание, утомляемость, рассеянность; длительное недосыпание могут приводить к истощению и повлечь за собой патологии в других системах организма. М.М. Манасеина, являющаяся одним из основоположников «науки о сне» – сомнологии, проводя исследования в этой области, пришла к выводу, что сон для организма важнее пищи [5].
В силу постоянно меняющихся условий жизни в современном мире мы привыкли к постоянной спешке. Стараясь поспевать за ускорившимся темпом жизни, мы зачастую пренебрегаем сном. Ни для кого не секрет и то, что у подростков – школьников и студентов нарушения сна встречаются чаще, чем у остальных. Обучение, подготовка к экзаменам, усиленная нагрузка во время сессии – стрессовые факторы, которые неизбежно ведут к нарушению сна.
Студенты младших курсов подвержены еще большему стрессу, так как помимо учебной деятельности им приходится адаптироваться к новым условиям обучения, отличным от школьных. Такая нагрузка неизбежно ведет к стрессу и вследствие этого – нарушениям сна.
На старших курсах студенты более адаптированы к условиям обучения, что уменьшает количество стрессовых факторов, но недосып имеет накопительный эффект [4], поэтому нарушения сна у старшекурсников выражены не меньше, чем у обучаемых младших курсов.
Несмотря на открытый доступ к информации о профилактике нарушений сна и общую осведомленность, большинство людей, и в особенности молодежь – студенты, продолжают пренебрегать гигиеной сна, что является серьезной проблемой современности и этим обуславливается актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявить особенности нарушений сна у студентов младших и старших курсов медицинского института.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе медицинского института Российского университета дружбы народов (РУДН). В исследовании приняло участие 59 студентов 1-6 курсов. Для изучения нарушений сна использовался опросник Питтсбургский индекс качества сна (Pittsburgh Sleep Quality Index, PSQI), который оценивает качество сна по 7 компонентам: субъективной оценке качества сна; латентности сна; продолжительности сна; проценту времени, проведенного в постели, когда человек спит; нарушениям сна; применению снотворных препаратов; дневной дисфункции (нарушение дневного функционирования вследствие плохого качества сна). Методы анализа данных: t-критерий Стьюдента и корреляционный анализ по Ч. Спирмену.
Результаты исследования. В результате исследования нарушений сна с помощью Питтсбургского индекса качества сна (PSQI) было выявлено, что у 20,34% респондентов наблюдается нормальное качество сна, у 79,66% респондентов качество сна плохое.
Анализ результатов по t-критерию Стьюдента показал, что достоверных различий между средними показателями значений по каждому компоненту опросника в группах младших и старших курсов не выявлено. Мы предполагаем, что респонденты испытывают трудности со сном на протяжении всего времени обучения в университете.
Корреляционный анализ по Ч. Спирмену показал следующее:
В группе младших курсов субъективная оценка качества сна положительно коррелирует с компонентами латентности сна (rэмп. = 0,61; rкрит. = 0,597 при p = 0,001) и продолжительности сна (rэмп. = 0,47; rкрит. = 0,381 при p = 0,05). В группе старших курсов субъективная оценка сна положительно коррелирует с компонентами латентности сна (rэмп. = 0,36; rкрит. = 0,349 при p = 0,05) и продолжительности сна (rэмп. = 0,74; rкрит. = 0,554 при p = 0,001). Это может быть связано с тем, что в обеих группах студенты оценивают качество своего сна в основном по двум показателям: латентность сна (время, требующееся для засыпания) и продолжительность сна.
Выводы. Анализ результатов по t-критерию Стьюдента показал, что достоверных различий между средними показателями значений по каждому компоненту опросника в группах младших и старших курсов не выявлено. Мы предполагаем, что респонденты испытывают трудности со сном на протяжении всего времени обучения в университете.
Корреляционный анализ по Ч. Спирмену показал следующее:
В группе младших курсов субъективная оценка качества сна положительно коррелирует с компонентами латентности сна (rэмп. = 0,61; rкрит. = 0,597 при p = 0,001) и продолжительности сна (rэмп. = 0,47; rкрит. = 0,381 при p = 0,05). В группе старших курсов субъективная оценка сна положительно коррелирует с компонентами латентности сна (rэмп. = 0,36; rкрит. = 0,349 при p = 0,05) и продолжительности сна (rэмп. = 0,74; rкрит. = 0,554 при p = 0,001). Это может быть связано с тем, что в обеих группах студенты оценивают качество своего сна в основном по двум показателям: латентность сна (время, требующееся для засыпания) и продолжительность сна.
В группе старших курсов выявлены положительные корреляционные связи между дневной дисфункцией и компонентами продолжительности сна и нарушений сна (rэмп. = 0,4 и rэмп. = 0,41 соответственно; rкрит. = 0,349 при p = 0,05). Вероятно, на старших курсах студентам становится труднее поддерживать нормальное функционирование в процессе обучения или иной деятельности в дневное время из-за недостаточной продолжительности или других нарушений сна.
В группе младших курсов нарушения сна положительно коррелируют с применением снотворных препаратов (rэмп. = 0,48; rкрит. = 0,381 при p = 0,05). На младших курсах студенты чаще прибегают к применению снотворных препаратов, что может быть связано с неспособностью или неготовностью студентов придерживаться гигиены сна или других мер профилактики нарушений сна, требующих определенных усилий, из-за чего предпочтение отдается применению снотворных препаратов.
Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: студенты младших и старших курсов имеют различные особенности нарушений сна.
На старших курсах респонденты больше склонны к нарушению дневного функционирования вследствие недостаточной продолжительности сна и других нарушений сна.
На младших курсах респонденты чаще прибегают к применению снотворных препаратов вследствие нарушений сна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антипов, В.А. Влияние сна на здоровье и продуктивность студентов / В.А. Антипов, А.В. Климов. // Молодой ученый. – 2021. – № 23 (365). – С. 123-125. – [Электронный ресурс] / Научный журнал «Молодой ученый» / 2008-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive /365/81852/
Антонова, А.А. Оценка качества сна студентов. / А.А. Антонова, Г.А. Яманова, Г.Р. Зейналова, А.Х. Абдулаев. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – №2-2 (116). – С. 62-65.
Калинкин, А.Л. Распространенность избыточной дневной сонливости в Российской Федерации. / А.Л. Калинкин. // Нервно-мышечные болезни. – 2018. – №4. – С. 43-48. – [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка / 2012-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranennost-izbytochnoy-dnevnoy-sonlivosti -v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.10.2022).
Ковальзон В.М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрствование-сон». / В.М. Ковальзон. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 239 с.
Ковальзон, В.М. Забытый основатель биохимии и сомнологии. / В.М. Ковальзон. // Природа: ежемесячный естественнонаучный журнал. – 2012. – №5 (1161). – С. 85-89.