Совершенствование компетенций владения иностранным языком коррелирует с задачей формирования личности, способной и готовой к коммуникации на межкультурном уровне, что, в свою очередь, предусматривает наличие у обучающегося иноязычного вокабуляра, адекватного данным задачам.
Одним из вызовов для современного учителя иностранного языка является создание оптимальных условий языкового образования, включая отбор методов, средств, способов и приёмов обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Каждый из них должен в определенной степени иметь возможность следовать некой индивидуальной образовательной траектории, позволяющей проявить свою активность и творчество [1].
Педагогика сотрудничества, проектные методики и использование новых информационных коммуникативных технологий для создания образовательных программ обеспечивают индивидуализацию и дифференциализацию обучения с учетом способностей обучающихся, их уровня образования или склонностей и так далее [2].
С помощью электронных новостных ресурсов, доступных в Интернете, можно эффективно решать самые разнообразные дидактические задачи на занятиях иностранным языком, что подтверждает В.К. Пономарев [5], описавший особенности формирования лексических навыков на уроках иностранного языка с помощью электронных новостных ресурсов и выступающий за использование ресурсов сети Интернет в процессе формирования иноязычной лексической компетенции. Исследователь отмечает взаимосвязь и взаимозависимость уровней владения различными видами речевой деятельности с уровнем лексического запаса. Лексические навыки формируются в процессе общения обучающихся, а коммуникативная компетенция совершенствуется по мере становления лексической компетенции [5, с. 347].
По определению Е.В. Горбатых [3], лексическая компетенция есть способность коммуниканта в определенной речевой ситуации определять контекстуальное значение слова, сравнивать объем значения слова в двух языках и использовать его с учетом языковой среды и языка общения, основываясь на знаниях о языке речи и/или личном языковом опыте человека. [3, с. 12].
Использование электронных ресурсов масс-медиа позволяет изучать английский язык с использованием оригинальных текстов, слушать носителей языка (естественная языковая среда). Учителю использование таких ресурсов дает возможность пользоваться огромным количеством дополнительных материалов для обогащения уроков разнообразными идеями и упражнениям.
Например, на уроке и дома можно использовать сайт Learnenglishteens.britishcouncil.org. Этот сайт представляет собой онлайн-журнал для подростков на английском языке. На сайте представлены статьи общей тематики, в них нет сложной лексики или сложных грамматических конструкций.
Еще одно несомненное достоинство данного ресурса — небольшая длина текстовых фрагментов: если вы ограничены во времени, этот сайт поможет провести 15-20 минут с пользой. Тематика статей разнообразна: развлечения, спорт, книги, путешествия, интересные факты, мода, наука и технологии.
Вызывает методический интерес и ресурс Esquire.com. Esquire — один из старейших и известнейших ежемесячных журналов на английском языке. Первый номер этого издания увидел свет в 1933 году. Сегодня Esquire издается более чем в 25 странах мира, в том числе и в России.
Журнал позиционирует себя как издание «для успешных джентльменов» и охватывает такие темы, как «Мода», «Стиль», «Политика», «Искусство», «Бизнес», «Здоровье», «Еда» и т. д. Статьи написаны просто и коротко, освещают самые актуальные темы.
Таким образом, электронные ресурсы масс-медиа предлагают нам широкий спектр лексики практически по любой теме, которая изучается на уроках иностранного языка: «Проблемы молодежи», «Спорт», «Традиции и обычаи», «Праздники», «Хобби», «Театр», «Музыка», «Искусство», «Кулинария», «Мода» и так далее.
Использование электронных ресурсов СМИ в образовательном процессе, тем не менее, не должно исключать традиционные средства и способы обучения, а должно гармонично сочетаться с ними. Применение онлайн ресурсов на сегодняшний день является достаточно эффективным средством обучения и способствует решению большого спектра учебных задач, при этом делая учебный процесс более привлекательным.
Список литературы
Бондаренко, А.Н. Формирование лексических навыков обучающихся с опорой на цифровые образовательные ресурсы / А.Н. Бондаренко, Л.В. Новикова // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2021. 5(83). URL: https://7universum. com/ru/psy/archive/item/11644
Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: «Академия», 2021. - 336 с.
Горбатых, Е.В. Опыт применения средств Интернета на уроке английского языка / Е.В. Горбатых, Ж.А. Тягунова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – Пятигорск: Издательство «Международная академия финансовых технологий», 2019. – С. 12-15.
Нелюбин, Л.Л. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. – Москва: Издательство «Флинта», 2018. – 320 с.
Пономарев, В.К. Формирование лексических навыков обучающихся средней школы с помощью интернет-ресурсов / В.К. Пономарев // Иноязычное образование в поликультурной среде. Материалы и доклады XXIV научно-практической конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка (NATE 2018). – Самара: Издательство «Самарский государственный университет», 2018. – С. 347-353.