ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С 2011 года в России началась подготовка медицинских сестер по программам бакалавриата. Основной целью введения этих программ было обеспечение системы здравоохранения специалистами для реформирования сестринского дела на основе внедрения современных сестринских технологий, соответствующей подготовки, обучения сестринского персонала и управления им. Проблема заинтересованности будущих бакалавров сестринского дела в получении образования напрямую связана с количеством тех людей, которые закончили вуз и работают по профессии, и тех, у кого диплом просто лежит на полке. Изучение проблемы позволит понять, сколько специалистов с высшим сестринским образованием планируют работать в структурах здравоохранения.

Цель исследования: изучить уровень заинтересованности будущих бакалавров сестринского дела в получении образования.

Для достижения цели наби были определены 2 задачи:

Провести теоретический анализ проблемы заинтересованности студентов в получении образования.

Изучить заинтересованность будущих бакалавров сестринского дела медицинского института РУДН в получении образования.

В рамках решения первой задачи было выявлено, что заинтересованность – это наличие интереса при совершении определенных действий, его роль как мотива участия в той или иной деятельности [1].

Мотив – это свойство конкретного субъекта поведения, то есть стабильное личностное свойство определенного человека, благодаря которому он стремится к определенным действия [2].

Мы можем с уверенностью сказать, что для эффективного усвоения получаемых знаний немалое значение имеет заинтересованность обучаемого, обеспечивающая получение более широких и глубоких знаний. Однако, зачастую спектр преподаваемых дисциплин в вузе не отражает в полной мере дисциплины, в освоении которых заинтересованы обучаемые, что обуславливает необходимость проведения исследований с целью изучения уровня заинтересованности будущих бакалавров сестринского дела в получении образования. Как бы сильно студент ни был заинтересован в учебе, без мотивации он не сможет ничего добиться в учебе [3].

Именно поэтому в следующем параграфе нашего исследования мы рассмотрели виды мотивов, так как заинтересованность есть отражение мощной мотивации человека в обучении и получении новых знаний.

К группе мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности, можно отнести: учебно-познавательные мотивы; мотивы достижения; инструментальные мотивы; мотивы функционирования.

Учебно-познавательный мотив связан с потребностью в новой информации. Известно, что чем более высоко стоит живое существо на эволюционной лестнице, тем более развито у него желание исследовать пространство вокруг себя. Сюда относится то в жизни учащегося, что связано с процессом развития познавательных интересов, с его познавательной̆ деятельностью, самостоятельностью, активностью познания, и то, что связано с его самочувствием в коллективе, и то, что связано с его жизненными целями и реальными перспективами после окончания обучения.

Мотив достижения — это устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Исследования Д. Макклелланда показали, что мотив достижения формируется у студента под влиянием положительно окрашенных эмоций, сопровождающих его жизненные успехи. Противоположным мотиву достижения является мотив избегания неудачи, который возникает как страх наказания за ошибки и неудачи в деятельности. Как правило, и положительные и отрицательные эмоции являются реакцией на поощрение или наказание со стороны взрослых [6]. Заинтересованный в учебе студент всегда будет стремиться и достигать своих целей. Он всегда будет нацелен на получение высшей оценке, на то, чтобы быть в списке лидеров.

Инструментальные мотивы — стремление использовать приобретаемые знания, умения и навыки в дальнейшей жизни. По нашему мнению, инструментальные мотивы важны в освоении новой профессии. Например, на практических занятиях основы сестринской деятельности студенты учатся делать внутривенные инъекции. Не освоив данный навык, работая медсестрой человек не может выполнять данные манипуляции. Именно поэтому студент должен быть заинтересован в том, чтобы научиться делать все манипуляции в университете под контролем преподавателя.

Мотивы функционирования — желание действовать, возникающее в процессе самой деятельности. Как правило, такое желание возникает у субъекта после принятия цели деятельности и полного включения в деятельность. Мотивы функционирования, по нашему мнению, напрямую связаны с преподавателем, насколько сильно он включит студентов в работу и заинтересует их в теме, настолько сильная от них будет и отдача [4].

В нашей работе мы изучали все виды мотивов, связанные с содержанием учебной деятельности, так как каждый из них дополняет друг друга и помогает разобраться с заинтересованностью студентов в обучении.

Мотивация является одним из ведущих компонентов в учебной деятельности, который определяет его направленность и результативность. Учебно-познавательная мотивация, в свою очередь, являет собой решающий фактор эффективности и результативности педагогического процесса и является один из ресурсов хорошей успеваемости студента [5].

Для того, чтобы учебная деятельность протекала успешно, студент должен самостоятельно планировать, реализовывать и контролировать свою учебную деятельность. А для этого необходима достаточно выраженная мотивация учения. Важно также, чтобы сам студент был заинтересован в учебе и в получении новых знаний.

Развитие мотивации учебной деятельности представляет собой один из основных аспектов проблемы целостного развития личности в обучении.

А.К. Маркова систематизирует психологические принципы формирования мотивации учения студентов в следующем виде:

учет возрастного своеобразия деятельности и мотивации обучаемых, определение ближайших и дальних перспектив развития мотивации;

включение студента в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий с другим человеком;

появление психических новообразований студента в деятельности, проявляющихся применительно к мотивации в новых типах отношений: к изучаемому объекту (познавательная активность); к другому человеку (социальная активность); к себе (умение осознавать и перестраивать свою мотивационную сферу). На основе этих новообразований личность обучаемого формируется как субъект учебной деятельности, субъект взаимодействия, субъект своей мотивационной сферы;

ориентация на единство двух общих принципиальных путей формирования мотивации в обучении: усвоение студентом «знаемых» мотивов как эталонов, предлагаемых обществом (путь «сверху вниз»); включение студента в различные виды деятельности, приводящее к формированию реально действующих мотивов (путь «снизу вверх»);

возможность программирования характера мотивации через тип учения.

Как мы уже говорили выше мотивация напрямую с заинтересованностью обучаемых. По нашему мнению, одним из важных факторов формирования мотивации является сам преподаватель и его методов обучения студентов.

Формирование мотивации - длительный процесс, связанный со становлением личности в целом, причем познавательные мотивы перестраиваются быстрее и легче, чем социальные.

К факторам, способствующим формированию познавательных мотивов, можно отнести: использование различных дидактических материалов; интересные презентации; расширение форм самостоятельной работы на занятии; активизация деятельности студентов на паре; система работы по воспитанию приемов самообразования. В число приемов самостоятельной работы, положительно влияющих на развитие мотивов учения, входят: приемы поиска дополнительной информации, рациональной организации времени, осознание обобщенных способов решения задач. Подчеркивая важную роль совместной работы студентов в формировании мотивации учения, автор отмечает, что «социальные мотивы могут поддерживать интерес к учению там, где не сформированы познавательные [4].

Так же огромную роль в мотивации играет разнообразные занятия, позволяющие еще сильнее усваивать материал, поддержка близких, ну и конечно же собственная заинтересованность в получении образования.

В рамках решения второй задачи нами был проведен анализ заинтересованности будущих бакалавров сестринского дела медицинского института РУДН в получении образования. Нами была разработана анкета, проведено анкетирование среди студентов 1 - 4 курсов медицинского института, обучающихся по направлению сестринское дело. Анкетирование проводилось в ноябре 2022 года онлайн с помощью Google Forms. Часть вопросов направлены на выявление биографических данных респондентов, другая часть на определение заинтересованности студентов в учебе. В анкетировании приняло участие 56 человек.

Анализ оценки направления подготовки показ, что большинство из студентов разочарованы в направлении подготовки, на котором сейчас обучаются. Средний балл составил 6,9.

В то же время как анализ оценки получения новых заданий показал, что большинству студентам очень нравится получать новые здания по своей будущей профессии. Так же в РУДН имеется современное и необходимое оборудование для самого продуктивного учебного процесса. Средний балл составил 7,3.

Анализ оценки профессионализма профессорско-преподавательского состава показал, что не все студенты способны найти общий язык с преподавателями, тем самым ценили его на 6,3 балла.

В рамках исследования было изучена оценка уровня мотивации к получению образования у студентов. Всего лишь четверть респондентов имеет мотивацию к учебе. Мы связываем это с тем, что преподаватели РУДН и студенты мало взаимодействуют друг с другом, это приводит к недопониманию и снижению мотивации. Средний балл составил 6,5.

Анализ оценки содержания самостоятельных работ, проводимых на занятиях, показал, что лишь пятой части студентов нравится содержание самостоятельных работ. Это связано с тем, что большинству не интересны задания.

Выводы:

Все вышесказанное свидетельствует о том, что далеко не все студенты заинтересованы в получении образования для того, чтобы использовать полученные знания и умения для работы в соответствии с полученным образованием. Вероятно, это связано с взаимоотношениями профессорско-преподавательского состава и студентов, а также с содержанием заданий, выполняемых на занятиях. Студентов необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для них возможности практического использования полученных знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вишняков, С.М. Профессиональное образование: словарь. / С.М. Вишняков. - М.: Новь, 1999. – 535 с.

Ширшов, Е.В. Словарь ключевых понятий и определений. / Е.В. Ширшов. – М.: Академия естествознания, 2017. – 472 с.

Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 364 с.

Маркова, А.К. Формировании мотивации учения в школьном возрасте. / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

Макклелланд, Д. Мотивация человека. / Д. Макклелланд. – Питер.: Психология, 2007. – 673 с.

Просмотров работы: 24