ОСОБЕННОСТИ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Толстикова О.Н. 1, Шарова А.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оптико-пространственные функции это – сложный процесс, который направлен на зрительное узнавание образа предмета или графического элемента, его определение в пространстве и выполнение определенных целенаправленных актов с этими объектами и графическими элементами. Современные исследования показывают, что у детей с речевыми нарушениями, в том числе и с общим недоразвитием речи, наблюдается определенный ряд нарушений компонентов оптико-пространственных функций. Эти нарушения связаны с тем, что сама речь играет существенную роль в развитии зрительно-пространственных функций. Например, ребенок начинает пассивно различать за словами взрослого пространственные отношения воспринимаемых предметов, а затем и активно обозначать их в речи [1]. Анализируя различные научные источники, можно выделить следующие оптико-пространственные функции:

-зрительный гнозис (зрительное узнавание объектов и их образов-эталонов, их анализ и синтез);

-зрительный мнезис (сохранение или припоминание образов);

-пространственные представления (анализ пространственных признаков (положение, направление) и формирование простейших пространственных представлений о предметах и своём теле, вербализация пространственных признаков) [3];

-пространственный праксис (произвольные и сознательные двигательные акты, совершаемые в пространстве собственного тела (сомато-пространственные действия) и предметов окружающего мира (пространственные действия)) [2];

-зрительно-моторная координация (согласованность зрительного анализатора и кожно-мышечного анализатора).

В исследовательской работе с дошкольниками применялись: методика «узнавание реалистичных изображений», «узнавание перечёркнутых изображений», «проба Поппельрейтора», «диагностика пространственных представлений о собственном теле и теле человека напротив», «методика изучения взаимоотношения объектов и тела», «проба Хэда (в модификации И. Ф. Марковской)», «копирование фигур Рея-Остеррица и Тейлора», «изучение состояния зрительно-моторной координации по М. М. Безруких» и Сложные фигуры (шкала памяти Векслера)». Все перечисленные выше диагностические методики были объединены в пять блоков.

Исследование проводилось на базе МАДОУ – ЦРР «Детский сад №8 «Лесная сказка» г. Северодвинск. В эксперименте участвовало 14 детей группы компенсирующей направленности (дети с тяжелыми нарушениями речи – общее недоразвитие речи) 6–7 лет и 14 детей группы общеразвивающей направленности в возрасте 6–7 лет.

Рисунок 1 – Уровни сформированности оптико-пространственных функций у дошкольников

На рис. 1 показано количественное распределение испытуемых по уровням сформированности оптико-пространственных функций.

Полученные результаты показали, что среди дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием высокого уровня развития оптико-пространственных функций выявлено не было.

Уровень выше среднего был диагностирован у 42,9% испытуемых с нормальным речевым развитием, в то время как в группе дошкольников с общим недоразвитием речи он диагностирован был у 7,1% испытуемых с общим недоразвитием речи. Средний уровень развития оптико-пространственных функций был диагностирован у 42% дошкольников с нормальным речевым развитием. В то время как у дошкольников с общим недоразвитием речи данный показатель составил меньше четверти (21,4%) от всего количества детей.

Данные рисунка 1 свидетельствуют, что у большинства детей с общим недоразвитием был выявлен уровень ниже среднего сформированности оптико-пространственных функций. У дошкольников данной группы отмечаются следующие специфические особенности оптико-пространственных функций: дети не удерживают зрительный образ изображения, у них снижен объем зрительной памяти, свойственны трудности в ориентировании относительно себя и относительно другого человека, также испытуемые затрудняется в употреблении и понимании пространственных предлогов и т. д.

Среди дошкольников с нормальным речевым развитием низкий уровень развития оптико-пространственных функций выявлен не был. 28,6% детей группы компенсирующей направленности показали низкий уровень сформированности оптико-пространственных функций.

Таким образом, обобщая полученные результаты, можно выделить специфические особенности оптико-пространственных функций у детей с общим недоразвитием речи:

- дети с общим недоразвитием речи имеют качественно более низкий уровень сформированности оптико-пространственных функций, чем дети с нормальным речевым развитием;

-дети с общим недоразвитием речи затрудняются в определении и удержании целостности воспринимаемого объекта или изображения;

-дети с общим недоразвитием речи склонны к «тактильным» и «мимическим» подсказкам при ориентировании на своем теле (вытягивание губ, нахмуривание бровей, надувание щек, прощупывание век и бровей, поднятие бровей);

-дети с общим недоразвитием речи склонны к подмене частей речи: пространственных предлогов на наречия, обозначающие пространство;

-дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в запоминании зрительного образа и графического элемента, не удерживают его в памяти;

-дети с общим недоразвитием речи совершают ошибки при выполнении целенаправленных произвольных движений, организованных в пространстве, а также не видят целого при перерисовывании фигур – используют хаотичную, не правильную и примитивную стратегию копирования;

-у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в формировании правильной траектории движений (планирование произвольного движения, организованного в пространстве) при выполнении графического элемента (вертикальные и горизонтальные линии, рисование по пунктиру, воспроизведение узоров по образцу).

В связи с выделенными выше особенностями и диагностированным низким уровнем сформированности оптико-пространственных функций, необходимо разработать и апробировать серию дидактических игр, направленных на формирование нормативного уровня оптико-пространственных функций.

Список литературы

Ахутина, Т. В., Пылаева, Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Электронный ресурс] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – Спб.: Питер. – 2008. – 320 с. – Режим доступа: Akhutina_Pylaeva_Preodolenie_trudnostey_uchenia.pdf (rukavruke26.ru), свободный (20.12.2022). – Загл. с экрана.

Бурачевская, О. В. Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный журнал] / Теория и практика образования в современном мире. – научн. журнал. – 2015. – С. 126–129. – Режим доступа: https://clck.ru/32ULs5, свободный (дата обращения: 20.12.2022). – Загл. с экрана.

3 Федорова, С. О. Коррекционно-логопедическая работа по формированию зрительно-пространственных функций у младших школьников с оптической дисграфией : учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] / С. О. Федорова. – СПб. – 32 с. – Режим доступа: FedorovaSO_logopediya.pdf (ext.spb.ru), свободный (20.12.2022). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 115