ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Костро Е.Н. 1, Толстикова О.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нарушения речи у детей очень разнообразны и могут проявляться в неправильности звукопроизношения, несовершенстве фонематических процессов, ограниченности словарного запаса, несформированности грамматического строя речи. Процесс формирования звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач логопедической работы, о чем говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Формирование речевых навыков, осознание явлений языка и речи – все это взаимосвязанные аспекты единого процесса развития речи. С одной стороны, совершенствование речевых навыков и умений является условием последующего совершенствования явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических навыков и умений. Соответственно, целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных представлений о речи повышают уровень ее произвольности и сознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на повышение культуры детей, общее развитие речи.

Процесс формирования предпосылок к овладению письменной речью у детей с фонетико- фонематическим нарушением речи будет способствовать предупреждению дисграфии. Ошибки в письменных работах могут развить в детях неуверенность в своих силах, снижать мотивацию к обучению.

Процесс письма – это процесс психической деятельности, реализуемой благодаря совместной работе различных зон мозга, и соответственно имеет психофизиологическую организацию. Структура письма, иерархия обеспечивающих его функций и процессов меняются по мере овладения письмом. Прежде чем пользоваться письменной речью, как средством общения и обобщения, ребенок должен овладеть «техникой письма». Овладение «техникой письма», то есть написанием букв, слов, предложений, согласно А.Р. Лурии, является подготовительной, «рецептурной ступенью» в процессе становления письменной речи. Развитая письменная речь представляет собой деятельность построения целостных по смыслу высказываний, текстов, она выступает как специфическое средство общения и обобщения опыта [6, с. 90]. Поэтому в вопросах профилактики нарушения письма у детей важно сформировать предпосылки овладения письменной речью. Л.С Выготский писал: «Подготовка к развитию письменной речи начинается задолго до начала обучения ребенка письму в школе». Письменная речь детей, согласно Л.С. Выготскому, развивается через переход от рисования вещей - к рисованию речи. Овладение письменной речью - это усвоение сложной символической системы знаков. Следовательно, письмо является результатом длительного развития высших психических функций, поведения и личности ребенка [5].

Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставления устной речи. В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. При этом, и устная, и письменная речь представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения [7, с. 3].

Овладение письменной речью очень важно для детей дошкольного возраста, и представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, также словом видимым и записываемым. Таким образом, процесс письма обеспечивается работой четырех анализаторов – речедвигательного и речеслухового, зрительного и двигательного [7, с. 3].

Планирование, реализация и контроль акта письма обеспечивается прифронтальной областью, ответственной за программирование сложных форм деятельности, общую регуляцию поведения. Считается, что недоразвитие вышеуказанных зон проявляется в трудностях составления и удержания программы действий, а также нарушениях контроля деятельности [4]. Следовательно, процесс письма является сложным психофизиологчиеским процессом, в осуществлении которого участвуют различные разделы головного мозга. Поэтому ребенок не имеет возможности сразу пользоваться письменной речью, как средством общения, сначала ему необходимо овладеть «техникой письма» [2].

Исследовательский опыт Т.А. Ткаченко, свидетельствует о том, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на все аспекты речи, в том числе и на слоговую структуру слова. В то же время при развитии навыков артикуляции может быть достигнут лишь минимальный эффект, и эффект будет временным. Автор утверждает, что: «Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия» [8, с. 5].

Квопросамизучениюписьменнойречи,атакжеподготовкедетейковладениюграмотойпосвященрядфундаментальныхиразностороннихисследованиймногихученых:Е.А.Логиновой,P.Е.Левиной,Е.Н.Российской,О.В.Правдиной,О.А.Токаpевой,И.Н.Садовниковойидр.

Ученымибылвыделенрядпсихофизиологическихкомпонентов,которыенеобходимыдляовладенияписьменной речьюиявляютсяпредпосылкамиусвоенияписьма[5].

1.Пеpвая предпосылка – это формирование (или сохранность) устной речи,произвольное владение ею, способность к аналитической и синтетической речевойдеятельности.

2.Втоpаяпредпосылка–формирование(илисохранность)разныхвидоввосприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственноговосприятияипредставлений,аименно:зрительно-пространственногоислухо-пространственногогнозиса,сомато-пространственныхощущений,знаниеиощущениесхемытела,«правого»и«левого».

3.Тpетья предпосылка – формирование двигательной сферы. Это включает всебя тонкие движения, движения объектов, то есть различные типы практики рук,мобильность,переключаемость,стабильностьимногоедругое.

4.Четвертаяпредпосылка–формированиеу детейабстрактныхспособовдеятельности,чтовозможноприпостепенномпереходеотихдействийсконкретнымипредметамикдействиямсабстракциями.

5.Пятаяпредпосылка–этосформированностьобщегоповедения, а именно регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, а также это намерения и мотивы поведения[8,с.140].

Анализ предмета – это умение мысленно расчленить предмет на составляющие его отдельные части (включая буквенный знак), что может позволить рассмотреть более детально предмет [3]. Синтез предмета – это умение объединить отдельные части в единое целое, таким образом составить образ предмета. Процессы анализа и синтеза обычно выступают в единстве, дополняя друг друга [3]. При несформированности данных процессов детям сложно усвоить зрительные образы букв, в особенности близких по начертанию, поскольку их отличие друг о друга лишь различном пространственном расположении одних и тех же элементов (например, буквы Ш и Т). Поэтому так важно в дошкольном возрасте включать в занятия упражнения на ориентирование в пространстве – на себе, на листе бумаги; выкладывание букв из палочек, проволоки, нитки, с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, как расположены ее элементы, сколько элементов в букве. Также эффективным будет обведение буквы по контуру пальцем, рисование на ладони, тактильное опознание букв, определение букв, написанных на карточке (правильный и неправильный вариант) [1].

Таким образом, для успешного овладения письменной речью ребенок дошкольного возраста должен располагать рядом предпосылок к овладению грамотой: - развитая слуховая функция, то есть четкая дифференциация акустически близких звуков, а также овладение навыком звукового анализа и синтеза; - уровень сформированности в достаточной степени зрительно-пространственных представлений; - хорошее владение устной речью (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь); - достаточно хорошо развитая ручная моторика [3].

Дети дошкольного возраста с таким нарушением, как фонетико- фонематическое недоразвитие речи, очень нуждаются в систематическом коррекционном воздействии. Обучение детей в школе будет зависеть от того, насколько комплексно и целенаправленно проводится коррекционная работа [2]. Для овладения предпосылками письменной речи, дети должны обладать не только хорошо сформированной устной речью, но и уровнем сформированности зрительно-пространственных представлений, развитой слуховой функцией.

Список литературы:

1. Донковцева, И. В. Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Донковцева. – Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – С. 42-44. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13474/ (дата обращения: 14.12.2022).

2. Дулап, Е.В. Предпосылки овладения письменной речью, формируемые в дошкольном возрасте [Электронный текст] / Е.В. Дулап. Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index.php?n=57371. (дата обращения: 10.12.2022)

3. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

4. Куцова, С.А. Предпосылки формирования письменной речи [Электронный текст] / С.А. Куцова. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/12448-predposylkami-formirovaniya-pismennoiy-rechi.html. (дата обращения: 11.12.2022)

5. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учебное пособие для студ. психол. фак. Вузов / А.Р. Лурия. – Совет по психологии УМО по классическому университетскому образованию. – М.: Академия, 2002. – 352 с.

6. Мирюк, С.В. Предпосылки овладения письмом при нормальном развитии : автореферат диссертации научной работы. – Мирюк Светлана Леонидовна. – Текст : электронный. Режим доступа: https://infourok.ru/avtoreferat-predposilki- ovladeniya-pismom-pri-normalnom-razvitii-1370938.html (дата обращения: 23.12.2022).

7. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. – М: Владос, 1997.

8. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия [Текст]. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2005. – 32 с.

Просмотров работы: 103