Оценка качества web-сайтов онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Оценка качества web-сайтов онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ

Карпенко В.С. 1, Шайкова А.А. 1
1НИУ "БелГУ", г. Белгород
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ежегодно начиная с двухтысячных годов на территории России учащиеся средних учебных заведений сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ), который служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. Перед каждым старшеклассником стоит непростой вопрос – как подготовиться к экзамену? Многие выбирают наиболее простой и легкий путь к хорошим баллам – обращение к специалистам, которые уже несколько лет работают с учениками, готовя их к ЕГЭ, восстанавливая пробелы в знаниях и углубляя их. Для школ, предоставляющих такие услуги, одним из средств коммуникации с учениками и родителями является сайт. Такой информационный ресурс представляет собой лицо школы по подготовке к ЕГЭ, то, что желающие записаться на занятия и курсы видят первым. Поэтому он должен быть качественно выполнен и вызывать у посетителей доверие и желание обратиться к нему снова при возникновении вопросов, а не раздражение. В данной статье будет представлена оценка информационных ресурсов онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ с помощью методики формализованной оценки качества информационных ресурсов. [1]

МЕТОД ОЦЕНКИ

Данный метод включает следующие действия. Для начала необходимо выбрать критерии оценивания положительного и негативного класса, которые помогут всесторонне оценить ресурс, и разделить их по градациям, являющимся конкретными оценками. Далее эксперт должен установить коэффициент важности для каждого критерия. С их помощью по формулам (1) и (2) рассчитываются коэффициенты нормирования.

N+ = 100/ (1)

N- = 100/ (2)

Они применяются для определения рангов каждогопризнакавнутриклассапоформулам(3)и(4).

=entier{ *N+} (3)

=entier{ *N-} (4)

Далее рассчитывается шаг градации по формулам (5) и (6):

hi= entier { / (q+i - 1) }, (5)

hj= entier { rj / (qj - 1) }, (6)

И наконец, рассчитываются значения уровней градации для каждого признака по формулам (7) и (8).

P+i (s)= (s - 1) * entier { entier [ 100 * k+i / k+i ]/ (q+i - 1) }, (7)

Pj (s)= (s - 1) * entier { entier [ 100 * kj / kj ]/ (qj - 1) }. (8)

С помощью уровней градации ресурсу по каждому критерии выставляется оценка, а далее рассчитывается эффективность ресурса путем вычитания суммы негативных оценок из суммы положительных [1].

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА НА ПРИМЕРЕ ОНЛАЙН-ШКОЛ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Для формализованной оценки информационных ресурсов были выбраны следующие онлайн-школы: «Умскул» [2], «Вебиум» [3], «Школково» [4], «ЕГЭLand» [5], «ЕГЭ-Студия» [6], «Alted» [7], «Репетиторская империя» [8], «TutorOnline» [9], «Parta» [10], «Сотка» [11].

После анализа информационных ресурсов были выделены позитивные и негативные признаки, по которым они будут оценены, затем дифференцированы по градациям и им были присвоены коэффициенты весомости. К позитивным признакам были определены:

«Обширность предоставляемых услуг», отражающий, насколько полон спектр услуг, предоставляемый сервисом: «неполный», «частично полный», «полный». Коэффициент весомости – 4.

«Наличие прайс-листа», отражающий, имеет ли информационный ресурс цены на предоставляемые услуги в данный момент времени: «отсутствует», «присутствует». Коэффициент весомости – 3.

«Интерфейс», отображающий уровень удобства взаимодействия пользователя и веб-продукта: «неудобный», «частично удобный», «удобный». Коэффициент весомости – 3.

«Дизайн и оформление», отображающий, насколько пользователю легко воспринимать информацию ресурса (целостность ресурса): «неприемлемый», «приемлемый», «отлично выполненный». Коэффициент весомости – 4.

«Наличие бесплатных материалов/пробного урока», отображающий, насколько ИР ориентирован на ознакомление пользователь с ресурсом: «отсутствуют», «частично есть», «присутствуют». Коэффициент весомости – 4.

«Система отзывов», отображающий, как в ИР представлены отзывы пользователей: «нет отзывов», «отзывы в одной форме», «отзывы в разных формах». Коэффициент весомости – 2.

К негативным признакам:

«Цена», отражающая финансовую доступность услуг для широкого круга пользователей: «дорого», «приемлемо», «дешево». Коэффициент весомости – 3.

«Адаптация ресурса под моб. версию», отображающий, имеет ли сервис мобильную версию: «нет моб. версии», «адаптирован частично», «адаптирован». Коэффициент весомости – 3.

«Полезность ресурса», отображающий, насколько полезна предоставляемая ресурсом информация: «отсутствует», «частично присутствует», «в полном объеме». Коэффициент весомости – 3.

«Обратная связь», определяющий уровень взаимодействия сервиса с пользователем: «нет», «частично есть», «есть». Коэффициент весомости – 2.

После того как для каждого признака был определен коэффициент весомости, были рассчитаны коэффициенты нормирования, ранги, шаг градации и значения уровней градации. Результат представлен в таблице 1: по горизонтали указаны номера признаков, по вертикали – уровень градации.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

10

15

8

10

10

5

9

13

13

13

3

20

-

15

20

20

10

19

27

27

27

Таблица 1 – Значения уровня градаций для каждого признака

Затем каждый информационный ресурс был оценен с помощью рассчитанных уровней градации по выбранным признакам. Рассмотрим на примере информационного ресурса «Школково». Результат оценивания представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Результат оценивания web-сайта онлайн-школы «Школково»

«Школково»

Признак оценивания

Значение уровня градации

Позитивные признаки

Обширность предоставляемых услуг

20

Наличие прайс-листа

15

Интерфейс

15

Дизайн и оформление

20

Наличие бесплатных материалов/пробного урока

20

Система отзывов

5

Итого:

95

Негативные признаки

Обратная связь

0

Цена

13

Адаптация под мобильную версию

0

Полезность информации

0

Итого:

13

Результат оценки эффективности использования

82

Таким образом была рассчитана эффективность использования web-сайтов онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ. Результат оценивания представлен на рисунке 1. Из диаграммы видно, что наиболее эффективный в использовании ресурс – «Школково», а наименее – «Сотка».

Рисунок 1 – Результат оценивания web-сайтов онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ

Таким образом, была проведена формализованная оценка эффективности использования информационных ресурсов онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ и выявлен наиболее и менее эффективный ресурс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

Блюмин, А. М. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие для бакалавров / А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2012. — 296 с.

Онлайн-школа «Умскул» [Электронный ресурс]. – URL: https://umschool.net/ – (дата обращения 01.12.2022)

Онлайн-школа «Вебиум» [Электронный ресурс]. – URL: https://webium.ru/ – (дата обращения 01.12.2022)

Портал «Школково» [Электронный ресурс]. – URL: https://2.shkolkovo.online/ – (дата обращения 01.12.2022)

Онлайн-школа «ЕГЭLand» [Электронный ресурс]. –URL: https://go-egeland.ru/–(дата обращения 06.12.2022)

Онлайн-школа «ЕГЭ-Студия» [Электронный ресурс]. –URL: https://ege-study.ru/ –(дата обращения 06.12.2022)

Онлайн-школа «Alted» [Электронный ресурс]. –URL: https://altschool.ru/ –(дата обращения 06.12.2022).

Онлайн-школа «Репетиторская империя» [Электронный ресурс]. – URL: https://ri-ege.ru/ – (дата обращения 01.12.2022)

Онлайн-школа «TutorOnline» [Электронный ресурс]. – URL: https://tutoronline.ru/ – (дата обращения 01.12.2022)

Онлайн-школа «Parta» [Электронный ресурс]. – URL: https://partaonline.ru/ – (дата обращения 01.12.2022)

Онлайн-школа «Сотка» [Электронный ресурс]. – URL: https://sotkaonline.ru/ – (дата обращения 01.12.2022)

Просмотров работы: 92