Механизм управления земельными ресурсами - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Механизм управления земельными ресурсами

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На территории Российской Федерации остро стоит вопрос об управлении земельными ресурсами. Особое внимание уделяется нормативно-правовой базе и ведению единого государственного реестра недвижимости.

Управление земельными ресурсами – это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы. Основу системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления [1].

Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации.


Управление земельными ресурсами является сложноорганизованной системой, так как включает в себя обширный спектр общественных отношений (Рисунок 1).

Рис. 1. Влияние общественных отношений на управление земельными ресурсами

Субъектами управления земельными ресурсами выступают не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, что также неоднократно отмечалось в литературе. Однако участие органов местного самоуправления в общей системе управления земельными ресурсами не меняет его государственного характера, так как деятельность этих органов осуществляется в пределах, установленных государством, под его руководством и при сохранении общих целей и задач этого процесса. Кроме того, в систему управления земельными ресурсами включают также внутрихозяйственное управление, «противопоставляемое» внешнему (публичному) управлению, осуществляемому органами государственной власти и органами местного самоуправления [4. С. 18-23].

Однако здесь мы сталкиваемся с дискуссионным моментом: какие государственные органы, а именно принадлежащие какой ветви (ветвям) власти, осуществляют управление земельными ресурсами?

В этом вопросе отчетливо выделяются две принципиально различные точки зрения.

Согласно первой из них (справедливости ради следует отметить, что основной), управление земельными ресурсами осуществляют исключительно исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. рассматриваемая деятельность - это деятельность исполнительно-распорядительная по своему характеру. В частности, Г.Л. Землякова под государственным и муниципальным управлением в сфере использования и охраны земель предлагает понимать основанную на законе деятельность исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, нацеленную на сохранение и восстановление земельных ресурсов [5. С. 13]. Также отдает прерогативу деятельности по управлению земельными ресурсами исполнительным органам И.А. Иконицкая, отмечая, что данные органы при ее осуществлении, с одной стороны, содействуют участникам земельных правоотношений в претворении в жизнь их правомочий в отношении земельных участков (например, занимаясь правовым информированием, улучшением качества земель за государственный счет), с другой - выявляют земельные правонарушения и применяют меры юридической ответственности [6. С. 162].

Представители второй точки зрения выступают против отождествления государственного управления с исполнительно-распорядительной деятельностью (деятельностью исключительно администрации). Исходя из этого, Ю.Г. Жариков утверждает, что государственное управление в области использования и охраны земель - это прерогатива не только исполнительных,

но и представительных органов власти [3. С. 158-163]. Об этом же говорит и Н.А. Сыродоев, называя в качестве субъектов, осуществляющих управленческие функции, Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов федерации [7. C. 197].

Важнейшей характеристикой управления в любой сфере, в том числе и в сфере земельно-правовых отношений, выступает целенаправленность. Наиболее простым вариантом определения целей управления в сфере земельных отношений выступает сведение их к организации использования и охраны земель (земельных ресурсов). Например, С.А. Чаркин указывает на обеспечение как рационального использования, так и охраны земель в качестве конечной цели управленческой деятельности публичных субъектов [8]. Направленность на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану отмечает и О.И. Крассов [9. C. 173].

На наш взгляд, целью управления земельными ресурсами можно назвать обеспечение (создание и сохранение) надлежащего порядка их использования и охраны (или, по-другому, рационального и эффективного использования), необходимого для поддержания баланса частных и публичных интересов в обществе и эволюционного развития всех сфер человеческой жизнедеятельности.

На основе проведенного анализа можно выявить следующее определение управления земельными ресурсами : это осуществляемая посредством права на основе сочетания методов убеждения и принуждения деятельность исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на упорядочение общественных отношений, объектом которых выступают земельные ресурсы, в целях обеспечения надлежащего порядка их использования и охраны, необходимого для поддержания баланса частных и публичных интересов в обществе и эволюционного развития всех сфер человеческой жизнедеятельности. 

Библиографический список

1. Боголюбов С.А., Галиновская Е.А. Под ред. С.А. Боголюбова. Гл. I. Предмет, методы и система земельного права § 5. История земельного права россии // Земельное право: Учебник. Москва: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004. 3-51.

2. Боголюбов С.А. Земельное право в вопросах и ответах. Учебное пособие / С.А. Боголюбов. М.: Проспект, 2017. 917 с.

3. Земельное право : учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : Проспект, 2008. 400 с.

4. Будников Н.А. Государственное управление в сфере использования и охраны земель : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000. 56 с.

5. Землякова Г.Л. Формирование кадастровых сведений о земельных участках как основы управления в сфере использования и охраны земель: проблемы теории и практики : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. 55 c.

6. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации : учебник. М. : Юристъ, 1999. 248 с.

7. Сыродоев Н.А. Земельное право : курс лекций : учеб. пособие. М. : Проспект, 2009. 368 с.

8. Чаркин С.А. О некоторых проблемах теории управления земельным фондом // Современное право. 2012. № 9. С. 62-67.

9. Крассов О.И. Земельное право : учебник. М. : Юристъ, 2000. 624 с.

10. Петров Г.И. Основы советского социального управления. Л. : Изд-во ЛГУ, 1974. 291 с.

Просмотров работы: 243