В проблеме осознанности первый вопрос встаёт о самоопределении. Общество долго время двигалось с идеями индустриализации, в котором о самоопределении и самовыражении сложно было говорить. И большинство современников продолжает двигаться аналогично по инерции.
Не только в педагогике и философии, но и в принципе для построения общества на сегодняшний день стоит задача помочь человеку найти истинного себя. Человек – существо с самосознанием, а не только инстинктами. И человек, по большей части, есть цель, есть его деятельность. Каждый способен творить, способен мечтать, и на протяжении жизни реализация этого потенциала очень и очень важна как для индивидуума, так и для социума.
Очень важным критерием и одновременно этапом для самоопределения и принятия самосознания, осознанности является цель. Цель – не просто деятельность, которую люди планируют выполнить; это настоящий ориентир, фундамент для выстроения осознанности. Целеполагание есть одна из граней даже формирования личности.
Важно учитывать, что любая деятельность, любая осознанность зарождается, в первую очередь, в мысли. В силу разных причин человек создаёт на пути к воплощению мысли всевозможные ментальные барьеры, которые, впрочем, при точности цели, вполне обходимы.
Раскрывая ключевые понятия осознанности, дополняем поэтическими рассуждениями, повышаем внимание к собственному психическому здоровью и проблеме осознанностихся. Раскрытие проблемы осознанности в создании факторов для её решения, создаем возможность «моделировать свой путь познания, процесса получения образовательных результатов (ориентация на создание четко выраженного представления о цели обучения и способах его получения)» [1].
Предлагаю образовательный практико-ориентированный результат обучения по дисциплине «Тайм-менеджмент» в форме мини-цикла поэтических рассуждений«Осознанность».
Кто я, зачем я?»
Кто мы, откуда и куда мы идëм?
Ответ будет только, если знаешь зачем:
Цель – словно карта, без неё лишь бредëм:
Кто иль что? От чего иль за чем?
Осознанность – важно, ты – человек!
Ты рождён был творить, ты рождён был мечтать,
Тебе жить не неделю, тебе жить целый век,
Умели ходить – научились летать.
Научились мы только лишь потому,
Что знали: нам это надо от жизни,
Это надо и миру: тому, и тому...
Это верная помощь своею отчизне.
Цель – это много, цель – это важно,
Не смятенье это, а движение отважно,
Хочешь дойти – себе скажи куда,
А там – дело за малым. Мысль – руда.
Мысль – руда, голова – золотник,
Страх – ерунда, и чтоб ты не поник
Твоя цель – это жизненный компас,
Если верна – долой любой комплекс,
Знай, ты дойдëшь.
В вопросе осознанности важна тема свободы и ответственности личности. Формирование полноценной личности как таковой напрямую связано с понятиями свободы выбора, ограничений действий в рамках установленных правил и ответственности за каждое совершаемое.
Свобода и понятия, пожалуй, два базовых понятия осознанности, ведь именно свобода выбора и ответственность за этот выбор – первый шаг на пути к осознанности. Свобода не есть плохо или хорошо, это парадигма мышления, при которой личность в той или иной степени может по-настоящему раскрыть именно свой потенциал. Именно проходя через последствия собственного выбора, через дилемму самого выбора, который является прямым показателем сознания, мы можем прийти к осознанности.
Важно понимать, что свобода, как таковая, известна лишь как понятие относительное: подобно тому, как нельзя знать хорошее без плохого, нельзя знать и свободу без ограничений. Баланс ограничений в свободе и выборе – это прямой показатель более глубокого уровня сознания, а, как следствие, и осознанности.
«Свобода = ответственность»
Свобода – не сахар, не сказка,
Не карт-бланш слепой вседозволенности.
Свобода – есть выбор, но главное –
Груз настоящей ответственности.
Свобода – не есть всë и всегда,
Ведь мы знаем еë подобно
Тому, что есть в жажде вода,
"Ограниченность" слово подробно.
Но свобода не есть зло:
Мы выбираем, если надо – ответим.
Не "подчиняюсь", не "повезло",
А ориентиры на завтра отметим.
Только так и никак иначе
Жизнь своей истиной полнится:
Мы живём свою жизнь, а значит
В свободе человек преисполнится.
Помимо выше указанного, в теме осознанности также важна идея детерминированности, а точнее – её обсуждение. Человеческая осознанность строится на свободе и ответственности именно за свои поступки. Нельзя уверяться в предначертанности ответственности за любое действие. Именно на принципах того, что мы влияем на развитие событий, что мы несём ответственность за конкретные события, за выбор, построена отчасти осознанность.
Важно отметить и то, что самомотивация – неотъемлемая часть осознанности. Ведь она влияет на нашу деятельность, а, значит, влияет на нас самих. И здоровая решительность, мотивация, уверенность в совершаемом – значительная предпосылка к становлению осознанности личности.
Вне зависимости от личного опыта, включающего, в том числе, и какие-либо когнитивные искажения, стоит принимать одну важную мысль: человек в силах внести влияние на ту или иную сферу, задачу, вопрос. Поэтому важно прививать мысль о влиянии человека на свою судьбу, о важности проактивного подхода к своей жизни – каждая из этих мыслей, этих мер формирует человека более осознанного, чем он был до.
«Будущего нет: мы создаем его сами»
За каждую радость может быть бедствие,
От действия к действу движется мир,
Каждой причине соответствует следствие,
От нас и зависит, голодать или в пир.
Все мы являемся просто людьми,
Однако являемся все и творцами.
Нельзя посмотреть в наступающи дни:
Грядущего нет – мы творим его сами
"Времена не выбирают"
Говорил Кушнер тогда,
"В них живут и умирают"
Вторим мы ему всегда.
Но в какое время жить,
Средь каких людей бродить,
Чем дышать и что нам пить
Только мы определить
Можем, ведь от нас зависит мир,
Только мы его построим.
И под звон злочëных лир
Мысли звук здесь самый строен.
Кто, уж если и не ты?
Кто взрастëт в саду цветы,
Кто построит день грядущий,
Вдаль своë всегда несущий.
Что есть завтра? Как пойти?
Здесь свернуть и обойти,
Или прямо, напролом,
Грязь сквозь, пыль, гремящий гром
Решаем только мы.
Последней мыслью, к которой хотелось бы привлечь внимание в цикле размышлений, но точно не по значению, является ощущение времени как ресурса, так и самого течения жизни. Важно отдавать себе отчёт в его течении, адекватно воспринимать и грамотно им распоряжаться. Время и есть наша жизнь, и правильное отношение к самому метафизическому понятию – большой, один из, если не самый главный в достижении определённого уровня осознанности.
Время – ценность, которую нельзя купить, продать, обменять, подарить, оно лишь течёт, подобно песку в часах. И сквозь опущенные руки, то есть человека, что ведёт неосознанное существование, неграмотно относится к своим ресурсам, не поднимает поставленные в работе и другие вопросы, время утекает неощутимо, быстрее, будто бы не принося пользу.
Осознанность – непростое, но важное состояние, в котором человек определяет себя, свою жизнь, все факторы, зависящие от него. Осознанность – это путь самоопределения, который ведет к расширению сознания и из него же вытекает. Для повышения осознанности требуется задать себе множество вопросов, дать на них ответ, принять те или иные меры. И ожидается, что части подобной работы способствует мой цикл размышлений.
«Есть множество способов убить время — и ни одного, чтобы его воскресить»
Убить время способов – море,
Воскресить – ни одного.
Бесцельно прожить – это горе,
Ни купить, не вернуть нам его.
Время – великая ценность,
Но цены у него нет совсем,
Мы готовы отдать в грозну вечность
Что угодно. Относится это ко всем.
Время – не просто жизни нашей ресурс,
Время и есть жизни суть.
Время – движения нашего курс,
Тот, что нереально вспять повернуть.
Лишь сквозь пальцы опущенных рук
Время утекает бесследно.
Человек, что живёт без мысли и цели
Даже с деньгами является бедным.
Список литературы:
1. Иванова В.М. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ФОРМАТЕ ФГОС 3++ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28694