Особенности организации управления земельными ресурсами на муниципальном уровне (на примере Бессоновского района Пензенской области) - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности организации управления земельными ресурсами на муниципальном уровне (на примере Бессоновского района Пензенской области)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные тенденции развития системы местного самоуправления и растущая экономическая и хозяйственная самостоятельность муниципальных образований делает все более значимым и необходимым качественное ресурсное обеспечение муниципальной экономики и системы хозяйствования в целом. Особое значение в этой связи приобретает наличие достаточного количества земельных ресурсов, качество управления которыми отвечало бы потребностям общества и основным тенденциям развития муниципальной экономики.

Ценность земельных ресурсов обусловлена тем, что они являются основой развития аграрного сектора, гарантией полноценного функционирования промышленных предприятий, условием ведения малого бизнеса в сельском хозяйстве, элементом обеспечения приусадебного хозяйства для населения, фактором развития жилищного строительства и обеспечения грамотного развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. Одновременно нельзя забывать и о том, что земельные ресурсы отнесены к числу доходных источников бюджетной системы, а значит, доходы муниципального образования от использования земельных ресурсов выступают одним из важнейших источников пополнения бюджета на муниципальном уровне. А постольку, поскольку увеличение доходов муниципального бюджета является по-настоящему актуальным для современной системы местного самоуправления вопросом, то и значение грамотного управления земельными ресурсами – несомненно. Решение практических проблем, возникающих на муниципальном уровне в сфере управления земельными ресурсами, необходимо разрабатывать на базе конкретных муниципальных образований. В этой связи объектом исследования выступил один из муниципальных районов Пензенской области.

Говоря о региональной структуре и системе управления земельными ресурсами, стоит отметить, что Пензенская область характеризуется в качестве одного из субъектов Российской Федерации, в связи с чем система управления земельными ресурсами в регионе формируется, исходя из площади земельных ресурсов, потребностей экономики региона, особенностей сформированной системы государственного управления и муниципального управления.

Общая площадь земельных ресурсов области составляет, согласно данным официальной отчетности, 4335,2 тыс. га. В структуре земельного фонда региона в зависимости от целевого предназначения земель выделено семь основных категорий, в составе которых преобладают земли сельскохозяйственного назначения (3069,6 тыс. га), - земли лесного фонда – (964,5 тыс. га); земли населенных пунктов (230,3 тыс. га). Кроме того традиционно выделяются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (44,6 тыс. га); земли особо охраняемых территорий и объектов (9,2 тыс. га), земли водного фонда (14,8 тыс. га);
земли запаса (2,2 тыс. га).

Одним из муниципальных районов области выступает Бессоновский район. Общая площадь района составляет 121956,274 га. Основную долю земель района составляют сельскохозяйственные земли, которые, согласно данным Инвестиционного паспорта района, составляют 61,2% (74,7 тыс.га) от его общей площади. Значительную долю сельскохозяйственных угодий составляют наиболее плодородные черноземные почвы, которые в соответствии со своими свойствами представляют наибольшую ценность для аграрного сектора района и области в целом: на них сосредоточено чуть более 72% обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, что формирует реальные предпосылки для развития АПК и повышения его эффективности.

Если на уровне региона в целом основные направления государственной региональной политики в области управления земельными ресурсами формируются на уровне отдельного ведомства, то соответствующие аспекты и направления муниципальной политики реализуются в рамках деятельности структурного подразделения Администрации Бессоновского района как органа местного самоуправления. Соответствующие функции исполняет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района Пензенской области. Положение о нем утверждено на основании Решения Собрания представителей Бессоновского района Пензенской области от 16 июля 2010 г. N 370-50/2 «О создании Комитета по управлению муниципальным имуществом при администрации Бессоновского района». В рамках организации основных направлений своей деятельности Комитет подчиняется главе Администрации Бессоновского района. Основной целью организации работы Комитета выступает повышение качества и эффективности управления муниципальным имуществом, находящимся в собственности Бессоновского района Пензенской области.

В соответствии с этим Комитет разрабатывает и реализует основные направления муниципальной политики в области управления муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, по вопросам, касающимся владения, распоряжения, и использования имущества, повышения эффективности его использования, организации аренды, документального оформления, контроля качества и целевого использования объектов муниципальной собственности. Сотрудники Комитета также несут ответственность за ведение реестра объектов муниципальной собственности Бессоновского района Пензенской области, отвечают за организационное и документальное сопровождение передачи имущества в состав муниципальной собственности района, его регистрацией и дальнейшим использованием. Особое внимание уделяется вопросам распоряжения и использования, заключения сделок с объектами муниципальной собственности с тем, чтобы они не противоречили требованиям законодательства, интересам общества и муниципального образования, а также соответствовали требованиям экономической целесообразности и безопасности. Также Комитет призвать защищать права и законные интересы собственников, арендаторов объектов муниципальной собственности, самого муниципального образования, вне зависимости от того, идет ли речь об интересах физических или юридических лиц. Реестр муниципального имущества размещен на официальном сайте Администрации Бессоновского района (https://bessonovka.pnzreg.ru/open-government/investitsionnaya-deyatelnost/imushchestvennaya-podderzhka/reestr-gosudarstvennogo-munitsipalnogo-imushchestva/), доступен для пользователей, хорошо структурирован, позволяет рассматривать основные разделы и виды муниципального имущества, в том числе, структуру земельных ресурсов. Сотрудники Комитета также отвечают за кадастровый учет и осуществление муниципального земельного контроля как базового инструмента обеспечения целевого и эффективного использования земельных ресурсов муниципального образования.

Структура методов управления земельными ресурсами, используемых в Бессоновском районе Пензенской области, в целом не отличается от традиционно используемых в этой сфере. Они включают в себя:

– правовые методы (в данном случае идет речь о федеральных, региональных и муниципальных правовых актах и нормативных документах);

– административные методы (муниципальный земельный контроль, установление ограничений по использованию отдельных видов земельных ресурсов, установление предельных размеров земельных участков, установление составов правонарушений и преступлений, совершение которых влечет за собой административную или уголовную ответственность, принудительное изъятие или выкуп земельных участков, установление механизмов передачи земельных участков в муниципальную собственность и пр.);

– экономические методы (организация кадастрового учета, регулирование цен, спроса и предложения на земельные ресурсы, формирование порядка и методов установления и возмещения убытков при изъятии земельных ресурсов).

Информационную основу муниципального управления земельными ресурсами формируют такие системы, как Росстат и его территориальные органы, ЕГРН, Единая федеральная система о землях сельскохозяйственного назначения, созданная Минсельхозом России. Несмотря на то, что перечисленные информационные ресурсы преследуют в определенных случаях одинаковые цели, они, к сожалению, имеют расхождения между собой, из-за чего наблюдается информационная недостаточность, которая необходима для управления земельными ресурсами. Кроме того, внедрение информационных систем и ресурсов для ведения кадастрового учета и предоставления муниципальных услуг в сфере управления земельными ресурсами является невыполнимой задачей для многих муниципальных образований в стране, так как и приобретение такой системы, и ее дальнейшее обслуживание является довольно дорогостоящим. Это становится тем проблемным аспектом, который снижает эффективность управления муниципальным имуществом в целом и эффективность управления земельными ресурсами в частности. Не является в этой связи исключением и Бессоновский район. В настоящее время информационные ресурсы не задействованы в управлении муниципальными земельными фондами, тогда как их внедрение позволяло бы органам местного самоуправления максимально автоматизировать процессы предоставления муниципальных услуг, повысить качество управления муниципальной территорией, снизить трудозатраты на многие операции, выполняемые сотрудниками органов местного самоуправления.

Одним из важнейших информационных ресурсов в области управления земельными ресурсами остается ЕГРН, использование которого, тем не менее, не лишено определенных недостатков, связанных с тем, что реестр частично наполнен, информация о качественных характеристиках земельных участков отсутствует, зачастую информация носит противоречивый характер.

Одним из факторов, который во многом объясняет наличие проблем в области управления земельными ресурсами, выступает отсутствие в стране единого органа по управлению именно земельными ресурсами. Создание такого органа и образование территориальных подразделений на региональном уровне позволило бы систематизировать управления муниципальными ресурсами, четко определить компетенцию федерального, регионального и муниципального уровня и сформировать единую систему в обозначенной сфере.

Еще одной проблемой управления муниципальными земельными фондами выступает отсутствие критериев эффективности такого управления. В настоящее время в состав критериев, на основании которых определяется эффективность муниципального управления и деятельности органов местного самоуправления, включен единственный показатель, относящийся к системе управления земельным фондом: доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального, городского округа (муниципального района). Формирование перечня таких критериев, обоснованных с точки зрения структуры, направлений использования и экономической эффективности использования земельных участков, а также закрепление таких критериев в документах муниципального уровня позволит сформировать эффективную систему контроля и учета эффективности использования земельных ресурсов.

Современный уровень технического развития также свидетельствует о важности и необходимости вовлечения информационных технологий в процессы управления земельными ресурсами на муниципальном уровне. Например, можно активно внедрять аэрофотосъемку (АФС) в работу органов контрольно-надзорных функций. С помощью АФС можно выявить кадастровые ошибки, нарушения земельного законодательства, такие как самозахват и др., неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, а также оптимизировать выполнение кадастровых работ, в т.ч. комплексных кадастровых работ (ККР) и производить мониторинг изменений земель. Применение АФС является незатратным, способствует повышению точности кадастрового учета и повышению экономической эффективности проведения и стоимости соответствующих видов работ.

Таким образом, перечисленные направления совершенствования управления земельными ресурсами на муниципальном уровне позволят сформировать четкую и более рациональную систему на муниципальном уровне, способствуя повышению экономической активности и качества земельного муниципального контроля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Данилова М.Н. Современная система государственного и муниципального управления / М.Н. Данилова. – М.: Дрофа, 2021. – 518с.

Ерошкин А. К. Понятие муниципальной собственности / А.К. Ерошкин // Молодой ученый. – 2019. – № 11 (115). – С. 727-730.

Ерошкин А. К. Система управления муниципальной собственностью в РФ / А.К. Ерошкин // Молодой ученый. – 2020. – № 3. – С. 345 – 351.

Инвестиционный паспорт Бессоновского района Пензенской области. – Текст: электронный. Сайт Администрации Бессоновского района Пензенской области. – URL: https://bessonovka.pnzreg.ru/Инвестиционный%20паспорт_1%20квартал%202020.pdf (дата обращения 07.10.2022).

Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России / В.Г. Игнатов. – М.: Феникс, 2020. – 650 c.

Калинина А.Н. Проблемы управления муниципальным имуществом / А.Н. Калинина // Вестник магистратуры. – 2020. – №7. – С. 11 – 19.

Морозов С.Н. Муниципальный менеджмент: курс лекций / С.Н. Морозова. – М.: Высшая школа, 2022. – 348с.

Назарова С.Н. Управление государственной и муниципальной собственностью / С.Н. Назарова. – Казань, 2020. – 236с.

Публичная кадастровая карта Бессоновский район [Электронный ресурс]. – URL: https://egrp365.org/map/?id=g3XEMF (дата обращения 10.10.2022)

Просмотров работы: 55