Профилактика безнадзорности несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Профилактика безнадзорности несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта

Лазарева О.В. 1, Цыганевич Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Одной из наиболее актуальных и общественно значимых задач, стоящих сегодня перед обществом, является поиск путей снижения роста несовершеннолетней преступности и повышения эффективности их профилактики.

Сегодня большое количество несовершеннолетних детей попадает в «группу риска», которая подвержена негативному внешнему воздействию в силу определенных жизненных обстоятельств. Возникают проблемы, которые они не могут осознать самостоятельно, а тем более решить.

Цель работы – рассмотреть профилактику правонарушений несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта.

В последние 3–5 лет наблюдается значительный рост преступности среди несовершеннолетних. В настоящее время лица в возрасте 16–18 лет являются субъектами практически всех видов преступлений, ответственность за которые предусмотрена УК РФ.

В России стали чаще находить беспризорных и безнадзорных детей. Так, в 2019 году выявили 75,5 тысячи таких несовершеннолетних. Это больше, чем в 2018 году (68,7 тысячи). В 2020 году наибольшее количество беспризорников зафиксировали в Курганской области (9,7 тысячи). Следом за этим регионом идут Москва (8,2 тысячи), а также Свердловская (3,6 тысячи), Московская (2,8 тысячи) и Иркутская (2,7 тысячи) области.

Меньше всего безнадзорных детей установлено в Калмыкии (два человека), Республике Алтай (четырнадцать человек), Адыгее (восемнадцать человек), Ямало-Ненецком (двадцать семь человек) и Чукотском (тридцать четыре) автономных округах [1].

Рост числа беспризорников может свидетельствовать о деградации института семьи в России и снижении уровня жизни населения. Это предположение подтверждается также тем фактом, что более 80% воспитанников детских домов — социальные сироты. То есть дети, которые оказались в учреждении при живых родителях.

Чаще всего молодые люди перенимают негативный опыт от других. Наиболее распространенными вредными привычками, перенимаемыми взрослыми в подростковом возрасте, являются курение и употребление алкоголя. В наше время важную роль играют психологические зависимости, а наркомания – это отдельная тема, к рассмотрению и анализу которой следует тщательно подготовить подростка. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение, ведь от здоровья и жизнерадостности людей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В современном мире возможность быть здоровым во многом зависит от активного участия людей в сохранении здоровья, в организации здорового образа жизни. Социологи рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему – укрепление здоровья человека.

Уставом Всемирной организации здравоохранения определено, что здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного социального и духовного благополучия. Здоровье — это динамичный комплекс проявлений жизнедеятельности человека, который постоянно изменяется. Важную роль в поддержании здоровья играет правильный образ жизни, основанный на достаточной физической активности, рациональном питании, соблюдении режима дня и отсутствии вредных привычек.

Профилактическая работа должна способствовать повышению уровня жизни, формированию среды, обеспечивающей развитие нравственных ценностей, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию несовершеннолетних.

В настоящий момент также возросло внимание исследователей к разработке проблемы формирования здорового образа жизни молодежи средствами физической культуры и спорта, как наиболее эффективными, способствующими развитию положительных черт здорового образа жизни. Охватывая проблемы физической культуры и спорта, современные исследования способствуют выработке научного мировоззрения методически правильного отношения к физической культуре и спорту, понимания связи этой области с видением стиля здоровой жизни [2].

Самое главное в формировании здорового образа жизни – мотивация человека на реализацию своих социальных, физических, интеллектуальных и духовных способностей и способностей. Каждый вид спорта направлен на сохранение и укрепление здоровья людей. Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний. Физическая культура является составной частью общей культуры. Он не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура необходима человеку и для физического, и для умственного труда. Физическое воспитание и двигательная активность являются важнейшими факторами укрепления здоровья, что необходимо людям любого возраста.

Следует отметить, что спорт – это лишь малая часть физической активности, которую человек выполняет в течение дня. Спорт — важная составляющая повышения физической активности, но не обязательная для тех, кто поддерживает форму в течение всего дня. Спорт является профессиональной деятельностью и может заниматься достаточно узким кругом лиц [3].

Есть только один способ достижения гармонии человека – систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физической культурой, рационально включаемые в режим труда и отдыха, не только укрепляют здоровье, но и значительно повышают эффективность продуктивной деятельности. Однако не все двигательные действия, совершаемые в быту и в процессе работы, являются физическими упражнениями. Только специально подобранными движениями можно воздействовать на различные органы и системы, развивать физические качества, исправлять приобретенные дефекты.

Физические нагрузки дают положительный эффект при соблюдении определенных правил на занятиях. Необходимо следить за самочувствием – это необходимо, чтобы не травмировать себя от физических упражнений. При нарушениях сердечно-сосудистой системы упражнения, требующие значительной нагрузки, могут привести к ухудшению сердечной деятельности. Не следует заниматься сразу после болезни. Необходимо пережить определенный период времени, чтобы дать возможность функциям организма восстановиться – только тогда занятия физкультурой принесут пользу.

Для того, чтобы правильно сформировать мнение о занятиях физической культурой и его влиянии на организм человека, нужно с самого раннего возраста показывать его значимость. Так, в задачи формирования культуры здорового образа жизни детей можно предложить такие аспекты деятельности:

дать представление о положительных факторах, которые влияют на здоровье;

научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

просветить о правилах личной гигиены;

дать понятие о здоровом питании;

научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

просветить о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления);

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

раскрыть понятие о зависимостях, например: алкогольной, наркотической и их вредном влиянии на здоровье;

сформировать потребность в любом случае обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.

Воспитателям необходимо знать, как уговорить ребёнка и как его стимулировать на занятия спортом. Обратить внимание детей на то, что представителям противоположного пола больше нравится спортивная фигура, объяснить, что успешные спортсмены - очень уважаемые люди. Сообщить также, что в учебном заведении, где подросток будет учиться, у спортсменов большие привилегии.

Подкрепить аргументы можно интересными книгами и фильмами о том виде спорта, которым может (или хочет) заниматься ребенок. Особенно хороши киноленты о великих спортсменах — они очень вдохновляют и заряжают на успех. На Youtube можно смотреть зрелищные видео с соревнований и показательных выступлений. А еще лучше, если среди спортивных звезд ребенок найдет кумира и, глядя на него, будет стремиться достичь таких же высоких результатов.

Скорее всего, мальчиков вдохновят хоккейные и футбольные трансляции, поединки боксеров и каратистов. Девочкам можно предложить выступления по художественной гимнастике или синхронному плаванию.

Заключение. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что физическое воспитание играет ключевую роль в развитии жизни детей. При развитии спортивной деятельности необходимо учитывать различные факторы. Одним из них является возраст ученика. Важно, чтобы учитель физической культуры помог учащимся сделать правильный выбор физической активности, сейчас или в будущем. Любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса.

Список использованных источников:

1. Самое слабое звено: в России растёт число беспризорных детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://news-ru.turbopages.org/news.ru/s/society/v-rossii-vyroslo-chislo-besprizornyh-detej/ (дата обращения: 12.12.2022).

2. Бачурин Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта/ Н.Н.Бачурин// Экономика образования, 2021. - №3. - с.200-204.

3. Хлебников В. А. Физическая культура как компонент здорового образа жизни // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г.: в 2-х ч. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II. С. 135–139.

Просмотров работы: 92