КРОСС - КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

КРОСС - КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА

Кезуа И.Н. 1
1Ивановский филиал Российский Экономический Университет им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из эффективных инструментов управления ассортиментом предприятий розничной торговли является категорийный менеджмент [1, 4]. Методология категорийного менеджмента предусматривает формирование ассортимента и управление товарными категориями с позиций потребителя [2, 5].

Чтобы определить, какую роль играет товарная категория в ассортимен­те предприятия, нужно воспользоваться кросс-категориальным анализом – мето­дом, который одновременно использует и математический аппарат и экспертную оценку. Этот ана­лиз позволяет не только сравнить данные по прибыли и товарообороту между всеми товарными категориями, но и увидеть путь развития каждой категории [3].

Рассмотрим основные этапы анализа. На первом этапе составляется список всех товарных категорийи за основу берутся статистические данные по товарообороту каждой категории и маржинальной прибыли. Для объективной оценки необходимо взять период не менее трех месяцев. Данные сортируют по мере убывания показателей.

На втором этапе определяют границы данных– для этого необходимы минималь­ные и максимальные значения по прибыли и товарообороту, которые показа­ли какие-либо из категорий. Также необходимо рассчитать сред­ние арифметические значения по товарообороту и прибыли. Среднее значение необходимо для того, чтобы определить точку пересечения осей X и Y. Кроме того, необходимо найти величины, лежащие между средними и крайними значениями, для того, чтобы можно было понять, куда отнести товарные категории с показателями «ниже среднего» или «выше среднего».

На третьем этапе определяют роли товарных категорий:

а) Приоритетные категории имеют значения по прибыли (только по прибыли) выше средних. Это наиболее прибыльные категории. На графике они занимают верхний правый угол.

б) Удобные категории имеют значения, располагающиеся в левом нижнем квадрате – и по прибыли, и по обороту показывают значения ниже средних.

в) Базовые категории – это все категории со средними значениями, находящиеся в середине поля.

г) Уникальные категории определяют экспертным методом. Нужна только оценка конкурентной среды и ценности этого товара для покупателя.

д) Сезонные (периодические) категории. По своим показате­лям они могут находиться в любом месте графика – в зависимости от сезона их товарооборот и прибыль могут быть высокими или низкими. Необходимо рассмотреть категории в динамике продаж. Сезонные то­вары покажут колебания спроса. Для определения таких категорий необходима экспертная оценка категорийного менеджера, который знает структуру покупателей и сезонность продаж.

В таблице 1 представлены данные для проведения кросс – категориального анализа предприятия розничной торговли ООО «Альбион-2002» магазин «Бристоль». Для определения роли категории нужно опираться не только на дан­ные о продажах в магазине, но и на оценку ситуации в целом – как по­купатели воспринимают товар, как будет развиваться категория даль­ше, на каком этапе жизненного цикла она находится, как давно эта категория в ассортименте, насколько она представлена у конкурентов, какова сезонность категории и равномерность спроса.

Таблица 1

Кросс-категориальный анализ

№ п/п

Товарная категория

Товарооборот,

тыс. руб.

Прибыль,

тыс. руб.

Рентабельность товарооборота,%

1

Пиво

3084

1126

36,5

2

Вина виноградные

1304

501

38,4

3

Водка

1212

501

41,3

4

Снеки

1062

426

40,1

5

Плодоовощные консервы

828

281

33,9

6

Плодово-ягодные вина

687

221

32,2

7

Сигареты

669

250

37,4

8

Соки, нектары

623

198

31,8

9

Виски, текила, джин

404

183

45,3

10

Сыры

339

93

27,4

11

Коньяк

311

135

43,4

12

Вода газированная

257

74

28,8

13

Шампанские и игристые вина

232

78

33,6

14

Коктейли

212

65

30,7

15

Рыбные товары

168

55

32,7

16

Хлеб

162

41

25,4

17

Ликер

125

61

48,8

18

Настойки

160

55

34,4

19

Вода минеральная

122

36

29,5

20

Среднее значение

630

231

35,3

По данным таблицы 1 построим график кросс - категориального анализа (рис. 1).

Основная задача приоритетных товарных категорий давать прибыль предприятию торговли. Как правило, за товарами именно таких категорий покупатель приходит в магазин. К приоритетным категориям можно отнести только пиво, остальные категории попали в сектор базовых.

Основная задача уникальной категории – создать имидж и увеличить запоминаемость магазина. В ООО «Альбион-2002» магазин «Бристоль» уникальные категории отсутствуют.

Базовые категории обеспечивают высокую оборачиваемость и привлечение потока покупателей. Базовые категории – основа ассортимента магазина. Эти товары присутствуют в любой покупательской корзине, от категории таких товаров ожидаются конкурентоспособные цены. К базовым отнесены: вина виноградные, водка, снеки, вина плодово-ягодные, сигареты, плодоовощные консервы и др. Базовых категорий в ассортименте также недостаточно, но в любом случае нужно переводить наиболее перспективные из них в приоритетные.

Рис.1. Кросс-категориальный анализ

ООО «Альбион-2002» магазин «Бристоль»

Задача периодических категорий – обновление ассортимента и удержание покупателя. Доходы и оборот у этих товаров непостоянные.

Основная задача удобных категорий – обеспечение постоянного покупательского потока, удобство для покупателя, дополнение к покупке. К удобным категориям относятся большинство товарных категорий магазина, их слишком много, нужно переводить часть из них в базовые категории.

Соотношение категорий товарных групп магазина «Бристоль» в сравнении с рекомендуемыми значениями показано в таблице 2. В исследуемом магазине только доля приоритетных категорий входит в рекомендуемое соотношение для предприятий продовольственного ритейла. Количество других категорий не соответствует рекомендуемым значениям.

Таблица 2

Процентное соотношение товарных категорий магазина

Наименование товарных категорий

Рекомендуемое соотношение, %

ООО «Альбион-2002»,

Количество товарных категорий, ед.

Количество товарных категорий, %

Приоритетные

Более 20

1

5,3

Базовые

40-60

7

36,8

Уникальные

1-3

0

0

Удобные

5-10

10

52,6

Периодические

до 20

1

5,3

Наибольшее отклонение от оптимального количества отмечено для удобных и приоритетных категорий, необходимо принимать меры по переводу части удобных категорий в базовые, а части базовых с наибольшими значениями по прибыли и товарообороту – в приоритетные категории. Для этого необходимо использовать различные методы стимулирования продаж и повышать качество торгового обслуживания покупателей.

Список использованных источников

1. Сёмкин, М.А. Категорийный менеджмент как современная эффективная система управления ассортиментом в розничной торговле / М.А.
Сёмкин // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 9-12.

3. Барановская, И.А. Роль категорийного менеджмента в управлении товарным ассортиментом / И.А. Барановская, С.В. Барановский
В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование. Сборник научных трудов 5-й Международной молодежной научно-практической конференции. 2018. - С. 62-64.

2. Сысоева, С.В. Категорийный менеджмент: управление ассортиментом в рознице // С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.

4. Львова, Т.Н. Использование категорийного менеджмента в управлении ассортиментом торгового предприятия / Львова Т.Н., Семенова И.А., Ушаков Е.С.// Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. - 2015. - т. 25. - № 5. - с. 44-51.

5. Марченко, И.С. Категорийный менеджмент в коммерции: инструмент управления ассортиментом товаров в розничной торговле // И.С. Марченко - Вестник мурманского государственного технического университета. - 2011. - т. 14. - № 1. - с. 25-29.

Просмотров работы: 268