Одним из эффективных инструментов управления ассортиментом предприятий розничной торговли является категорийный менеджмент [1, 4]. Методология категорийного менеджмента предусматривает формирование ассортимента и управление товарными категориями с позиций потребителя [2, 5].
Чтобы определить, какую роль играет товарная категория в ассортименте предприятия, нужно воспользоваться кросс-категориальным анализом – методом, который одновременно использует и математический аппарат и экспертную оценку. Этот анализ позволяет не только сравнить данные по прибыли и товарообороту между всеми товарными категориями, но и увидеть путь развития каждой категории [3].
Рассмотрим основные этапы анализа. На первом этапе составляется список всех товарных категорийи за основу берутся статистические данные по товарообороту каждой категории и маржинальной прибыли. Для объективной оценки необходимо взять период не менее трех месяцев. Данные сортируют по мере убывания показателей.
На втором этапе определяют границы данных– для этого необходимы минимальные и максимальные значения по прибыли и товарообороту, которые показали какие-либо из категорий. Также необходимо рассчитать средние арифметические значения по товарообороту и прибыли. Среднее значение необходимо для того, чтобы определить точку пересечения осей X и Y. Кроме того, необходимо найти величины, лежащие между средними и крайними значениями, для того, чтобы можно было понять, куда отнести товарные категории с показателями «ниже среднего» или «выше среднего».
На третьем этапе определяют роли товарных категорий:
а) Приоритетные категории имеют значения по прибыли (только по прибыли) выше средних. Это наиболее прибыльные категории. На графике они занимают верхний правый угол.
б) Удобные категории имеют значения, располагающиеся в левом нижнем квадрате – и по прибыли, и по обороту показывают значения ниже средних.
в) Базовые категории – это все категории со средними значениями, находящиеся в середине поля.
г) Уникальные категории определяют экспертным методом. Нужна только оценка конкурентной среды и ценности этого товара для покупателя.
д) Сезонные (периодические) категории. По своим показателям они могут находиться в любом месте графика – в зависимости от сезона их товарооборот и прибыль могут быть высокими или низкими. Необходимо рассмотреть категории в динамике продаж. Сезонные товары покажут колебания спроса. Для определения таких категорий необходима экспертная оценка категорийного менеджера, который знает структуру покупателей и сезонность продаж.
В таблице 1 представлены данные для проведения кросс – категориального анализа предприятия розничной торговли ООО «Альбион-2002» магазин «Бристоль». Для определения роли категории нужно опираться не только на данные о продажах в магазине, но и на оценку ситуации в целом – как покупатели воспринимают товар, как будет развиваться категория дальше, на каком этапе жизненного цикла она находится, как давно эта категория в ассортименте, насколько она представлена у конкурентов, какова сезонность категории и равномерность спроса.
Таблица 1
Кросс-категориальный анализ
№ п/п |
Товарная категория |
Товарооборот, тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
Рентабельность товарооборота,% |
1 |
Пиво |
3084 |
1126 |
36,5 |
2 |
Вина виноградные |
1304 |
501 |
38,4 |
3 |
Водка |
1212 |
501 |
41,3 |
4 |
Снеки |
1062 |
426 |
40,1 |
5 |
Плодоовощные консервы |
828 |
281 |
33,9 |
6 |
Плодово-ягодные вина |
687 |
221 |
32,2 |
7 |
Сигареты |
669 |
250 |
37,4 |
8 |
Соки, нектары |
623 |
198 |
31,8 |
9 |
Виски, текила, джин |
404 |
183 |
45,3 |
10 |
Сыры |
339 |
93 |
27,4 |
11 |
Коньяк |
311 |
135 |
43,4 |
12 |
Вода газированная |
257 |
74 |
28,8 |
13 |
Шампанские и игристые вина |
232 |
78 |
33,6 |
14 |
Коктейли |
212 |
65 |
30,7 |
15 |
Рыбные товары |
168 |
55 |
32,7 |
16 |
Хлеб |
162 |
41 |
25,4 |
17 |
Ликер |
125 |
61 |
48,8 |
18 |
Настойки |
160 |
55 |
34,4 |
19 |
Вода минеральная |
122 |
36 |
29,5 |
20 |
Среднее значение |
630 |
231 |
35,3 |
По данным таблицы 1 построим график кросс - категориального анализа (рис. 1).
Основная задача приоритетных товарных категорий давать прибыль предприятию торговли. Как правило, за товарами именно таких категорий покупатель приходит в магазин. К приоритетным категориям можно отнести только пиво, остальные категории попали в сектор базовых.
Основная задача уникальной категории – создать имидж и увеличить запоминаемость магазина. В ООО «Альбион-2002» магазин «Бристоль» уникальные категории отсутствуют.
Базовые категории обеспечивают высокую оборачиваемость и привлечение потока покупателей. Базовые категории – основа ассортимента магазина. Эти товары присутствуют в любой покупательской корзине, от категории таких товаров ожидаются конкурентоспособные цены. К базовым отнесены: вина виноградные, водка, снеки, вина плодово-ягодные, сигареты, плодоовощные консервы и др. Базовых категорий в ассортименте также недостаточно, но в любом случае нужно переводить наиболее перспективные из них в приоритетные.
Рис.1. Кросс-категориальный анализ
ООО «Альбион-2002» магазин «Бристоль»
Задача периодических категорий – обновление ассортимента и удержание покупателя. Доходы и оборот у этих товаров непостоянные.
Основная задача удобных категорий – обеспечение постоянного покупательского потока, удобство для покупателя, дополнение к покупке. К удобным категориям относятся большинство товарных категорий магазина, их слишком много, нужно переводить часть из них в базовые категории.
Соотношение категорий товарных групп магазина «Бристоль» в сравнении с рекомендуемыми значениями показано в таблице 2. В исследуемом магазине только доля приоритетных категорий входит в рекомендуемое соотношение для предприятий продовольственного ритейла. Количество других категорий не соответствует рекомендуемым значениям.
Таблица 2
Процентное соотношение товарных категорий магазина
Наименование товарных категорий |
Рекомендуемое соотношение, % |
ООО «Альбион-2002», |
|
Количество товарных категорий, ед. |
Количество товарных категорий, % |
||
Приоритетные |
Более 20 |
1 |
5,3 |
Базовые |
40-60 |
7 |
36,8 |
Уникальные |
1-3 |
0 |
0 |
Удобные |
5-10 |
10 |
52,6 |
Периодические |
до 20 |
1 |
5,3 |
Наибольшее отклонение от оптимального количества отмечено для удобных и приоритетных категорий, необходимо принимать меры по переводу части удобных категорий в базовые, а части базовых с наибольшими значениями по прибыли и товарообороту – в приоритетные категории. Для этого необходимо использовать различные методы стимулирования продаж и повышать качество торгового обслуживания покупателей.
Список использованных источников
1. Сёмкин, М.А. Категорийный менеджмент как современная эффективная система управления ассортиментом в розничной торговле / М.А.
Сёмкин // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 9-12.
3. Барановская, И.А. Роль категорийного менеджмента в управлении товарным ассортиментом / И.А. Барановская, С.В. Барановский
В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование. Сборник научных трудов 5-й Международной молодежной научно-практической конференции. 2018. - С. 62-64.
2. Сысоева, С.В. Категорийный менеджмент: управление ассортиментом в рознице // С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
4. Львова, Т.Н. Использование категорийного менеджмента в управлении ассортиментом торгового предприятия / Львова Т.Н., Семенова И.А., Ушаков Е.С.// Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. - 2015. - т. 25. - № 5. - с. 44-51.
5. Марченко, И.С. Категорийный менеджмент в коммерции: инструмент управления ассортиментом товаров в розничной торговле // И.С. Марченко - Вестник мурманского государственного технического университета. - 2011. - т. 14. - № 1. - с. 25-29.