Роль региональных бюджетов в финансовой системе РФ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Роль региональных бюджетов в финансовой системе РФ

Королев С.М. 1, Зиновьева И.С. 1
1ВГЛТУ имени Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С начала 2000-х годов система региональных бюджетов претерпела множество глобальных изменений, по факту поэтапно вводила новый механизм в систему управления. В 2003 году в силу вступил Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022), в соответствии с которым глобальное переустройство регионального управления стало значимым поворотом в определённом направлении развития российской экономики [1].

Региональный бюджет – это форма формирования и распределения фонда денежных средств для выполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Эти средства находятся в государственной собственности и составляют второй уровень финансирования Российской Федерации.

Региональные бюджеты многогранны и разнообразны по структуре в зависимости от самого субъекта, так как это может быть область, край, автономный округ. Если рассматривать его как элемент в экономической матрице, то это система отношений в экономике, основными функциями которой выступают распределение и перераспределение денежных средств, поступивших в органы власти для реализации ими своих непосредственных функций. Дальнейшей целью является развитие региона [1].

Можно смело сказать, что финансы региона – это неотъемлемая составляющая финансовой системы государства. Содержание и социально-экономические функции финансовой системы государства определяются теми же характеристиками, что и для финансов региона. Их роль характеризуется только особенностями определенных управленческих задач, реализуемых на данном (региональном или местном) уровне федеральной структуры государства с учетом установленной и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.

Налоги входят в состав важнейших инструментов формирования государственного бюджета. Налог является бесплатным, обязательным платежом. Они берутся с юридических и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, с целью финансового обеспечения основной деятельности государства [2].

Налоги становятся региональными, когда они поступают в бюджет республики или региона. При этом они не входят в федеральный бюджет, поскольку остаются в региональном. Основу формирования доходов региональных бюджетов составляют региональные налоги.

С помощью регионального бюджетирования у субъектов Российской Федерации появляются возможности в самостоятельном формировании своего бюджета, вместе с тем в прогнозировании экономического развития.

Изначально законодатель преследовал цель увеличить доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, делегировать государственные полномочия через местного представителя и наделить их определенным суверенитетом, сократить расходы в регионах и в государстве в целом. Однако оставлял место для безвозмездных перечислений из вышестоящего бюджета в нижестоящий, так как всё равно не рассчитывал на полную самообеспеченность регионов.

Со временем возникли некоторые проблемы, например, несбалансированная вертикальная система управления, поскольку региональным органам власти пришлось сразу организовывать целый государственный аппарат без финансовой поддержки, но в меньшем объеме.

Рассматривая в качестве примера бюджет Воронежской области за последние пять лет, можно подчеркнуть, что доходы областного бюджета в 2015 году составляли 80 млрд рублей, а в 2020-м – 130 млрд рублей. Региональные власти почти две трети от регионального бюджета последние пять лет направляли на развитие социальной сферы. «Только в 2020 году общий объем средств на все меры соцподдержки и выплаты, которые гарантируются государством воронежцам, составят почти 12 млрд рублей. Прирост собственных доходов региона в первую очередь направляется на повышение зарплаты медиков, педагогов и соцработников. С 2015 года дополнительные расходы консолидированного бюджета на повышение заплат бюджетникам составили почти 43,5 млрд рублей» [4]. Налоговые и неналоговые доходы выросли почти на 10 млрд рублей (12,2%) в 2020 году. В 2021 году тенденция роста сохранилась. Налоговые и неналоговые поступления увеличились почти на 20% - более чем на 18,7 млрд рублей в 2021 году. Увеличение бюджета позволило выделять еще больше средств в 2022 году на капитальное строительство социально значимых объектов, создание комфортной городской среды.

«Ключевым приоритетом бюджетной политики области в части расходов остается обеспечение выполнения национальных целей и стратегических задач развития, реализация мероприятий по повышению доходов граждан и снижению безработицы, исполнению социально значимых обязательств», – отмечает спикер [3].

На исполнение программ региона в рамках национальных проектов в Воронежской области в 2023 году запланировано около 29 миллиардов рублей, включая средства бюджета области составят более 15 миллиарда рублей, одним из проектов выступает «Бюджет развития», в который входят средства, направленные на поддержку инвестиционной деятельности, капитальные вложения и стимулирование деловой активности, в 2023 году запланирован в размере 50,25 миллиарда рублей. А именно, в рамках данного проекта отчисления областной адресной инвестиционной программы (ОАИП) в 2023 году запланированы в размере почти 29 миллиарда рублей, что на 24% больше, чем в 2022 году [3]. Доходы составят около 38 млрд рублей, из них 13,1 млрд рублей – собственные доходы области. Расходы достигнут отметки в 39 млрд рублей. Соответственно, дефицит городского бюджета составит 1,1 млрд рублей, то есть 8,4% от собственных доходов. Добавим, что фракция КПРФ выступила против принятия бюджета. Как заявил коммунист Андрей Померанцев – есть серьезная «проблема межбюджетных отношений» [4].

Напомним, что, согласно проекту, безвозмездные поступления из бюджетов вышестоящих уровней составят 23,7 млрд рублей. Как пояснил председатель облдумы Владимир Нетёсов, «дефицит является исключительно техническим». «Источники его погашения предусмотрены в бюджете. Документ сверстан максимально сбалансированным», – рассказал господин Нетёсов [4].

В областной думе отмечают, что при формировании бюджета особое внимание уделялось повышению эффективности бюджетных расходов, а также реализации приоритетных направлений государственной политики. В частности, на нацпроекты в следующем году направят более 29,5 млрд, из которых около 15,8 млрд рублей – это областные средства.

Исходя из сказанного выше, можем сделать вывод, что стабильность в социальной сфере, форсирование темпа экономического роста не только в регионах, но и во всех стране, высокий уровень качества жизни населения – все это конечные цели формирования региональных бюджетов. Упрочнение финансовых возможностей как региональных, так и местных бюджетов, реализация политики оптимизации, сокращение неэффективных бюджетных расходов все это – решающие факторы бюджетного регулирования на каждом уровне. Увеличение сбора налогов на разных территориях возможно путем совершенствования действующего налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации. Таким образом, проблема эффективного распределения бюджета Воронежской области связана с неэффективностью государственных расходов при осуществлении федеральных программ. Часть средств не распределяется в нужные отрасли, а используется для накопления средств региональных бюджетов. Воронежская область планирует пересмотреть эффективность расходования бюджетных средств, начиная с 2023 года, а также продолжать данную тенденцию в последующие годы и уделять данному аспекту особое внимание.

Список источников

Алклычев, А.М., Умарова, С.Х., Давтукаева, М.Ш. Особенности системного подхода к формированию региональных бюджетов / А.М. Алклычев, С.Х. Умарова, М.Ш. Давтукаева // РППЭ. – 2018. – №12 (98).

Углицкий О. Н., Сорокина Н.М. роль региональных и местных налогов в формировании региональных и местных бюджетов // Сборник научных трудов 5-й международной. ученый.- практичность. конф.: в 2 т.; Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 209-211.

Единая Россия: официальный сайт. – Москва – 2022 – URL: https://voronezh.er.ru/activity/news/zakonodateli-vseh-urovnej-obsudili-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-i-ee-regionov (Дата обращения 8.12.2022).

Новостная статья Abireg.ru. – Москва – 2022- URL: https://abireg.ru/newsitem/95793 (Дата обращения 16.12.2022).

Просмотров работы: 130