ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

Кочкин А.М. 1, Кочеткова О.В. 1
1Волгоградский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под рассматриваемой системой можно понимать любую российскую компанию, которая занимается морскими грузоперевозками.

Морские грузоперевозки – транспортировка грузов по организованным коммуникациям на основании заключенного договора [1].

Это один из самых эффективных и распространенных способов доставки груза. Морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок. Морской транспорт специфичен в том смысле, что он уже по характеру деятельности является отраслью «международной» [2].

Компании осуществляют различные виды перевозки грузов, так как груз соответственно бывает различный, например, сухой груз, контейнерный, перевозку скоропортящихся товаров, а также перевозку различных видов техники.

Перевозка этого самого груза осуществляется непосредственно с помощью кораблей (суден). Для различных видов грузов существуют различные виды судов, такие как: [3]

- контейнерные суда;

- рефрижераторные суда;

- суда – ролкеры;

При перевозке грузов существует ряд проблем, одни из них более весомые, другие наоборот, но факт остается, фактом, все эти проблемы существуют и по сей день, поэтому рассмотрим их подробнее.

Для этого построим когнитивную карту, на которой изображены определенные отрасли, которые могут влиять на возникновение проблемы.

Под основной проблемой морских грузоперевозок в России можно выделить низкую скорость грузооборота.

Как видно на рисунке 1 проблема является довольно весомой, ведь около 70% нашей планеты покрыто водой, и соответственно большое количество перевозок проходит именно через воду, а учитывая, что континенты на Земле, а также страны расположены через моря и океаны, людям не остается другого выбора как перевозить грузы на кораблях и самолетах, но самолёты не предназначены для перевозки большого объема груза остается только один вариант. [4]

Что касается России, в нашей стране около половины границы граничит с водой, и это является достаточно экономным вариантом перевозки грузов.

Далее для более подробного разбора самой системы, составим диаграмму ее взаимосвязей с окружающей средой. В ней будет описано, с какими отраслями взаимодействует система, и какие действия они друг на друга оказывают. На рисунке 2 изображена диаграмма взаимодействия системы с окружающей средой.

Посмотрев на данный рисунок, мы можем понять, что с системой взаимодействуют различные люди, которые участвуют в грузообороте.

Так как перевозка грузов водным транспортом является бизнесом, мы можем составить еще одну диаграмму, в которой укажем заинтересованность этих людей в данном бизнесе.

 

Рисунок 1 - Когнитивная карта проблемы


На рисунке 3 изображены лица, в некоторой степени заинтересованные в работе системы. В центре диаграммы изображены самые заинтересованные акторы, а далее по мере удаления, уменьшается заинтересованность акторов.

Рисунок 2 - Диаграмма взаимосвязи с окружающей средой.

На первом уровне идут заказчики, которые непосредственно заинтересованы в продаже груза и получении прибыли, далее идет сама компания и клиенты, которые заинтересованы в перевозке

Рисунок 3 - Луковичная диаграмма заинтересованных сторон

и потреблении товара, далее же идут работники компании, и сторонние компании, которые получают деньги за работу в этой сфере.

Для подробного рассмотрения проблем, и выявления слабых сторон для каждого вида акторов, составим таблицы с результатами опроса этих акторов. В таблицах укажем основные факторы, по которым могут проводится оценки, и результаты опросов, составленные в %.

Таблица 1 - Результаты анализа требований клиентами

Фактор

Отлично %

Хорошо %

Удовлетво-рительно %

Плохо %

Очень плохо %

Обобщенное.

значение

Качество услуги

20

15

40

15

10

3,2

Скорость обслуживания

10

10

35

25

20

2,7

Удобство услуги

15

20

30

25

10

2,07

На примере таблицы 1 видно, что доля опрошенных клиентов по оценке качества услуги, давших оценку 5 – 20% (0.2), оценку 4 –15% (0.15), 3 – 40% (0.4), 2 – 15% (0.15), 1 – 10% (0.1). Из этих чисел можно посчитать среднее значение по данному фактору: 5*0.2 + 4* 0.15 +3* 0.4 + 2* 0.15 + 1*0.1 = 3,2

Для следующих таблиц посчитаем аналогичным образом показатели и занесем их в таблицу.

Таблица 2 - Результаты анализа требования руководства

Фактор

Отлично %

Хорошо %

Удовлетворительно %

Плохо %

Очень плохо %

Обобщенное

значение

Затраты на перевозку

15

15

45

15

10

3,1

Время потраченное на перевозку

10

15

25

25

25

2,6

Прибыль с перевозок

15

25

25

25

10

3,1

Таблица 3 - Результаты анализа требования ремонтными компаниями

Фактор

Отлично %

Хорошо %

Удовлетворительно %

Плохо %

Очень плохо %

Обобщенное

значение.

Количество ремонтов и ТО

10

15

40

25

10

2,9

Время потраченное на ремонт

25

15

25

20

15

3,15

Прибыль с ремонта

15

20

25

25

15

2,95

Посмотрев результаты опроса из таблиц, можно сделать выводы, что основным показателем, который вызывает проблему, является затраченное время, которое играет большую роль при перевозке различного типа груза.

Проведем сравнительный анализ, для просмотра альтернатив, которыми заинтересованы акторы, из-за которых может замедлятся решение проблем нашей системы.

Для сравнительного анализа возьмём альтернативные виды перевозок в России, которые могут в процентном соотношении отобразить недостатки данной системы.

Из данной гистограммы можно увидеть, что морские перевозки не имеют большой популярности в Российской Федерации, так как морские грузоперевозки в первую очередь имеют мировой уровень взаимодействия, а наша страна имеет очень большие территории, по сравнению с береговой линией морей и океанов, соответственно сухопутная транспортировка груза будет преобладать над морской.

Для того чтобы увидеть, какие показатели влияют на работу системы и рассматриваемую проблему, составим графики, на которых будет отображено как изменялся определенный показатель с течением времени.

Рисунок 4 - Структура перевозок грузов по видам транспорта по Российской Федерации, % [5]

На рисунках 5 и 6 приведены линии тренда морского грузооборота отображающая изменение оборота в течении некоторого промежутка времени.

Рисунок 5 - морской грузооборот млрд тонно-километров [5]

Рисунок 6 - структура грузооборота водного транспорта в процентах [5]

На основе проблем, выявленных при анализе можно выделить, что основными их причинами являются скорость и время, затраченное на перевозку товаров морским путем. Также для России, как видно из рисунка 4 характерна перевозка груза автомобильным и железнодорожным способами, так как они являются более быстрыми и объемными. Из этого можно сделать вывод что в течение времени популярность перевозки водным способом снижается, из-за более выгодных альтернатив.

На таблице 4 приведен SWOT анализ морских грузоперевозок [6].

Таблица 4 SWOT таблица системы морских грузоперевозок

Сильные стороны

Один из наиболее безопасных видов перевозок

Перевозка самых различных видов грузов

Низкая себестоимость транспортировки

Слабые стороны

Медленная перевозка груза

Малый объем перевозки груза

Ограниченная область перевозок

Зависимость от климатических условий

Возможности

Перевозка особых грузов, не предназначенных для других видов транспорта

Совершенствование перевозки и отслеживания грузов с помощью сферы IT.

Угрозы

Крушение судна может приводить к большим экономическим затратам.

Загрязнение окружающей среды при крушении топливными и химическими веществами.

В SWOT таблице были описаны основные показатели системы, которые позволяют более подробно раскрыть ее состав, и на их основе провести анализ проблем.

Следующим этапом для подробного рассмотрения системы, будет нахождение подпроблем, для этого произведем декомпозицию данной системы. Она позволит нам разбить систему на части, проведя анализ которых, можно будет определить существующие в системе подпроблемы.

На рисунке 7 приведена схема декомпозиции деятельности системы, она разбита на три группы: жизненный цикл, виды конечных продуктов и технологические этапы. По этим группам можно увидеть на какие этапы разделяется перевозка груза, и какие виды груза перевозят морским путем [7].

 

Рисунок 7 – Иерархия подсистем перевозки груза морским путем.

Таблица 5- Структурные элементы деятельности подсистемы [8]

Подсистема

Предметы деятельности

Средства деятельности

Исполнители

Регламент деятельности

Конечный продукт

Принятие заказа на перевозку

Документы на груз

груз

Офис компании

компьютер

Рабочие осуществляющие принятие заказов

Регламент о правилах принятия заказа

Заявка принята, груз отправлен на корабль

Транспортировка груза

Груз

корабль

корабль

Капитан и экипаж корабля

Документы на лицензионную перевозку, правила техники безопасности

Груз доставлен в конечную точку для разгрузки

Принятие груза в порту

Груз

Автотранспорт

Подъемные краны

Автотранспорт

Подъемные краны

Рабочие порта

Инструкция и техника безопасности по разгрузке

Груз разгружен с корабля

Таблица 6 - Структурные элементы деятельности подсистемы [8]

Подсистема

Предметы деятельности

Средства деятельности

Исполнители

Регламент деятельности

Конечный продукт

Перевозка природных ресурсов

Груз

Корабль

Корабль с баком для жидкостей и газов

Капитан и экипаж корабля

Правила перевозки и техники безопасности перевозки грузов

Обеспечение ресурсами другого региона

Перевозка товаров

Груз

Корабль

Корабль

Капитан и экипаж корабля

Правила перевозки и техники безопасности перевозки грузов

Обеспечение населения товаром

Перевозка техники и деталей

Груз

Корабль

Корабль с отсеком для перевозки транспорта

Капитан и экипаж корабля

Правила перевозки и техники безопасности перевозки грузов

Обеспечение населения и армии техникой и транспортом

Таблица 7 - Структурные элементы деятельности подсистемы [8]

Подсистема

Предметы деятельности

Средства деятельности

Исполнители

Регламент деятельности

Конечный продукт

Загрузка груза из порта в корабль

Груз

Автотранспорт

Подъемные краны

Автотранспорт

Подъемные краны

Рабочие порта

Инструкция и техника безопасности по разгрузке

Отправка груза в другой регион

Перевозка груза по воде

Груз

Корабль

Корабль

Капитан и экипаж корабля

Правила перевозки и техники безопасности перевозки грузов

Доставка груза в пункт назначения

Разгрузка груза с корабля в порт

Груз

Автотранспорт

Подъемные краны

Автотранспорт

Подъемные краны

Рабочие порта

Инструкция и техника безопасности по разгрузке

Обеспечения региона прибывшим грузом

Далее для более подробного описания всех подсистем необходимо выделить структурные элементы, для этого мы добавим описание по основным 5 пунктам:

- предметы деятельности; конечные продукты; исполнители; средства деятельности; регламент деятельности.

Заполним данные этих структурных элементов и представим их в виде таблиц 5, 6, 7.

Из таблиц можно увидеть всю информацию о подсистеме, для дальнейшего проведения анализа и составления диаграмм взаимосвязей этих подсистем.

Для понимания того, как взаимодействуют данные системы между собой составим из вышеперечисленных подсистем диаграммы, представленные на рисунке 8-10. На этих диаграммах показаны процессы взаимодействия подсистем 1-го 2-го и 3-его уровня. На диаграмме также добавлены лица, которые выполняют свои определенные функции.

Рисунок 8 – Диаграмма взаимосвязи подсистем 1 уровня.

Рисунок 9 – Диаграмма взаимосвязи подсистем 2 уровня.

Рисунок 10 – Диаграмма взаимосвязи подсистем 3 уровня.

Переходим к пункту выявления проблем в подсистемах, исходя из нашей проблемы, а именно низкая скорость грузооборота, будем рассматривать такой параметр как время, ведь все мы знаем, что значение времени всегда влияет на скорость. Рассмотрим этот параметр для каждой подсистемы и ее этапа. В таблице 8 [9] представлено время, затраченное на этапы перевозки груза. Далее по этой таблице можно будет сделать выводы, что снижает скорость грузооборота, и что нужно исправлять.

Таблица 8 Описание состояния рассматриваемых подсистем.

Подсистема

Показатель времени

Значение

min

max

среднее

Принятие заказа на перевозку

Время обслуживания одного клиента

15 мин

90 мин

45 мин

Время от принятия заявки до погрузки груза

2 дня

10 дней

7 дней

Транспортировка груза

Время доставки груза по воде

10 дней

45 дней

30 дней

Принятие груза в порту

Оформление документов на разгрузку

1 день

5 дня

3 дня

Разгрузка и доставка на портовый склад

1 день

6 дней

4 дня

На основе таблицы 8 проведем анализ и сделаем выводы по рассматриваемой проблеме. Из таблицы видно, что время обслуживания одного клиента довольно короткое и не вызывает вопросов.

Далее идет время принятия заявки и погрузки груза на борт корабля, здесь среднее время составляет 7 дней, что является довольно длительным промежутком времени, так как нашей конечной продукцией является перевозка груза, а груз может подразумевать какие-либо скоропортящиеся продукты, или же специальные детали для работы оборудования на производственных предприятиях.

Следующим пунктом является транспортировка груза, в этом пункте время перевозки тоже занимает достаточное количество времени, относительно других видов транспортировки груза, и как в предыдущем пункте имеет такие же проблемы.

Далее идет принятие груза в порту. При оформлении документов на разгрузку не наблюдается, каких-либо сильных задержек, которые снижают скорость грузооборота.

Последним пунктом является разгрузка груза с корабля в порт, эта операция не занимает большого количества времени, однако то же может вызвать задержки, так как корабль простаивает в порту занимая место, а также не может быть загружен новым грузом и отплыть в новый рейс.

Список использованной литературы:

1) Особенности управления морскими перевозками [Электронный ресурс]: https://www.4logist.com/osobennosti-organizatsii-morskih-perevozok/

2) Морские перевозки [Электронный ресурс]: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1389811

3)Виды морских судов [Электронный ресурс]: https://cargotime.ru/nachinayushhij-logist/vidy-morskix-sudov/

4) Состояние, проблемы морского транспорта [Электронный ресурс]: https://studfile.net/preview/7483017/page:36/

5) Росстат – транспорт [Электронный ресурс]: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport#

6) Преимущества морских перевозок от сухопутных. Плюсы и минусы перевозки грузов морем [Электронный ресурс]: https://plkgroup.ru/info/preimushchestva-morskih-perevozok-ot-suhoputnyh-plyusy-i-minusy-perevozki-gruzov-morem/

7)Морские перевозки грузов Электронный ресурс [Режим доступа]: https://sapaship.ru/sea-ship/

8)Международные морские перевозки Электронный ресурс [Режим доступа]: https://iccwbo.ru/blog/2016/mezhdunarodnye-morskie-perevozki/

9)Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс [Режим доступа]: https://rosstat.gov.ru/\

Просмотров работы: 253