БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ УЧЁБЕ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ УЧЁБЕ В ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Баскетбол как средство адаптации.

Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится, в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие — для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.[6]

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. [1] Баскетбол — спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в кольцо соперника. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (замены не ограничены). Цель каждой команды — забросить мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину. Корзина находится на высоте 3,05 м от паркета (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) — три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки — 28 м в длину и 15 м — в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире. [6]

Мы можем сделать вывод, что разнообразие движений улучшает обмен веществ, работы всех систем человеческого организма и способствует развитию психических и физических способностей студентов.[3] Баскетбол характеризует соревновательный характер, что влияет на воспитание у занимающихся настойчивости, решительности и целеустремленности, творческой инициативы. Развитие этих качеств положительно влияет на сокращение периода адаптации при поступлении в вуз и дальнейшее успешное обучение. Большой объем и высокая интенсивность нагрузок, необходимость быстрых и точных дифференцировок приводят к повышению силы и подвижности нервных процессов, что способствует повышению умственной работоспособности студентов. Игра в баскетбол является нагрузкой аэробно - анаэробного характера, и поэтому применение баскетбола является эффективным средством для развития выносливости, что немаловажно для представителей специальностей, требующих длительных умственных нагрузок. [1] Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического воспитания студенческой молодежи.[3]

Баскетбол является командным видом спорта, что включает в себя необходимость коммуницирования с людьми разных характеров и взглядов на жизнь. Тем самым для игры в баскетбол требуется адаптация, а именно, адаптация как к коллективу, так и к ситуациям на игровом поле.

Адаптация (от латинского - приспособляю) – это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, суть которого состоит в достижении стабильного равновесия между средой и организмом.[4] Адаптация физиологическая, совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды — гомеостаза.[]

Мы с вами видим, что под собой подразумевает адаптация, но главной целью изучения является “адаптация к учёбе в вузе”. Это два разных процесса и нам необходимо понять, что означают оба понятия. Адаптация к ВУЗу - это процесс физического и психологического привыкания человека к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому высшему обучению.[5] Успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, так и будущего специалиста.[1] На примере высказывания, предложенного ранее, мы видим важность быстрой и комфортной адаптации студента к переменам, связанными со сменой учебной деятельности.

Теперь мы рассмотрим баскетбол как средство помощи в адаптации студентов к обучению в ВУЗе. Многие обучающие ранее играли в баскетбол в ДЮСШ, Детско-Юношеские Спортивные Школы, и уже знают азы правильной игры. Они приходят в Высшие Учебные Заведения и желают продолжить заниматься любимым видом спорта, но уже на уровне выше, каким является Студенческая Лига. Они проходят просмотры в команды и начинают тренироваться с игроками со старших курсов. В процессе тренировок между людьми возникает диалог, так как баскетбол – командная игра, без взаимодействия двух или более людей она невозможна. И как раз командный дух внутри коллектива положительно влияет на человека и понижает уровень стресса. Ещё можно отметить, что помощь старшекурсников влияет на первокурсника. Так как они уже проходили это сами и могут рассказать о студенческой жизни, дать совет, чего не стоит делать. Соревновательный характер баскетбола помогает человеку развивать стрессоустойчивость, силу воли и многие другие полезные навыки.

Исследовательская работа.

В октябре-ноябре 2022 года в Северном (Арктическом) Федеральном университете имени М.В. Ломоносова был проведён социологический опрос студентов 1 курса всех высших школ. Опрос характеризует физическую активность обучающихся и содержит следующие вопросы:

Каков ваш пол? Мужской/Женский

В какой высшей школе вы учитесь?

Занимаетесь ли вы физической культурой в вузе?

Занимаетесь ли вы физической культурой помимо предмета в вузе?

Сколько раз в неделю вы тренируетесь?

Занимаетесь ли вы профессионально при САФУ?

Итоги опроса

Рис.1 Высшие Школы, принявшие участие в опросе (вопрос 2).

Рис.2.Физическая активность студентов (вопрос 5).

Рис.3.Те, кто посещают физкультуру в вузе (вопрос 3).

Рис.4. Пол участников опроса (вопрос 1).

Рис.5.Данные о физической активности помимо занятий в вузе (вопрос 4).

Рис.6.Процент студентов, которые занимаются профессионально спортом в вузе (вопрос 6).

В созданном опросе поучаствовали студенты практически всех Высших Школ, по данным гистограммы рис.1. Это показывает нам, что студенты САФУ помимо занятий физической культуры, как предмета учебного плана, ходят на тренировки вне учебной деятельности. Тем самым прослеживается взаимосвязь того, что физическое развитие неотъемлемо связанно с умственным, по данным диаграммы рис.2. указанно сколько студенты посещают тренировок в неделю.

Заключение.

Проведенный опрос свидетельствует, что студенты САФУ имени М.В. Ломоносова занимаются физической активностью, некоторые из них на профессиональном уровне, играя или выступая за Университет, также о том, что студенты ведут здоровый образ жизни. Можно сделать вывод, что физическая активность способствует быстрой адаптации к учёбе в ВУЗе и повышению производительности и обучаемости человеческого организма. Рассматриваемый вид спорта также способствует вышесказанному, так как учит людей коммуницировать и воспитывает в них волевые качества. Было выявлено крайне положительное влияние физической активности на человеческий организм повсеместно. Можно сделать окончательный вывод: занятия физической культурой повышает продуктивность жизни человека и его социальные качества, важные для комфортного нахождения в любой среде и помогает быстрее адаптироваться к новым условиям жизни.

Список литературы:

Киенко Г.В., Губкина А.Г. Влияние баскетбола на работоспособность и умственные нагрузки как показатель адаптации студентов к образовательному процессу в вузе // Наука и образование сегодня. 2020. №6-1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-basketbola-na-rabotosposobnost-i-umstvennye-nagruzki-kak-pokazatel-adaptatsii-studentov-k-obrazovatelnomu-protsessu-v-vuze (дата обращения: 08.12.2022).

М.Н. Арзамасцев Баскетбол как средство физического воспитания в вузе // учеб. пособие. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2014. 161 с. URL: http://lib.krsu.edu.kg/uploads/files/public/6436.pdf (дата обращения: 08.12.2022).

В.Б. Мандриков, Р.А. Туркин,М.П. Мицулина, И.А. Ушакова,С.А. Голубин Баскетбол на занятиях по физической культуре в медицинских и фармацевтических вузах// Учебное пособие.- Волгоград, 2012:Изд-во ВолГМУ.-237 с. URL:https://www.volgmed.ru/uploads/files/2012-11/14731-basketbol.pdf (дата обращения: 08.12.2022).

StudFiles. Файловый архив студентов URL: https://studfile.net/preview/1818550/page:6/ (дата обращения 08.12.2022).

Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа// Издательство: Академия Естествознания, Москва 2009. URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=77 (дата обращения 08.12.2022).

Учебник / М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич и др. ; Под ред. В. И. Ильинича. — М. : Гардарики, 2000— 385. — Рек. М-вом образования РФ для студентов вузов. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1309/1/physical_culture.pdf (дата обращения 09.12.2022).

Физиология: учебное пособие// В.Н. Васильев, Л.В. Капилевич. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. URL:https://portal.tpu.ru/SHARED/k/KAPILEVICH/instructional_work/physiology/fiz_uch.pdf

List of references:

Kienko G.V., Gubkina A.G. The impact of basketball on performance and mental stress as an indicator of students' adaptation to the educational process at the university // Science and education today. 2020. No. 6-1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-basketbola-na-rabotosposobnost-i-umstvennye-nagruzki-kak-pokazatel-adaptatsii-studentov-k-obrazovatelnomu-protsessu-v-vuze

M.N. Arzamastsev Basketball as a means of physical education in high school // Proc. allowance. Bishkek: Publishing House of KRSU, 2014. 161 p. URL: http://lib.krsu.edu.kg/uploads/files/public/6436.pdf

V.B. Mandrikov, R.A. Turkin, M.P. Mitsulina, I.A. Ushakova, S.A. Golubin Basketball in physical education classes in medical and pharmaceutical universities / / Textbook. - Volgograd, 2012: VolGMU Publishing House. - 237 p. URL:https://www.volgmed.ru/uploads/files/2012-11/14731-basketbol.pdf

StudFiles. File archive of students. URL: https://studfile.net/preview/1818550/page:6/

Gordashnikov V. A., Osin A. Ya. Education and health of medical college students // Publisher: Akademiya Natural, Moscow 2009. URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=77

Textbook / M. Ya. Vilensky, A. I. Zaitsev, V. I. Ilyinich and others; Ed. V. I. Ilyinich. - M .: Gardariki, 2000 - 385. - Rec. Ministry of Education of the Russian Federation for university students. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1309/1/physical_culture.pdf

Physiology: textbook// V.N. Vasiliev, L.V. Kapilevich. Tomsk: Publishing House of Tomsk Polytechnic University, 2010. URL:https://portal.tpu.ru/SHARED/k/KAPILEVICH/instructional_work/physiology/fiz_uch.pdf

Просмотров работы: 194