Наглядные методы обучения и их влияние на развитие воображения ребёнка (курсовая работа) - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Наглядные методы обучения и их влияние на развитие воображения ребёнка (курсовая работа)

Мушарапов Б.И. 1, Белоусова Д.М. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема методов обучения является одной из важнейших в педагогической науке и в практике обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение. Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие учащимся активизировать познавательную деятельность и наилучшим образом усваивать материал. Для этого используются методы организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы практики. Наглядные методы тесно связанны с воображением человека. Многие психологи отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.  

Для ребенка характерно стремление к самостоятельной деятельности, и, в особенности, к деятельности предметно-практической. Успех его учения зависит от того, имеет ли он возможность сам активно действовать в преобразовании предметов окружающего мира. Дети мыслят, по выражению русского педагога, писателя К.Д.Ушинского, «формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Его мышление характеризуется как конкретно-образное. Значит, начальное обучение должно быть наглядным. Дидактический принцип наглядности обучения выдвинут более чем 300 лет назад чешским мыслителем, педагогом Я.А.Коменским. В России развитие принципа наглядности связано с именами К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Д.Д. Семенова, В.П. Вахтерова, К.П. Ягодовского, М.Н. Скаткина. В настоящее время принцип наглядности утвердился как один из важных в начальном обучении.

Актуальность выбранной темы связанна с эффективностью наглядного метода в формировании полноценного представления и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения.

Объект исследования - процесс использования наглядных методов обучения в педагогике.

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и практически подкрепить материал о влиянии наглядных методов обучения на развитие воображения ребёнка.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, а именно: анализ методов обучения в истории педагогики, изучение содержания наглядных методов обучения и особенностей воображения ребенка, определение роли наглядных методов в развитии воображения ребенка.

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Понятие «метод обучения»

Российский педагог, доктор педагогических наук, профессор М. А. Данилов определял понятие «метод обучения», как «применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками». Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. 

Метод обучения - понятие историческое. На ранних этапах развития общества передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей с взрослыми. Подражая взрослым, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д. Показ образца («делай, как я»), многократное повторное воспроизведение показанных действий детьми и коррекция их взрослыми - это был самый древний репродуктивный метод обучения, из которого впоследствии развились все другие методы.

Идею активизации обучения с помощью наглядных методов, обобщения и самостоятельных выводов в начале XIX века развивал швейцарский педагог И. Г. Песталоцци. В дидактике немецкого философа, психолога, педагога И. Ф. Гербарта значительное место отведено методам, направленным на поддержание дисциплины, порядка в классе. Его теория формальных ступеней обучения основное значение приписывала действиям учителя, ограничивая его деятельность главным образом передачей учащимся готовых знаний.

Теория словесно-наглядных методов обучения получила дальнейшее развитие в трудах немецкого педагога Ф. А. Дистервега. На рубеже XIX и XX вв. «старая» традиционная школа и методы обучения, не учитывающие потребностей и интересов ребёнка, подвергались критике. Прагматистская педагогика Дж. Дьюи (американский философ и педагог) обосновывала школьное обучение, в котором учитывались бы интересы ребёнка, развивался как его интеллект, так чувства и воля, которое учит детей мыслить и действовать. Основное место в процессе обучения отводилось различным практическим занятиям, способствующим, по мнению Дьюи, развитию активности детей, формированию их умственных способностей и общественной позиции.

Исследования педагогов и психологов показали, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трёх уровнях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения.

Наглядные методы обучения

Роль наглядных методов обучения в педагогическом процессе огромна. Они используются с целью иллюстрации информации, данной педагогом, но могут нести и творческий характер. Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без внимания невозможно осуществлять ни одну сознательную деятельность, без внимания не возникает мысль. Следовательно, без внимания невозможно нормально построить процесс обучения. Без наглядных методов нельзя представить работу педагога, так как у ребёнка преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, требующее наглядного предъявления информации. Это выражается в словах: «Когда я слышу - я забываю, когда я вижу - я запоминаю, когда я делаю - я изучаю». Наглядные методы обучения условно можно подразделить на три большие группы: метод наблюдения, метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод наблюдения представляет собой достаточно затратный в плане прилагаемых усилий познавательный процесс в виде длительного, целенаправленного восприятия предметов и явлений действительности. Данный метод является необходимым элементом в процессе формирования у учащихся умения сосредотачиваться на явлениях окружающего мира, отмечать их главные элементы, обращать внимание на происходящие изменения, находить причину возникновения данных явлений и делать умозаключения на счет полученной информации. Все эти факторы в совокупности играют ключевую роль в процессе формирования у детей полноценного понимания о жизни и развитии таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение.

Метод иллюстрации в педагогике применяется, чтобы показать учащимся разнообразные предметы, объекты и явления в естественной форме.В случае использования иллюстраций в качестве наглядного метода обучения необходимо действовать согласно следующим пунктам:

Они обязательно должны соответствовать возрасту учащихся, применяться в меру и только в подходящий для этого момент занятия, подаваться таким образом, чтобы каждый ученик обладал полным визуальным доступом к рассматриваемой иллюстрации.

Педагогом должна выполняться задача, заключающаяся в точном выделении самого важного в процессе показа иллюстраций, им должны быть четко продуманы пояснения к главным элементам и иллюстрациям в целом.

Урок не должен строиться исключительно на наглядных методах. Перенасыщение наглядными пособиями одного урока снижает эффективность восприятия, утомляет. В то же время, недостаточность наглядности делает урок скучным, малоинтересным. Все должно быть в меру.

Применение любого наглядного средства обязательно должно преследовать определенные цели.

Метод демонстраций обычно основывается на представлении устройств, различного оборудования, опытов, кинофильмов, магнитофонов или на демонстрации движений. В случае использования демонстраций в качестве наглядного метода обучения необходимо действовать согласно следующим пунктам:

Они обязательно должны соответствовать возрасту учащихся, применяться в меру и только в подходящий для этого момент занятия, подаваться таким образом, чтобы каждый ученик обладал полным визуальным доступом к демонстрации.

Педагогом должна выполняться задача, заключающаяся в точном выделении самого важного в процессе показа демонстраций, им должны быть четко продуманы пояснения к главным элементам и демонстрации в целом.

Урок не должен строиться исключительно на наглядных методах. Перенасыщение наглядными пособиями одного урока снижает эффективность восприятия, утомляет. В то же время, недостаточность наглядности делает урок скучным, малоинтересным. Все должно быть в меру.

В ходе демонстрации тяжелого для усвоения материала будет целесообразным делать паузы, во время которых преподавателю необходимо объяснить происходящее.

Применение любого наглядного средства обязательно должно преследовать определенные цели.

Наглядные методы обеспечивают возможность четкого отделения главного от второстепенного. Они способствуют яркому, образному восприятию информации, позволяют длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Наглядные методы могут быть также источником новых знаний.

Особенности воображения ребёнка

Воображение - это «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционального смыслового опыта». В специальной литературе существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идея, идущая от И. Канта, которая предполагает понимание воображения как всеобщего свойства сознания.

При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. Таким образом, воображение определяет протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов. Исследователи утверждают, что воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Будущая мысль фиксируется воображением в виде некоторой тенденции развития целостного объекта. Его компоненты осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу. В итоге они приобретают в человеческом сознании новую качественную определенность. Следовательно, физиологически процесс воображения - это сочетание и комбинации из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. Известный психолог С.Ю. Головин утверждал, что одним из источников развития воображения является игра, проявляющаяся:

В построении образа, средств и конечного результата деятельности субъекта.

В создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена.

В продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность.

В создании образов, соответственных описанию объекта.

Основное направление в развитии детского воображения - это переход к все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обусловливается накоплением знаний и развитием критичности мышления.

Заключение

Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Наглядности в обучении присущи следующие характеристики: она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти; образует фундамент развития творческого воображения и мышления; является критерием достоверности приобретаемых знаний; оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность; соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще; обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения; мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы. 

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.

Наши исследования подтвердили гипотезу о том, что воображение развивается не только благодаря каким-то индивидуальным способностям ребенка, а при большой направленной работе педагога – наставника. Чтобы процесс воображения превратился в разумную творческую деятельность, педагогу необходимо ставить перед детьми цель и помогать самостоятельно её достичь. Тогда ребёнок получает ту идею, которая соединяет все выдуманные картинки, эпизоды, рассказы во что-то единое.

Для развития воображения необходимо обогащение опыта ребёнка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире. Таким образом, цель курсовой работы, состоящая в определении влияния наглядных методов обучения на развитие воображения ребёнка, полностью реализована посредством теории и практики. Наглядность на занятиях способствует: прочному усвоению знаний, формированию умений и навыков; развитию творческой активности; обогащению абстрактного мышления учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Антонова H.H. Образность мысли как фактор усвоения учебного материала детьми шестилетнего возраста. М., 1985.

Аркин Е.А. «Ребенок в дошкольные годы» М. Просвещение. 1968.

Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 1998.

Белова З.С., Феизов Э.З. Философские и методологические основания проблемы наглядности в теоретическом познании. Чебоксары, 2000.

Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.

Беспалов Б.И. Действие: психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Болотина Л.Р. «Педагогика». М.Просвещение. 1987.

Бондаренко А.К. «Воспитание детей в игре». М. Просвещение 1983.

Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.- Петербург: Лань, 2000.

Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987.

Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении, Учпедгиз, М, 1960.

Козлова С.А.  Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика». 2001.

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131.

Кубас О.В. Методы обучения на уроках классического танца. Структура урока классического танца. 2016.

Лащик Я. Развитие теории и практики педагогики творчества. Автореф. Дис. Докт. Пед.наук. Рос. Акад. Образования, Ин-т теорет.педагогики и междунар.исслед. в образовании. – М., 2004.

Люблинская А.А. «Воспитателю о развитии   ребенка» Просвещение. 1972.

Назарова В.А. Влияние учебной деятельности на воображение младших школьников. 2016.

Нарекая Т. Б. Классический танец. ЧГАКИ, Челябинск, 2000.

Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М.Осмоловская. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Поддьякова Н.Н. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста». Просвещение. 1984.

Смирнова С.А. Педагогика, Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. М.: ACALLIMA, 2000.

Просмотров работы: 404