На вопрос о том, что такое педагогическая технология имеется множество, порой не совпадающих друг с другом, ответов. Это говорит о том, что теория и практика педагогических технологий еще только разрабатывается, так как внедрение идеи технологий в сфере образования началась в последней четверти XX века. Современные педагогические технологии выделились в отдельный, относительно самостоятельный раздел педагогики.
Анализ литературы дал возможность определить понятие педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога.
Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие «педагогическая технология» относится ко всем разделам педагогики.
Таким образом образовательная технология (технология в сфере образования) – это совокупность научно и практически обоснованных методов, и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.
Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие коммуникативной компетенции возможно при реализации таких технологий обучения, которые направлены на самого обучаемого как субъекта в плане формирования и развития его как личности, благодаря целенаправленному творческому поиску в процессе совместной учебной деятельности.
Проанализировав многообразие определений понятий «компетенция» и «компетентность», можно сделать вывод, что понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «оспособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами, такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды. Под компетентностью, в основном, понимается владение личностью соответствующими компетенциями.
Компетентность – это интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социально ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что, по существу, коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Одним из средств формирования коммуникативной компетенции выступает учебный диалог.
В основе многих целевых образовательных программ, разрабатываемых в российских вузах, лежит концепция личностно-ориентированного образования. Сущность данного подхода состоит в создании условий для целостного проявления, развития и самореализации субъектов образовательного процесса.
Цель и смысл личностно-ориентированного образования – личностный рост субъектов образовательного процесса, развитие личности, что во многом обусловлено средой, ориентированной на развитие коммуникаций, связей, взаимоотношений. Структура личностно-ориентированной коммуникативной среды обучения многомерна и представлена интегративным комплексом личностных коммуникативных пространств. Развитие личности осуществляется в контексте диалога с педагогом. Эффективность процесса обучения реализуется через коммуникативный компонент.
Организация образовательных коммуникаций в системе Moodle обеспечивается через организацию взаимодействия между обучающимися и преподавателем, позволяя им обмениваться мнениями в форумах, комментариях, сообщениях. В процессе развития образовательных коммуникаций, студенты «освобождают своё смысловое пространство для актуализации ещё более значимых, объективно важных и более «интересных», достойных человека смысловых установок. Удовлетворяя одни побуждения, редуцируют их значимость и актуализируют новые побуждения, восстанавливая тем самым общее богатство смысловой системы личности». Именно содержание педагогического взаимодействия составляет суть и аксиологическую основу образовательного процесса. В процессе образовательных коммуникаций в системе Moodle происходит момент встречи, который должен быть педагогически подготовлен и к которому должны быть подготовлены как обучающийся, так и преподаватель. В таком взаимодействии обучающиеся переосмысливают свою учебную деятельность, делая акцент на структуру самой деятельности, на самостоятельное приобретение знаний в основе которой лежит личный интерес.
Цифровые технологии позволяют интенсифицировать процесс обучения, индивидуализируя его как на этапе усвоения нового материала, так и на этапе контроля индивидуальных образовательных результатов.
Обучение в цифровой среде в системе университетского образования играет «важную роль в реализации стратегий обеспечения педагогических условий для формирования, передачи предметных, универсальных знаний и компетенций новым поколениям и продиктована необходимостью подготовки обучающихся к интеграции в инфраструктуру и культуру быстро изменяющегося общества».
Коммуникативная компетентность рассматривается как составляющая готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности. Готовность – интегративное качество личности субъекта деятельности, сущность которого составляет взаимодействие ценностно-мотивационного, содержательно-процессуального, коммуникативного и ориентировочно-профессионального компонентов. Показателями качества подготовки являются: активность, сознательность деятельности, способность к целеполаганию и готовность использования личностно-ориентированных технологий обучения, в том числе коммуникативных в профессиональной деятельности.
В контексте профессиональной подготовки специалистов методологической основой является:
1. Использование коммуникативных технологий в учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивает развитие коммуникативного компонента, а также творческую активность.
2. Коммуникативный компонент в личностно-ориентированной технологии используется в обучении, как постоянный инструмент для постижения закономерностей широкого круга явлений и процессов. Особое внимание уделяется интеграции учебной, учебно-научной, методической, организаторской деятельности преподавателя и студента в рамках единого учебно-воспитательного процесса.
3.Непрерывность, преемственность и совместимость коммуникативного компонента в личностно-ориентированной технологии по разным педагогическим дисциплинам, на всех этапах подготовки обязательна.
4. Профессиональное обучение студентов приведено в соответствие с закономерностями и тенденциями функционирования современной личностно-ориентированной коммуникативной среды обучения, с моделью готовности специалиста трудиться в этой среде.
В рамках реализации образовательной технологии структурная модель взаимопроникающих технологий обучения ориентирована на:
– организацию коммуникативной педагогической среды, способствующей проявлению индивидуальности студента, ее раскрытию, развитию и самореализации в процессе обучения;
– реализацию многоуровневой структуры общения, предполагающей деятельность, диалогическое взаимодействие – общение-контакт (А.А. Леонтьев);
– обретение студентами гуманитарного мышления, которое диалогично по своей природе, обращено на человека как субъекта культуры и ориентировано, в конечном счете, на смысл;
– выявление профессиональных интересов студента и возможностей реализации жизненного плана и путей преодоления, возникающих в процессе обучения проблем;
– творческое применение студентами познанного и осмысленного.
Чтобы яснее представить себе коммуникативный компонент, необходимо выделить схематику, конфигурацию элементов, отсутствие любого из которых разрушает саму образовательную коммуникацию. Принципиальные условия коммуникативного компонента: сознание как феномен бытия, нуждающийся в коммуникации и обнаруживающий себя в ней и посредством неё. Сознание изначально коммуникативно и любое его содержание есть, по существу, совместное, интерсубъективное знание. Оно формируется и развивается только при столкновении с другим.
Коммуникативный компонент как сам факт взаимодействия сознаний, как конвергенция, то есть схождение, но не слияние сознаний. Референтный объект – тот фон, повод и предмет, выступающий местом встречи и объектом взаимодействия сознаний. Коммуникативная стратегия ориентируется не на передачу знания (условно говоря, из одной головы в другую), так как смыслы не воспроизводятся и не передаются во владение, а только производятся субъектом. Она (посредством развёртывания дискурса) создаёт саму риторику, само смысловое пространство, где могло бы обрести своё место, свою функцию, целостность и ценность конкретное предметное знание. Такое образование реализует и актуализирует способности. То есть обучает не фактам, истинам и т.д., а способам и правилам коммуникации, что приводит к актуализации коммуникативных технологий в целом.
Список литературы:
Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
Иванова, В. М. Аксиологические основания педагогической деятельности в использовании электронных учебных курсов Moodle [Электронный ресурс] / В. М. Иванова // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 14-15 мая 2020 г., Оренбург / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Электрон. дан. - Оренбург : ОГУ,2020. - . - С. 337-345. . - 9 с.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998.