Мотивация - психологический процесс, который побуждает к действию. А.Е. Леванова и И.Н. Урайская считали, что мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала.
Вопрос, связанный с мотивацией студентов к деятельности, является одним из центральных в современной системе образования. Актуальность его обусловлена задачей формирования самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков учащимися, а также их положительного отношения к индивидуальному обучению.
Как правило, в начале обучения, большая часть абитуриентов пытается затронуть как можно больше сфер студенческой жизни, охватывая не только учебную деятельность, но и принимая активное участие в делах колледжа, группы, отдельных коллективов. Ребята проявляют фантазию во всём и ко всему находят творческий подход, но зачастую со временем, стимул к такой инициативности пропадает, и делать не хочется ничего, а любая возможность проявить креативность кажется скучной и неинтересной. Причины такого явления очень разнообразны. К ним относятся: стресс, недостаток времени, критика со стороны сверстников, родителей или педагогов, эмоциональное выгорание, недостаточный уровень саморегуляции и личные психологические проблемы.
Так как же быть учащимся, для которых творчество- неотъемлемая часть обучения и важная составляющая жизни? Как сохранить мотивацию на творчество и стимулировать у студентов желание развивать свой потенциал?
Во-первых, стоит чаще давать возможность выбора темы для реализации своих способностей, ведь так учащийся будет видеть, что его мнение учитывается и имеет большое значение. Это подогреет интерес к заданию, так как даст почву для развития самостоятельности в решении творческих проблем и принятии решений.
Огромную роль в поднятии мотивации, является - поощрение. Ведь именно когда студент понимает, что работа нравится окружающим и получила хорошую оценку, возникает интерес в развитии данного навыка, чтобы в дальнейшем также слышать похвалу и положительные отзывы о результате своей деятельности.
Что, как не победа, мотивирует человека? Для стимулирования деятельности можно чаще организовывать различные конкурсы и турниры. Студенты с энтузиазмом отнесутся к задаче, ведь здоровое чувство соперничества всегда подогревает интерес.
Важным фактором является удивление, опора на чувство нового. Всё неизведанное нам интересно, а интерес, несомненно, мотивирует на дальнейшее познание.
Форм и методов реализации мотива к творческой деятельности достаточно много. К ним относятся: групповые дискуссии, аукционы идей, исследовательские работы, мастер-классы.
При наличии мотивации на творчество у студентов формируется стремление к саморазвитию, целеустремленность, оригинальное мышление, при котором учащийся сможет качественно выполнять свою будущую работу и самосовершенствоваться в создании своих творческих продуктов.
Важную роль в творческой деятельности играет вдохновение. Вдохновение — явление, без которого сложно представить настоящее творчество. Словарь Ожегова определяет его как «творческий подъем, прилив творческих сил». У каждого свои источники вдохновения.
Будучи студенткой отделения «Дизайн», хочу поделиться осознаниями, которые вдохновили и мотивировали меня.
1. Знакомы ли вы с фразами: «где внимание — там и энергия», «где внимание — там и рос» или «все, на что направлено наше внимание – приумножается». Оказывается, это базовое правило нашего мира, по которому существует очень много информации в свободном доступе.
Сначала я попробовала переносить внимание на определенные цвета, формы и поверхности. Затем я заметила, что, когда внимание направленно на образ вещи, которую ищу она находиться в разы быстрее. Мне стало интересно, смогу ли я увидеть успех или спокойствие. У меня получилось и вообще я поняла в тот момент по сути, всё что окружает- это успех. И наоборот, если акцент на несовершенствах, помарках.
Во время творческого процесса важную роль играет вовлеченность в процесс; что чувствуем; мысли во время процесса; намерение, что хотим донести. Осмысленный подход помог передать работам определенный посыл, желанную смысловую окраску. А если что-то мешает, осознание в чём дело, по возможности исполнить потребность, если дело в этом(высказаться, отдохнуть, поесть и д р.) Ловя, что моё внимание (на том что не хочу в действительности) в прошлых ситуациях или строит будущие вариации по собственным ощущения лучшее, что я делала - это перенаправление внимания на то, что действительно хочется (что имеет прямую связь с желанным состоянием и тем что его вызывает). И я пришла к выводу, что важно соответствие мыслей , эмоций и действий по отношению желанному, так гораздо проще к нему прийти, когда человек не борется сам с собой, вызывая внутренней не удовлетворение. В каком-то смысле эту мысль отражает басня И. А. Крылова "Лебедь, рак и щука".
2. Для себя я сделала вывод, что, когда всё работает как часы, (внимание на действительно желанном и соответствующие этому мысли, чувства и действия) гораздо проще достигнуть желаемого.