ДЕТИ ИГРАЮТ В КУКЛЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ДЕТИ ИГРАЮТ В КУКЛЫ

Портнова М.Б. 1, Белоусова В.В. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная статья направлена на что бы средствами кукольного театра предоставляется возможность скорректировать психоэмоциональные особенности детей с ОВЗ. В процессе групповой творческой деятельности происходит раскрытие собственного потенциала ребёнка через образ театральной куклы. Именно через неё, с помощью художественного творчества, ребёнок учится устанавливать позитивные отношения, основанные на симпатии, доброжелательном сотрудничестве с другими ребятами.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьёзными отклонениями в здоровье. Дети младшего дошкольного возраста – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование различных процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других значимых функций в этом возрасте. Задержка любого вида развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Первое что даёт работа с куклой — это социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В настоящее время дети с ограниченными возможностями в основном воспитываются и обучаются в домах интернатах или на дому. Таким образом, дети с малых лет «изолированы» от общества, от здоровых сверстников. Именно поэтому многие специалисты рекомендуют, чтобы педагоги создавали среду для совместного пребывания детей с ОВЗ.

Это необходимо для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями и их общению со здоровыми детьми.

Одной из форм развития детей с ОВЗ может быть, игра - как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, да и не только, естественная среда его развития, по мнению педагогов и учёных. Обучающий материал, который преподносят ребёнку в игре, усваивается быстрее и легче.

В игровой форме сложные и порой малоинтересные различные упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с нарушениями в работу входит инновационная технология-куклотерапия.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного коррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Куклотерапия имеет несколько функций:

Развивающая функция. Благодаря использованию различных форм театральной деятельности складываются условия, при которых каждый участник чувствует себя более успешным, способным справиться с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства собственного достоинства и самоуважения.

Воспитательная функция. Куклотерапивтическое взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками, педагогами, родителями. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает определение своего местонахождения в системе моральных норм, усвоение правил поведения.

Терапевтическая функция. В процессе творческого процесса создаётся атмосфера доброжелательности, способности войти в эмоциональное состояние другим человеком и защищённости. Каждый ребёнок имеет возможность быть услышанным и получить искреннее внимание и заинтересованное участие как детей, участников куклотерапии, так и педагога.

Главная задача куклотерапии помочь ребёнку с ОВЗ ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию детей с ОВЗ через средства театрального искусства.Так как мир ребёнка – это мир действия и деятельности, а кукольный театр даёт возможность войти в мир сказки и объединить собственные интересы ребёнка с задачами педагога: кукольный театр не просто способствует развитию, но связывает между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь, мышление). Одним из важнейших компонентов методической работы руководителя кукольного театра – выбор репертуара. Найти подходящий сюжет – это малая часть работы над сценарием. Основная работа происходит во время распределения ролей и адаптации текста к возможностям исполнителя. Для детей, имеющих большие речевые проблемы, подбираются роли с небольшим количества текста, доступного исполнителю. Также очень важно для каждого ребёнка «выписать» текст с учётом уже «поставленных» логопедом звуков для их автоматизации в произношении и не перегружать его звуками, требующими последующей корректировки.

Работая с такими особыми ребятишками на базе «МРЦ Парус надежды» удается наблюдать за развитием детей с ОВЗ. И наблюдения показали, что дети с удовольствием посещают творческое объединение кукольный театр, у них появляется тяга к общению, к дружбе. Эти дети чувствуют себя в этом мире уже не одинокими, а нужными, что-то знающими и умеющими, равноценными. Они уже могут высказывать свою мысль, поделиться радостью или тревогой, проявить заботу. После выступления с удовлетворением замечают, что они выступали не хуже других. И в глазах появляется блеск, а на лицах – улыбка. Родители видят позитивные изменения в поведении ребёнка и с большим желанием организуют посещения детьми творческой студии. Когда дети учатся работать с куклой неважно с какой тростевой, перчаточной, пальчиковой и т.д., а если ещё и принимает участие в создании куклы то как выше было сказано ребёнок познает мир и начинает общаться с социуме.

Таким образом, куклотерапия оказывают положительное воздействие не только на коррекцию различных функций, но также на развитие психоэмоциональной сферы ребёнка. В своей кропотливой и сложной работе педагог руководитель кукольной студии, театра не может ожидать быстрого результата. Он всегда обязан понимать и ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребёнка, быть терпеливым к физическим и психическим отклонениям своих особых детей. Это специалист, который должен быть готов учиться всю свою профессиональную жизнь.

Просмотров работы: 5