СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Негматова К.Г. 1, Бойко А.В. 1
1ФГБОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внимание является психическим инструментом активности субъекта, которое позволяет ему взаимодействовать с окружающим миром. Дети с нарушением интеллекта, заканчивая школы и выбирая дальнейшее место учёбы и будущую работу, только готовятся вступить в самостоятельную, взрослую жизнь. Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Поэтому актуальность проблемы исследования свойств внимания у детей с нарушением интеллекта бесспорна, так как это позволит правильно построить коррекционную работу, найти адекватные средства, способы и методы по развитию внимания у этой категории детей.

Целью нашего исследования является изучение свойств внимания учащихся 9 класса с нарушением интеллекта.

Для реализации цели применялись следующие методики: тест «Корректурная проба» Б. Бурдона (Р); тест «Таблица Горбова-Шульте» (Р); методика «Определение объёма внимания при восприятии простейших объектов».

Уровень развития внимания у детей с нарушением интеллекта весьма низок в силу слабости волевой сферы. Они смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов[1].

И.Ю. Левченко, занимаясь вопросами патопсихологии и рассматривая развитие внимания у детей с различными отклонениями в развитии, дает такое определение вниманию – это психический процесс, характеризующийся сосредоточенностью деятельности субъекта в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмет, событие, образ, рассуждение)[2].

Свойства внимания взаимосвязаны друг с другом и образуют сложную функциональную структуру для жизнедеятельности человека.

Согласно мнению С.Л. Рубинштейна[3], можно выделить пять основных характеристик свойств внимания:

Концентрация (отвечает за уровень сосредоточенности на объекте и, как правило, зависит от сложности задания).

Объём (определяется количеством информации, одновременно сохраняемой в сфере повышенного внимания (сознания) человека. В среднем объём памяти составляет 7±2 предмета[4]).

Переключаемость (переключение способствует перенаправлению внимания с одного объекта на другой).

Устойчивость (подразумевает сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек может длительное время удерживать внимания на каком-нибудь объекте, не прибегая к описанному выше свойству).

Распределение (делает возможным выполнение нескольких дел одновременно с приемлемым уровнем эффективности).

Так же ещё выделяют такое свойство, как отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

В данной работе мы исследуем концентрацию, объём, переключаемость и устойчивость внимания, так как измерение этих свойств внимания для детей с нарушением интеллекта более важно и доступно.

В исследовании участвовали учащиеся 9 класса с нарушением интеллекта от 14 до 18 лет в количестве 6 человек мужского пола выпускного класса Владивостокской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат №1.

Полученные результаты по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (Р) представлены в таблице 1.

Таблица 1 – показатель концентрации внимания (по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (Р))

   

Концентрация внимания

1

15 лет

6

2

15 лет

4

3

18 лет

3,33

4

14 лет

4,57

5

15 лет

18

6

16 лет

7

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Это означает, что концентрация внимания значительно выше у респондента №5, что говорит об умении сосредотачивать своё сознание на какой-либо объект. Концентрация внимания у респондентов № 1, 2, 4, 6 находится в одном интервале. Значительно снижена концентрация внимания у респондента № 3. Это говорит о том, что испытуемый имеет трудности сосредоточения на выполнении поставленных задач.

У респондента №5 очень высокая концентрация внимания, он способен отвлечься от всего, что не входит в поле его внимания. Во время выполнения задания (вычеркивать буквы к и р) испытуемый настолько был сконцентрирован на его исполнении, что не слышал исследователя и не смог выполнить всю инструкцию (через каждые 60 секунд по команде «Черта» ставить вертикальную черту), что говорит о глубокой концентрации внимания при работе над одной задачей. Была допущена одна ошибка.

У респондентов № 1, 2, 4 и 6 выявлен высокий уровень концентрации внимания. Это говорит о сосредоточенности внимания испытуемых на выполнении поставленных задач и целей. Высокая степень концентрации на одном объекте свидетельствует о сужение поля внимания, уменьшение его объёма. Испытуемый № 6 также не смог выполнить всю инструкцию, как и испытуемый № 5.

У респондента № 3 уровень концентрации внимания низкий. Это означает, что испытуемый имеет трудности сосредоточения на выполнении поставленных задач. Было допущено 9 ошибок. Это говорит о том, что респонденту для повышения качества работы необходимо создавать обстановку исключающую отвлекающие факторы такие как шум, вибрация, недостаток освещения. Также необходимо делать периодические непродолжительные перерывы.

Степень устойчивости внимания у испытуемых очень высокая и высокая. Это говорит о способности удерживать в течение длительного промежутка времени сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности.

По результатам методики «Таблица Горбова-Шульте» (Р) мы получили следующие данные.

Скорость выполнения заданий первой и второй серии менее чем 33 секунды, что говорит о высокой скорости выполнения работы над одной задачей. Выполнение задания 3 серии для испытуемых было недоступно.

На основании анализа количественных показателей, графика времени выполнения двух серий, числа допущенных ошибок, словесного отчета испытуемых и наблюдений можно сказать, что характер переключения внимания, учитывая особенности концентрации, низкий. Так как уровень концентрации и устойчивости внимания высокий, испытуемым было недоступно выполнить задание третьей серии, и переключать внимание с одного объекта наблюдения на другой.

Данные по методике «Определение объёма внимания при восприятии простейших объектов» говорят о том, что у 4 испытуемых объём внимания 3-4 объекта, что говорит о низком объёме внимания для данного возраста. Детям сложно ориентироваться на улице, в помещении и, особенно, в незнакомых местах. Учитывая особенности концентрации внимания, а именно высокую степень концентрации на одном объекте, можно сказать о сужение поля внимания, что уменьшает его объём. Ошибки были допущены в воспроизведении числа точек даже на первых карточках, но во время исследования и после него не жаловались на слишком короткое время экспозиции.

У 2 испытуемых был выявлен средний объем внимания, что может говорить об эффективном выполнении деятельности. Исследуемые правильно воспринимали число точек на первых четырёх карточках (до 5 точек), в 5 карточке оба испытуемых допустили ошибки. Были даже правильно восприняты карточки, где число точек составляло 7, но это было однократно. Работали точно, легко сосредотачивались, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировали точки на бланке.

Все свойства внимания взаимосвязаны друг с другом и образуют сложную функциональную структуру для жизнедеятельности человека. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что у учащихся 9 класса с нарушением интеллекта наблюдается высокий и низкий уровень концентрации внимания. Устойчивость внимания у всей группы детей на высоком уровне. Переключаемость внимания на низком уровне. Объём внимания у группы наблюдается на среднем и низком уровне.

В дальнейшем планируется проводиться коррекционная программа по развитию внимания.

Список литературы

Мулявко В. С. Нарушение внимания у детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью // Научно – практический журнал «Аспирант» №1 (58) / 2021. – С. 158-160

Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1989.

Немов Р.С.: Общие основы психологии – кн. 1. // Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.

Заика Е. С. Нарушение внимания у детей с умственной отсталостью и методы их коррекции // Журнал: Вестник современных исследований №1.1 (28) / 2019. – С. 61-63

Захарова, И. Н. Уровень развития свойств внимания (объем, устойчивость, концентрация) у младших школьников / И. Н. Захарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61482

Просмотров работы: 172