ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА – ЗАЛОГ УСПЕХА: МИФ ИЛИ ПРАВДА? - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА – ЗАЛОГ УСПЕХА: МИФ ИЛИ ПРАВДА?

Еремеев С.И. 1, Агеева О.Н. 1, Юшманова Е.В. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Что такое человек? Человек – это разум (душа) и тело, причем тело является настолько же важным элементом для человека, как и разум. Безусловно, многие скажут, что наш разум намного важнее нашего тела, и важно развиваться в первую очередь интеллектуально, а физическое развитие — это нечто, что стоит на втором, если не на третьем плане.  

Цель работы: рассмотреть феномен человеческого тела и выяснить как люди разных эпох относились к своему телу. 

 Задачи: 

Анализ литературных источников

Выяснить, когда зарождался феномен идеального человека? (в частности, с телесной точки зрения), рассмотреть, как воспринималось и воспринимается образ плохого и хорошего тела в общественном сознании? 

Конечно, мы не собирались принижать значение интеллектуального развития и говорить, что надо развивать только тело, а читать книги и думать не так уж и обязательно. Это было бы неправильно с нашей стороны! Вспомните, как перед нами предстает Древняя Греция, Древний Рим на страницах книг, в различных продуктах культуры (например, фильмах), и здесь подразумеваются не о пышные произведения архитектуры и искусства, не гениальные инженерные изобретения, не величайшие философские труды, которые повлияли на ход мировой истории… мы говорим о человеке, который все это создал, а человек, способный творить и создавать, получается благодаря воспитанию, которое закладывает в нем то, что он будет развивать и культивировать в себе на протяжение всей своей жизни. Как же воспитывали граждан полисов в Древней Греции и подданых Римской Империи и Республики, на чем зиждилось формирование будущих зодчих величайших цивилизаций? В первую очередь это воспитание чувства гармонии во всем, в том числе и в своем развитии, я имею в виду, что с раннего детства людям прививалась любовь к красоте как таковой, и как не может что то целое быть подлинно красивым, если какая то из частей целого уродлива, так и человек не может быть в полной мере прекрасен, если какая то часть его развита в изобилии, а другая его составляющая находится в неразвитом и уродливом состоянии. Например, если человек того общества с детства рьяно увлекался поглощением различных знаний и пребывал большую часть времени в думах, а на своё гимнастическое развитие не выделял никакого времени, то кто бы из него получился? Да, он превзошел бы многих в своих умственных свершениях, но его нельзя было бы назвать прекрасным, в этом человеке нет той незабвенной гармонии, перед которой преклонялись древние греки, и именно признание её одной из высших ценностей и сделало их культуру настолько всеобъемлющей и изящной.[3] Но все же стоит признать, что не телесное развитие привносит гармонию в самодовлеющее бытие человека как таковое, а при правильном и качественном упорядочении мыслей человек сам захочет, чтобы его тело соответствовала его мысленной гармонии и будет заниматься не только мусическим, но и гимнастическим искусствами. Об этом писал один из величайших философов Платон:  

«Я не считаю, что, когда тело у человека в порядке, оно своими собственными добрыми качествами вызывает хорошее душевное состояние; по-моему, наоборот, хорошее душевное состояние своими добрыми качествами обусловливает наилучшее состояние тела» [1] 

Существует всем известная поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух» (правда, есть еще менее известное, по большей части шуточное, продолжение: «На самом деле одно из двух»). Конечно, в каждой поговорке имеется некая народная, если так можно выразиться, мудрость, но исходя из вышесказанного все-таки правильней было бы сказать, что при здоровом духе – здоровое тело, хотя на поговорку это уже не тянет, но все же по смыслу выражение становиться более верное. Шуточное продолжение появилось, вероятнее всего, именно из-за случаев, когда отдается предпочтение в развитии чего-то одного и, в связи с этим портится состояние человека в целом. 

Словом, отвечая на вопрос «Что же важнее: тело или все-таки интеллект?» стоит учесть, что никакого противоречия между духовным и физическим развитием быть не должно, потому что, как мы уже выяснили, тело и ум являются двумя базовыми аспектами, составляющими Человека. Здоровый человек будет заниматься физической культурой столько, сколько нужно для придания его телу здоровой, красивой формы, но при этом он, конечно, также будет с удовольствием созерцать прекрасное, используя свой мозг. [2]

Обратимся к тому, как человеческое тело предстает перед нами в культуре? Каким образам соответствуют какие тела? И как менялись представления о человеческом теле со временем?  

Все из нас читают книги, смотрят фильмы и потребляют иные продукты культуры, в которых безусловно отражен образ идеального тела (или приближенного к идеальному) и образ тела, далёкого от эталонного. Что возникает у вас в голове, при словосочетании «Идеальное тело»? Вероятно, что это полное физическое развитие, соответственно, отсутствие вредных привычек и к тому же конвенционально привлекательная внешность. Причем это касается и женщин, и мужчин. Все эти образы, так или иначе сформировала у нас культура: те книги, которые мы читаем, те фильмы и сериалы, которые мы смотрим, та музыка, которую мы слушаем и т. д.  

Соответственно, «не идеальное» тело отходит от принятых стандартов здорового и физически развитого телосложения и чем меньше черт «идеала» оно имеет, тем хуже и ущербней оно становиться, по крайней мере в общественном представлении, которое, по большей мере, формируется под воздействием культуры.  

Давайте вспомним какой-нибудь фильм или книгу и, как правило, мы увидим, что персонажи с явными физическими дефектами чаще всего 

являются отрицательными, а положительным героям присуща статность, физическая (как и духовная) развитость и прочие добродетели. Даже если положительный персонаж изначально представлен в несколько маргинальном виде, то непременно сюжет будет строиться на том, что этот самый персонаж будет избавляться от физических и духовных изъянов и идти по пути улучшения себя, своего состояния, в частности, непременно физического. 

Это показывает, что в элитарной культуре поддерживается образ некоего идеала, к которому надо стремиться и которым следует восхищаться, в противовес неким, так скажем, «антиидеальным образам» причастности, к которым нужно избегать и стыдиться. Также стоит сказать, что каноны телесной красоты характерные для нашего времени, в другую эпоху не котировались и были несколько другими. Например, в качестве желательного свойства, телу женщины предписывалась полнота и чем женщина была полнее, тем желанней и лучше она была. Для мужчины тело являлось важным инструментом достижения своих целей, соответственно, телосложение зависело от социального статуса человека, то есть на первом месте было не развитие человека как такового, а привязка человека к его социальному статусу и уже из этого проистекало что он будет представлять из себя в контексте данного общества и какой образ жизни ему надлежит вести. Человек, создавая культуру, отражает в ней свое представление о том, как быть должно и чего быть не следует, поэтому исходя из того, что предстает перед нами в культуре в отношении тел и образа жизни, можно заключить, что, как у мужчины, так и у женщины тело должно быть развитым и здоровым, если человек хочет иметь успех в обществе.

В заключение хотелось бы сказать, что нужно развиваться, но развиваться комплексно и не зацикливаться на каком-то одном аспекте, необходимо тренировать и закалять себя физически, но также ни в коем случае нельзя забывать о развитии своего не телесного, в противном случае человек не сможет прийти к полной гармони с собой и будет всю жизнь не вполне удовлетворен своей жизнью, по крайней мере это касается большинства случаев. Для того чтобы привести свое тело в здоровое состояние для каждого человека требуются разные методы и инструменты, потому что предпосылки у всех разные. Например, у кого-то тело биологически предрасположено к поддержанию здоровой формы, а другому это едва ли удается с помощью использования различных средств (таких, как хождение в зал и т. д.

Ясно одно: путей и предпосылок много, а цель одна – здоровое, красивое, успешное тело и путь к этому телу, как правило не так уж и сложен, главное иметь терпение, дисциплинированность, выдержку и тогда все получится!  

  

Список источников 

Государство: Сократ, Главкон, Полемарх, Фрасимах, Адимат, Кефал : кн. 1–10 / пер. А. Н. Егунов // Древнегреческая философия : От Платона до Аристотеля: [сочинения]: пер. с древнегреч. – М., 1999. – С. 91–438. – (Библиотека античной литературы). – ISBN 5-237-03886-7. 

История физической культуры: учеб. для пед. ин-тов по спец. N 2114 "Физ. воспитание" и N 2115 "Нач. воен. обучение и физ. воспитание" / В. В. Столбов. - М.: Просвещение, 1989. - 287[1] с.: ил.; 22 см. - ISBN 5-09-000948-1: 1 р. - Текст: непосредственный. 

История физической культуры: учеб. для пед. ин-тов по спец. N 2114 "Физ. воспитание" и N 2115 "Нач. воен. обучение и физ. воспитание" / В. В. Столбов. - М.: Просвещение, 1989. - 287[1] с.: ил.; 22 см. - ISBN 5-09-000948-1: 1 р. - Текст: непосредственный.

List of Sources

1. The State: Socrates, Glavkon, Polemarchus, Thrasymachus, Adimat, Cephalus : book 1-10 / translated by A. N. Egunov // Ancient Greek Philosophy: From Plato to Aristotle: [Essays]: transl. from Ancient Greek - M., 1999. - С. 91-438. - (Library of Ancient Literature). - ISBN 5-237-03886-7.

2. History of Physical Education: Textbook for pedagogical institutes for specialties N 2114 "Physical Education" and N 2115 "The beginning of military training and physical education / VV Stolbov. - Moscow: Prosveshchenie, 1989. - 287[1] p.: ill; 22 cm. - ISBN 5-09-000948-1: 1 p. - Text: direct.

3. History of physical education: textbook for pedagogical institutes in specialties N 2114 "Physical Education" and N 2115 "Primary. military training and physical education" / V. V. Stolbov. - Moscow: Prosveshchenie, 1989. - 287[1] p.: ill; 22 cm. - ISBN 5-09-000948-1: 1 p. - Text: direct.

Просмотров работы: 16