Соотношение спроса и предложения на рынке - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Соотношение спроса и предложения на рынке

Свиридова А.Э. 1, Попова А.С. 1, Зиновьева И.С. 1
1ВГЛТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной ситуации рыночной экономики продавец или покупатель в большинстве случаев строит и анализирует свои планы независимо от других. И некоторые из них не могут осуществить в реальности свои идеи. Прислушиваясь к пожеланиям покупателей, производители формируют соответствующий ассортимент. Таким образом, потребителям можно предложить необходимые товары или услуги за определенную плату.

Основными понятиями, регулирующими поведение участников рынка, между которыми существует взаимная связь, являются спрос, предложение и цена. Цена – это количество денежных средств, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определенный товар или услугу.

Спрос как экономическая категория, представляет собой потребность, подкрепленную желанием и возможностью потребителя купить определенный товар или услугу по конкретной цене в течение времени и готовностью оплатить покупку. Заинтересованность потребителя может затронуть не только отдельные товары одной категории, но и комплексно взятые продукты и услуги, которые есть на рынке. В этом случае спрос является совокупным. Данная категория находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.

Предложение – это понятие, отражающее желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке конкретный товар или услугу по определенным ценам в течение определенного периода времени. Максимальная свобода хозяйственной деятельности заключается в том, что каждый производитель свободен в выборе производства собственного ассортимента товаров или услуг, который покажется ему выгодным и перспективным [1].

Предложение и спрос являются важными категориями, с помощью которых появляются взаимовыгодные отношения между потребителями и производителями, причем каждый из них стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. В этом достигается рыночное равновесие, которое формирует главный закон рынка – закон спроса и предложения. При росте цен спрос падает и при этом покупатели начинают откладывать сбережения. Поэтому производителям приходится сокращать объем выпуска товара, так как его часть станет невостребованной и останется на складах. Обратный процесс отмечается у предложения. С ростом цен отрасль привлекает больше новых производителей, готовых увеличить выручку. Иными словами, повышение цен способствует росту предложения [4].

Модель рыночного равновесия сформировал известный английский экономист А. Маршалл, который считал, что продавцы опираются не на цены, а на объем предложения, если реагируют на нарушения рыночного баланса.

Данная модель больше относится к анализу установления равновесия в длительном периоде, когда объем предложения в состоянии адекватно отреагировать на изменение рыночной цены спроса (рис.1) [5].

Рисунок 1 – Рыночное равновесие по А. Маршаллу

Представленная модель А.Маршалла делает акцент на соотношении цены спроса и предложения в установлении равновесия. У А. Маршалла функция спроса и предложения имеет вид: Pd = f(Q); PS = f(Q), а условием равновесия является равенство Рd=Ps (спрос = предложению) [2]. Как видно из графика, пересечение кривых спроса (S) и предложения (D) в точке равновесной цены (E) предполагает достижение равновесного состояния, к которому всегда стремится рынок. Пространство выше точки E означает излишек производства, а ниже – дефицит.

Исходя из графика, можно прийти к выводу, что при появлении дефицита на конкурентном рынке товаров и услуг цены начинают расти. Именно рост цен мотивирует продавцов к расширению производства. С течением времени спрос нарастает, тогда рынок и достигает равновесного состояния. С наличием избытка товаров наблюдается снижение цен, при котором установленная на рынке цена оказывается выше возможной равновесной.

На примере социологического исследования, проведенного Росстатом, рассмотрим динамику спроса на бензин и дизельное топливо за последние несколько лет. Исследования проводились в период с декабря 2021 г. по март 2022 г. На основе еженедельного мониторинга цен Росстат анализирует данные в 1700 АЗС, расположенных в 282 исследуемых городах России (рис. 2) [3].

По итогам исследования заметим, что к 2022 году в январе и феврале показатели по объёмам производства нефтепродуктов находились приблизительно на одном и том же уровне. Но при этом в конце февраля месяца объемы производства дизельного топлива и бензина начали снижаться, на что оказывают влияние санкционные риски и геополитические трудности. В начале марта нефтяные компании стали увеличивать объем производства дизельного топлива, при этом выпуск бензина продолжил идти на спад.

Рисунок 2 – Объём производства нефтепродуктов по неделям, тыс. т
за 2021-2022гг.

На этом примере наглядного проиллюстрировано действие закона спроса: если цена снижается, то спрос возрастает. Ведь именно спрос формирует потребитель, а предложение – производитель [3].

Таким образом, спрос и предложение представлены связанными и постоянно взаимодействующими категориями и являются соединительным звеном производства и потребления. Рыночная цена, известная как равновесная цена, выступает итогом взаимодействия спроса и предложения. Именно она определяет состояние рынка, где величина спроса приравнивается к величине предложения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Айше Джемилева / Спрос и предложение: основы понятий // Электронный журнал «Комьюнити». – 2021г. / [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://timeweb.com/ru/community/articles/spros-i-predlozhenie-osnovy-ponyatiy

Березовская М.А., Рогач З.В. / Учения Леона Вальраса и Альфреда Маршалла о рыночном равновесии / Текст: Рыночное равновесие по А. Маршаллу. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://edu.secna.ru/media/f/etip_.pdf

Как объёмы производства влияют на цены на бензин и дизельное топливо // Открытый журнал / [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://journal.open-broker.ru/research/vliyanie-na-cenu-benzina/

Спрос, предложение и рыночное равновесие // Справочник Автор 24 / [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://spravochnick.ru/ekonomika/spros_predlozhenie_i_rynochnoe_ravnovesie/

Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В. Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика. Тема 3. Основы теории спроса и предложения. – С. 10-11. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F1160440955/Tema.3.pdf

Просмотров работы: 45