Исследование нарушений высших психических функций при черепно-мозговых травмах у взрослых людей - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Исследование нарушений высших психических функций при черепно-мозговых травмах у взрослых людей

Сафонова С.С. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Черепно-мозговые травмы являются наиболее распространенными видами травм, которые могут привести к летальному исходу. Ежегодно в России около 600 тысяч человек получают ЧМТ, 50 тысяч из которых погибают, еще примерно столько же становятся инвалидами [2].

Среди взрослого населения ЧМТ – не редкость. Основными причинами ЧМТ являются падение с высоты, либо повреждения, полученные в ходе криминальных действий, также сюда можно отнести травмы, полученные в ходе профессиональной деятельности, либо в повседневной жизни, которые могут привести к непоправимым последствиям.

При ЧМТ человек получает травму головного мозга, которая сказывается на высших психических функциях, например, памяти, мышлении, внимании и т.д. Эти нарушения могут носить различный характер: от незначительных нарушений, не мешающих нормальной жизнедеятельности, до ограничивающих любую деятельность человека.

При получении ЧМТ необходимо срочно исследовать работу головного мозга, чтобы вовремя выявить нарушения высших психических функций. Если это удастся, то можно их восстановить или компенсировать за счет других функций.

Интерес к изучению высших психических функций основывается на различиях в реализации различных психических процессов у людей. На примере памяти можно рассмотреть случай, когда одинаковый объем информации для запоминания дается нескольким людям; одним достаточно нескольких минут для выполнения поставленной задачи, а другим недостаточно и часа. Это обусловлено особенностями ВПФ.

Если рассматривать роль ВПФ на примере поведения человека и сравнить его с поведением животного, то становится понятным, что животные руководствуются заложенными в них инстинктами, имеют конкретный паттерн, и это распространяется на всех особей. Человек же благодаря наличию ВПФ способен подавлять в себе инстинкты, руководствуется правилами, нормами; в человеке, помимо биологического, существуют психическое и социальное начало. Психическое оказывает значительное влияние на человека, обусловливая то, как человек действует.

Прежде чем говорить о высших психических функциях (ВПФ), необходимо понять, что это такое.

Понятие «высшие психические функции» было введено в общую психологию и в нейропсихологию Львом Семеновичем Выготским, а затем подробно разработано Александром Романовичем Лурия и другими авторами. По определению А. Р. Лурии «Высшие психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные рефлекторные процессы, - социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования» [3].

Гипотеза исследования: предполагается, что при черепно-мозговых травмах у взрослых людей нарушаются различные высшие психические функции, такие как память, внимание, мышление.

Базой для проведения исследования стал ГБУЗ Ставропольского края «Краевой центр специализированных видов медицинской помощи № 1» города Буденновска.

В эксперименте приняло участие 15 человек с различными степенями тяжести черепно-мозговых травм, пациенты травматологического отделения, и 8 человек без наличия какого-либо заболевания и диагноза.

Возраст испытуемых: от 24 до 64 лет.

Для экспериментального исследования мы использовали четыре методики: [1; 4]

Методика «Запоминание 10 слов», разработанная А. Р. Лурией.

Методика «Таблицы Шульте».

Методика «Исключение лишнего».

Методика «Понимание переносного смысла пословиц, поговорок, метафор», разработанная Б. В. Зейгарник.

Для нашего исследования мы взяли две группы испытуемых: экспериментальная группа (15 человек) – испытуемые с диагнозом «Черепно-мозговая травма» разной степени тяжести, а контрольная группа (8 человек) – условно здоровые люди, у которых не установлен диагноз «Черепно-мозговая травма».

С обеими группами мы провели одинаковый комплекс методик. По каждой из методик мы провели сравнительный анализ результатов выполнения обеих групп, чтобы выявить, как нарушаются высшие психические функции при черепно-мозговых травмах у взрослых людей.

Всех испытуемых экспериментальной группы мы распределили по степени тяжести имеющейся травмы и получили следующие результаты: (рис. 1)

Рисунок 1. Испытуемые экспериментальной группы с разными степенями тяжести черепно-мозговых травм

В начале нашего исследования мы провели методику «Запоминание 10 слов», чтобы проверить наличие нарушений в кратковременной и долговременной памяти. Результаты исследования для каждого испытуемого мы внесли в таблицу (табл. 1).

Количество повторенных слов

Попытка 1

Попытка 2

Попытка 3

Попытка 4

Попытка 5

Попытка 6

Экспериментальная группа

1

6

7

7

3

4

3

2

6

9

8

8

9

10

3

5

6

4

2

2

2

4

7

5

6

6

6

8

5

4

5

3

3

3

3

6

5

5

5

9

7

4

7

7

5

5

4

5

5

8

3

5

5

8

5

4

9

5

4

7

6

6

5

10

3

4

3

3

1

3

11

7

5

7

6

7

5

12

5

6

6

7

6

5

13

5

5

6

6

7

5

14

3

5

3

4

2

3

15

4

4

5

6

7

5

Контрольная группа

16

6

7

8

9

10

7

17

6

8

8

7

9

6

18

6

8

7

8

10

7

19

6

7

8

8

9

6

20

8

8

7

7

9

7

21

7

8

8

8

10

7

22

7

8

8

8

9

7

23

6

7

7

8

8

7

Таблица 1. Результаты исследования по методике «Запоминание 10 слов»

По данным исследования мы выявили тенденцию запоминания по каждому из 5 повторений на исследование кратковременной памяти. Мы вычислили среднее количество запоминаемых слов, характерное для каждого повторения и каждой группы испытуемых. Экспериментальную группу мы разделили по степени тяжести черепно-мозговой травмы. Полученные данные мы выразили в графике (рис. 2).

Рисунок 2. Результаты исследования кратковременной памяти по методике «Запоминание 10 слов»

На графике мы видим, что для больных с легкой степенью тяжести черепно-мозговой травмы характерен разгоняющийся темп запоминания слов. Количество слов, которое запоминают испытуемые близко к количеству слов, которое запоминают здоровые испытуемые, и соответствует норме [24], что говорит об отсутствии нарушений кратковременной памяти.

Как видно на графике, для больных со среднетяжелой и тяжелой степенями тяжести травмы характерен истощающийся темп запоминания слов. Для среднетяжелой степени характерны нарушения кратковременной памяти, о чем говорит уменьшающееся с каждым повторением количество запоминаемых слов, которое отходит от установленных норм.

Для тяжелой степени характерны значительные нарушения кратковременной памяти. Больные с каждым повторением вспоминают все меньше слов и могу вместе озвученных произносить свои слова. Так, например, больной под номером 2 постоянно произносил слово «трава», которого не было в стимульном материале.

В конце всего исследования, через 25-30 минут, после всех проведенных методик, мы попросили испытуемых воспроизвести слова, которые мы им называли, и которые они смогли вспомнить. Результаты получились следующие: (рис. 3)

Рисунок 3. Результаты исследования долговременной памяти по методике «Запоминание 10 слов»

Исходя из графика можно сказать, что у больных с легкой степенью тяжести отсутствуют нарушения долговременной памяти, потому что они смогли воспроизвести большое количество слов спустя время. Больные же с тяжелой и среднетяжелой степенями смогли вспомнить мало слов, что говорит о значительных нарушениях долговременной памяти.

Таким образом, можно сделать вывод, что у больных с диагнозом «Черепно-мозговая травма» легкой степени отсутствуют нарушения как кратковременной, так и долговременной памяти. Для больных же со среднетяжелой и тяжелой степенями характерны значительные нарушения кратковременной памяти, каждое повторение дается сложнее, и меньше слов больные могут воспроизвести. Спустя время такие больные не смогли вспомнить много слов, которые называл экспериментатор, что свидетельствует о маленьком объеме слухоречевой памяти и о нарушениях запоминания и воспроизведения слов.

Далее мы провели методику «Таблицы Шульте». Полученные для обеих групп результаты по методике мы отразили в таблице (табл. 2).

Время выполнения, сек

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Таблица 5

Экспериментальная группа

1

54

49

52

58

62

2

47

49

45

48

47

3

70

65

62

64

67

4

54

56

54

57

59

5

52

50

54

58

57

6

47

44

50

59

55

7

48

49

57

53

56

8

43

48

46

57

53

9

35

39

31

47

49

10

47

45

51

57

56

11

43

47

51

46

53

12

49

53

52

57

59

13

40

37

43

42

48

14

57

51

54

59

58

15

44

47

43

49

53

Контрольная группа

16

33

30

33

35

35

17

35

37

32

36

38

18

28

25

23

30

37

19

37

30

33

35

37

20

30

33

37

30

35

21

29

27

29

33

37

22

35

32

30

35

36

23

38

40

37

43

45

Таблица 2. Результаты исследования по методике «Таблицы Шульте»

Для анализа результатов по методике «Таблицы Шульте» мы выделили два параметра: «среднее время выполнения» и «равномерность темпа выполнения».

Для качественного анализа результатов первого параметра, мы разделили среднее время выполнения на 3 интервала (табл. 3).

Группа

Среднее время выполнения

25-40 сек

40-55 сек

55-70 сек

Экспериментальная группа

-

73,3%

26,7%

Контрольная группа

87,5 %

12,5%

-

Таблица 3. Среднее время выполнения «Таблицы Шульте»

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что практически 100% испытуемых экспериментальной группы превысили нормативное время выполнения методики, что говорит о сниженной концентрации внимания и работоспособности. Это позволяет сделать вывод, что при черепно-мозговых травмах у взрослых людей нарушается внимание и его свойства.

Параметр «равномерность темпа выполнения» показал, что для 80% испытуемых экспериментальной группы характерна неравномерность темпа выполнения задания, в кривой истощаемости присутствуют выраженные колебания во времени выполнения.

Для контрольной группы испытуемых характерен разгоняющийся график выполнения задания, что говорит о хорошей врабатываемости испытуемых в ходе проведения методики.

Полученные данные по методике позволяют просмотреть, при какой степени тяжести травмы сильнее всего нарушается внимание. Время выполнения мы разделили на 3 интервала (табл. 4).

Степень тяжести травмы

Среднее время выполнения

40-50 сек

50-60 сек

60-70 сек

Легкая степень

62,5%

37,5%

-

Среднетяжелая степень

33,3%

66,7%

-

Тяжелая степень

-

75%

25%

Таблица 4. Среднее время выполнения задания в зависимости от степени тяжести травмы

Таким образом, мы можем увидеть, что сильнее всего нарушено внимание при тяжелой степени черепно-мозговой травмы. При легкой степени травмы внимание нарушено, но находится в пределах допустимого значения. При среднетяжелой черепно-мозговой травме внимание значительно нарушено, но не так сильно, как при тяжелой степени.

Для исследования мышления мы взяли две методики: «Исключение лишнего» и «Понимание переносного смысла пословиц, поговорок, метафор».

При анализе методики «Исключение лишнего» мы обращали внимание на понимание испытуемыми инструкции, смысла каждого из изображенных предметов, на правильность исключенного изображения, на способность к обобщению и умению выделять существенные признаки предметов.

В процессе исследования испытуемые с легкой степенью тяжести травмы сразу понимали инструкцию, у них нет ошибок в интерпретации картинок и выделении лишнего. Однако больные могли не сразу назвать, что именно объединяет остальные предметы. Испытуемые со среднетяжелой и тяжелой степенями допускали ошибки в выделении лишнего и объединяли предметы по их внешним сходствам или по принадлежности к какому-либо человеку или профессии, не могли выделить существенные признаки предметов. Иногда испытуемые просили повторить, что им нужно сделать, либо называли только лишний предмет, но не говорили, что объединяет остальные, о чем приходилось напоминать.

Следующей являлась методика «Понимание переносного смысла пословиц, поговорок, метафор». При интерпретации данной методики мы обращали внимание на полноту понимания самой фразы и ее переносного смысла, обширность и правильность объяснения.

Так, почти у всех испытуемых как легкой, так и среднетяжелой и тяжелой степеней травмы возникли проблемы с интерпретацией переносного смысла фразы: «Любишь кататься – люби и саночки возить». Испытуемые либо неправильно интерпретировали фразу, либо вообще говорили эту же фразу, но с другими словами, как переносный смысл. 25% испытуемых тяжелой степени тяжести не смогли объяснить, как они понимают фразу: «Куй железо, пока горячо». Они даже не постарались объяснить ее смысл.

Таким образом, для всех испытуемых с черепно-мозговой травмой характерны нарушения мышления, у них возникают проблемы с обобщением, умением выделять существенные признаки предметов, пониманием иного смысла фразы. Однако у больных с тяжелой степенью тяжести травмы эти нарушения выражены значительнее, чем у других.

Можно сделать вывод, что гипотеза доказана частично. Для испытуемых с черепно-мозговой травмой характерны нарушения внимания, памяти и мышления, но степень их выраженности зависит от тяжести травмы.

Выводы:

Для испытуемых с легкой степенью тяжести черепно-мозговой травмы не характерны нарушения памяти. Количество запоминаемых слов ниже, чем у контрольной группы, но входит в нормативные показатели. Внимание у больных нарушено - время выполнения задания выходит за пределы нормы, что говорит о сниженном объеме внимания. Мышление не нарушается, присутствует способность к обобщению и выделению существенных признаков, но есть проблемы с интерпретацией пословиц.

Для испытуемых со среднетяжелой степенью тяжести травмы характерны нарушения как кратковременной, так и долговременной памяти. Эти нарушения проявляются в уменьшении при каждом повторении количества запоминаемых слов и в невозможности воспроизвести спустя время слова, которые до этого звучали несколько раз, и которые сам испытуемый повторял. Внимание у таких испытуемых нарушено, время выполнения задания увеличивается с каждым разом, что говорит о сниженной врабатываемости и психической устойчивости человека, а также снижен объем внимания. Мышление нарушается, о чем свидетельствуют сложности в выделении существенных признаков предметов, проблемы с обобщением и пониманием переносного смысла фраз.

Значительные нарушения кратковременной и долговременной памяти характерны для испытуемых с тяжелой степень тяжести черепно-мозговой травмы. Испытуемые с первой попытки запоминают небольшое количество слов (2-3 слова), темп запоминания снижается и при последнем повторении количество запоминаемых слов меньше, чем при первой попытке. Спустя время испытуемые не помнят названные слова и не могут их воспроизвести. В среднем могут вспомнить ~ 2-3 слова, что указывает на нарушения долговременной памяти. Время выполнения методики на внимание превышено, что указывает на плохую врабатываемость, эффективность и психическую устойчивость обследуемых. Испытуемые неспособны выделять существенные признаки предметов, либо могут правильно назвать лишний предмет, но не могут объяснить, что объединяет другие, немногословная, не полная, либо неправильная интерпретация фраз – все это указывает на нарушенное мышление.

Гипотеза доказана частично. Для испытуемых с черепно-мозговой травмой характерны нарушения внимания, памяти и мышления, но степень их выраженности зависит от тяжести травмы.

Список литературы:

Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования: Методическое пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

Лихтерман Л.Б. Учение о последствиях черепно-мозговой травмы. Нейрохирургия. 2019;21(1):83-89. – URL: https://doi.org/10.17650/1683-3295-2019-21-1-83-89 (дата обращения: 26.11.2022).

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Серия «Мастера психологии»., 2019. 768 с. URL: https://www.klex.ru/8u1 (дата обращения: 10.10.2022).

Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с. – URL: https://www.klex.ru/6cm

Просмотров работы: 60