К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТЕП ПЛАТФОРМЫ НА ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТЕП ПЛАТФОРМЫ НА ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Шаркова Е.Р. 1, Серова Н.Б.
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В рамках расширения возможностей для занятий физической культурой с детьми, имеющих расстройства аутистического спектра (далее РАС), исследователи рассматривают применение различных средств в учебно-тренировочном процессе. Разнообразие применяемых средств позволяет, прежде всего, усилить мотивацию к занятиям, повысить их интенсивность, обеспечить качество подготовки, а также повысить уровень вовлеченности в занятия физической культуры детей с данным ограничением здоровья. Кроме того, важно обеспечить формирование таких физических качеств как координация, сила, выносливость и ориентировка в пространстве, развить которые возможно через такой вид спорта как волейбол.

Постановка задачи. Методика исследования. В соответствии с обозначенной задачей исследовательские вопросы, которые стоят перед нашим исследованием, заключаются в исследовании научных разработок по использованию такого средства как степ-платформа в тренировочном процессе детей, занимающихся волейболом и имеющих РАС, в определении проблемного поля исследования, формулировании гипотезы и раскрытии задач его решения. К числу ведущих методов исследования отнесены библиометрический анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы, метод обощения.

Результаты. Ведущим понятием нашего исследования выступает «занятия волейболом с детьми, имеющих РАС», который представляет собой комплекс проводимых учебно-тренировочных мероприятий, направленных на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств, создание условий для достижений в волейболе, с учетом особенностей лиц, имеющих расстройство развития головного мозга.

Следует отметить, что сегодня все больше внимания уделяется изучению и разработке различных методик для коррекции и развития физических способностей у лиц с РАС. Изучая существующую научную литературу, можно выделить следующие моменты.

Для составления методики и плана работы с детьми, имеющими РАС, необходимо знать этиологию, причины возникновения нарушения и признаки отклонений в развитии мозга [9]. На основе данной информации Пагиев В. Б. приводит примеры занятий физической культуры для детей с РАС, а также рассматривает влияние оздоровительного комплекса на физические качества таких детей [6].

Изучением влияния комплекса спортивных тренировок на физическую подготовленность и развитие основных физических навыков занимается Huseyin O. В своей работе автор использует программу упражнений, которая положительно повлияла на навыки и жизненно необходимые умения детей аутистов, а также повысившая их качество жизни [11].

Физическая культура и спорт влияют не только на физические способности, но и на психологическое и социальное состояние детей с РАС. Данное направление весьма востребовано, поскольку социальное взаимодействие детей с РАС нарушено. В данной связи Сопов В. Ф. разработал способ формирования социальной успешности у детей с РАС, для чего применил групповые занятия в определенной адаптивной среде, с учетом возможности переноса полученных навыков в повседневную жизнь [8].

Для физического развития людей с РАС используются различные направления физической культуры, чаще всего в научных исследованиях встречаются применение подвижных игр, а также плавания.

Водная среда служит хорошим пространством для развития проприоцепции, а также помогает разгрузить вес человека для лучшего выполнения упражнений. Так, например, Баженова М. М. применяет плавание и гидрореабилитацию для различных нозологий, в том числе и для детей с РАС. Исследование проводилось автором на основе сравнения результатов до эксперимента и после реализации методики. Авторская методика позволила детям получить представление о дыхании, развить плавность движений и адаптировать психику к новой деятельности [1].

Плавание помогает развивать людям основные физические качества: силу, выносливость, скорость, быстроту и гибкость. Для людей различных возрастов разрабатываются методики, подходящие под их сенситивный период и состояние здоровья. Так, например, Бударин М. В. И Щербинина Ю. Л. представили свои методики по обучению детей с интеллектуальными нарушениями плаванию. Здесь упор был сделан и на спортивную подготовку, и на основы начального обучения плаванию [2, 10].

Подвижные игры являются неотъемлемой частью жизни и взросления человека. Игры способны развить и укрепить нравственные и личностные качества, а также они воздействуют на моторную и психическую сферы занимающегося, так утверждает Лазарева О. С., которая рассматривала влияние подвижных игр на детей с РАС [4].

Мусралинова А. Х. предлагает методику развития основных физических качеств детей с психическими нарушениями посредством упражнений, применяемых в мини-футболе. Представленная методика обеспечила не только общую физическую подготовленность, но и духовное развитие детей [5].

Немало важную роль играет сформированность координационных и сенсорных способностей. Они способствуют эффективному выполнению бытовых операций, улучшают скорость реакции на изменяющиеся условия. Для сенсорной коррекции у детей с аутизмом Совкова Г. А. использовала батутотерапию, которая позволила улучшить моторику, речь, научило детей имитации и восстановила правильный режим дня [7]. Для определения влияния плавания на координационные способности Гребенникова И. Н. проводила исследование комбинации плавания с выполнением различных проб и тестов. В работе отмечена важность разнообразия вариантов упражнений, которые способствуют избеганию монотонности и обеспечивают положительные эмоции [3].

Теоретический и методический анализ научных статей позволяет констатировать, что накопленный на данный момент опыт и количество существующих исследований в сфере организации занятий для детей с РАС при всем своем разнообразии недостаточен. На лицо применение традиционных средств физической культуры. Необходимость расширения спектра применяемых средств физической культуры у детей с РАС позволило нам определить научно-методическую проблему и сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза исследования основана на том, что в процесс физической культуры в рамках обучения волейболу детей с РАС возможно включить средства степ платформы, что позволит разнообразить занятие и более успешно развивать такие физические качества как координация, сила, выносливость, а также улучшить ориентировку в пространстве и обеспечить более точную дифференцировку мышечных усилий. Данное достижение станет возможным если будет:

проведен анализ современных научных и методических исследований и разработок, изучен передовой опыт тренеров по особенностям обучению волейболу детей с РАС;

конкретизированы критерии и показатели оценки эффективности занятий физической культурой в рамках обучения волейболу у детей с РАС;

разработана и реализована методика тренировок по волейболу с использованием степ платформы для детей с РАС.

В числе методов исследования выступят:

изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме с целью выявлению основных положений исследования, а также особенностей психофизического развития детей с РАС;

педагогическое наблюдение с целью изучения существующей организации тренировочного процесса для детей с РАС, занимающихся волейболом;

моделирование рабочей программы по волейболу для детей с РАС с применением степ платформы;

педагогический эксперимент с целью оценки эффективности предложенной методики, в рамках которого основными критериями результативности выступят функциональные возможности, уровень здоровья и развитость координационных, силовых и ориентационных способностей детей с РАС; контрольное тестирование программы включает в себя выполнение учащимися упражнений с применением степ платформы;

методы математической статистики с целью обоснования достоверности полученных в ходе педагогического эксперимента данных.

Представлениеданной части научного аппарата позволит грамотно смоделировать ход проведения исследования по решению заявленной проблемы.

Выводы.Изучение состояния вопроса овозможности разнообразить занятия физической культурой с детьми, имеющими РАС, показало, что исследований по применению разнообразных, не традиционных средств в сфере организации занятий для детей с РАС недостаточно. В рамках решения данной проблемы нами представлена программа исследования, направленная на выявление эффективности авторской программы по волейболу для детей с РАС с применением степ платформы.

Литература

Баженова, М. М. Методика обучения плаванию детей с церебральным параличом, аутизмом, ожирением и другими отклонениями в состоянии здоровья / М. М. Баженова, С. Н. Беляев. Текст: электронный // Инновации в науке и практике. 2018. С. 208–213. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36977825

Бударин, М. В. Методика обучения детей 11–12 лет с интеллектуальными нарушениями адаптивному плаванию на этапе начальной спортивной подготовки: автореферат диссертации … кандидат наук // Михаил Валерьевич Бударин. Тамбов, 2019. 24 с. Текст: электронный. URL: https://www.dissercat.com/content/metodika-obucheniya-detei-11-12-let-s-intellektualnymi-narusheniyami-adaptivnomu-plavaniyu

Гребенникова, И. Н. Влияние плавания на состояние координации движений у детей младшего школьного возраста с аутизмом / И. Н. Гребенникова, М. В. Сафронова, И. Д. Сафронов Текст: электронный // Сибирский учитель. 2021. №6 (139). С. 71–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47579418

Лазарева, О. С. Влияние подвижных игр на детей с РАС / О. С. Лазарева, Е. И. Лещева, Е. С. Конаныхина. Текст: электронный // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. 2018. С. 518–520. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35073160

Мусралинова, А. Х. Методика занятий мини-футболом с детьми, имеющими общие расстройства поведения и психические нарушения / А. Х. Мусралинова, Е. С. Стоцкая. Текст: электронный // Адаптивная физическая культура и спорт: современное состояние и перспективы развития. 2019. С. 135–139. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41280303

Пагиев, В. Б. Специфика занятий по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра / В. Б. Пагиев, А. А. Скоробогатова Текст: электронный // Мир педагогики и психологии. 2022. №2 (67). С. 51–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48122303

Совкова, Г. А. Эффективность способа сенсорной коррекции при синдроме аутизма. Программа адаптивного спорта для детей и взрослых «Волшебный батут» / Г. А. Совкова, А. О. Совков, В. И. Назмутдинова Текст: электронный // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации. 2019. С. 292–295. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41501763

Сопов, В. Ф. Спорт как средство формирования социальной успешности детей с расстройством аутистического спектра / В. Ф. Сопов, А. В. Шакирова Текст: электронный // Вестник спортивной науки. 2019. №4. С. 25–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41457103

Тюмасева, З. И. В. Онтогенетические основы специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья / З. И. Тюмасева, Н. В. Третьякова. Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 137. URL: https://science-education.ru/article/view?id=26148

Щербинина, Ю. Л. Основы начального обучения плаванию детей-аутистов 8–10 лет: автореферат диссертации … кандидат педагогических наук // Юлия Львовна Щербинина. Москва, 2006. 28 с. Текст: электронный. URL: https://www.dissercat.com/content/osnovy-nachalnogo-obucheniya-plavaniyu-detei-autistov-8-10-let-organizatsiya-i-metodika

Huseyin, O. The impact of sport activities on basic motor skills of children with autism / O. Huseyin. Text: electronic // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2019. №3. С. 138–144. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38196252

Просмотров работы: 47