ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Третьяков Д.В. 1, Третьякова Н.В. 2
1Уральский техникум Рифей, Екатеринбург
2Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Описание проблемы. Сегодня экономика и общество предъявляют специалистам определённые требования: обладание знаниями и коммуникабельностью; умение работать в команде; мобильность, адаптивность к изменяющимся социальным и экономическим условиям; высокая мотивация к работе и самообучению. Реализация данной потребности предполагает следование в процессе обучения требованиям компетентностного подхода [1]. Предусматривающего создание условий для развития у обучающихся спо­собностей и умений самостоятельно делать правильный выбор и грамотно действовать в проблемных ситуациях.

Постановка задачи. Методика исследования. В задачи исследования входит изучение особенностей интерактивного метода обучения в формировании компетенций обучающихся. К числу ведущих методов исследования отнесены анализ и обобщение.

Результаты. В структуре компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Первое включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов; второе соотносится с владением человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентности и компетенции выступают критерием оценки качества результата обучения.

Компетентностный подход в образовании − состоявшееся явление во многих странах, включая Россию. Его базовый посыл о необходимости, наряду с получением профессиональных знаний и умений, формировать важнейшие личностные качества: способность жить, работать
и профессионально совершенствоваться в современном динамичном мире – не вызывает сомнений [2].

Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее и приобретенного в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством опыта. Использование активных и интерактивных методов обучения – развивающих технологий и коллективных форм обучения – ускоряет этот процесс [1].

Сегодня ФГОС определены требования к условиям реализации основных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования, где указано на необходимость предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

В педагогической практике различают несколько моделей обучения.

1. Пассивная модель обучения – обучающийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Данный вид модели обучения предполагает активность обучающей среды – обучающиеся усваивают материал из слов педагога или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примером могут служить традиционные формы лекции.

2. Активная модель обучения – обучающийся выступает «субъектом» обучения. Данный вид модели обучения предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся. Использование активных методов обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса, развитию у студентов мотивации к расширению и углублению знаний [1].

Для активного обучения характерно наличие творческих заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. В числе недостатков следует выделить, то, что обучающиеся выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме педагога. Метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.

3. Интерактивная модель обучения (inter (взаимный), act (действовать)). Процесс обучения в этом случае осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающийся между собой. Преподаватель и обучающийся являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Именно использование данной модели обучения, говорит об инновационной деятельности педагога.

Организация интерактивного обучения предполагает: моделирование жизненных ситуаций; использование ролевых игр; общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации; проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Интерактивные образовательные технологии классифицируют по трем основным группам.

Первая группа методов: интенсификация интеллектуальных методов (например, метод «мозгового штурма»). Предполагается активное включение субъектов образовательной деятельности в познавательный процесс. «Коллективный разум» (S) является познающим звеном в цепи O – S – O. Последнее «О» – это новое знание, полученное в результате коллективной работы [5]. Все субъекты образовательного процесса, включенные в познавательные и творческие процессы, являются равноправными в открытии новых знаний. Представленная модель в значительной мере опирается на интеллектуальные возможности обучающихся. Данный метод является особенно продуктивным в современных условиях возрастающего потока информации.

Вторая группа методов: создание коммуникативной среды («метод проекта», ролевые игры, конкурсы и т.д.). Предполагается, что все субъекты образовательного процесса включены в единое образовательное пространство (образовательное, научное, коммуникативное), где сам обучающийся овладевает необходимым опытом познавательной деятельности, погружаясь в процесс коммуникации.

Третья группа методов: «включение» виртуальной реальности. Предполагает, что в центре коммуникативной системы стоит не объект (знание, проблема), а субъект образовательного процесса (чем и отличается данная группа методов от предыдущих). Создается виртуальная реальность посредством использования компьютера (путешествие по виртуальному миру) или искусства, когда обучающийся может погрузиться в особый мир событий, пространства и времени, например, сказки или музыки.

В реальной практике возможно использование элементов двух групп методов. В частности, «деловую игру» можно организовать и в виде интеллектуального поиска, и в виде проектной деятельности. Пограничной формой интерактивного взаимодействия является тренинг, поскольку может быть организован как в виде деловой игры или моделирования ситуации, так и в виде погружения в виртуальную реальность.

Преимуществом интерактивных технологий обучения является возможность создания условий, когда обучающийся открывает, приобретает и конструирует знания самостоятельно. Что и является основным отличием целей применения интерактивных образовательных технологий от традиционных.

Структура интерактивного занятия существенно отличается от структуры обычного занятия, что требует профессионализма и опыта со стороны преподавателя. По этой причине, чаще в структуру занятия включаются только элементы интерактивных образовательных технологии: конкретные приёмы и методы, делающие занятие необычным, насыщенным и интересным. Основная задача педагога применяющего интерактивные образовательные технологии – фасилитация (облегчение, поддержка), заключающаяся в направлении и оказании помощи процесса обмена информацией.

Применение интерактивных образовательных технологии по сравнению с традиционными, предполагает изменение активности преподавателя в сторону активности обучающегося. Соответственно, задачей преподавателя становится создание условий для инициативы данной активности со стороны обучающихся. С тем, чтобы информация усваивалась в активном, а не в пассивном режиме. С этой целью широко используют применение проблемных ситуаций, интерактивных циклов и др.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой обучающийся находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт обучающегося – это центральный активатор учебного познания. В традиционномй обучении преподаватель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимонаправленные потоки информации.

При применении интерактивной модели обучения преподаватель выступает в нескольких ролях, каждой из которых он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.

1. В роли информатора-эксперта – излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.

2. В роли организатора-фасилитатора – налаживает взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.).

3. В роли консультанта – обращается к профессиональному опыту обучающихся, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения преподавателю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется, поскольку зачастую преподаватель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.

Основные преимущества использования интерактивных технологий обучения заключаются в следующем:

– вызывают определенный интерес у обучающихся, тем самым стимулируется их активное участие в образовательном процессе;

– содействуют эффективному усвоению учебного материала и выработке практико-ориентированных навыков;

– оказывают всестороннее воздействие на развитие обучающихся, формирование их компетентности.

Применение данных технологий позволяет обучающемуся интенсифицировать процесс получения знаний, осознать свои возможности в профессиональной сфере, в полной мере реализовать свой личностный и творческий потенциал, а преподавателю как субъекту творческого процесса – выйти на новый уровень осмысления своей педагогической миссии.

Выводы. Использование интерактивных образовательных технологий в учебном процессе позволяет комплексно решать задачу повышения качества образования в рамках реализации компетентностного подхода, нацеленного на результат.

Литература

Хеннер, Е. К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании / Е. К. Хеннер. Текст: электронный //Образование и наука. 2018. № 20(2). С. 9-31.URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-9-31

Сикорская, Г. П. Интерактивный режим обучения студентов в компетентностной парадигме образования / Г. П. Сикорская, Т. В. Савельева. Текст: электронный // Образование и наука. 2012. №(6). С. 74-92. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-74-92

Просмотров работы: 110