К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА О СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА О СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

Таранчук А.А. 1, Третьякова Н. 2
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
2Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Описание проблемы. Вопросы облегчения социализации дошкольников с детским церебральным параличом (ДЦП) остаются одними из актуальных в современном обществе [1]. Необходимость подготовки детей с ДЦП к школьному обучению и отсутствие разработанных программ дифференцированного обучения для таких детей с учетом степени тяжести их двигательных и интеллектуальных нарушений, обуславливают необходимость разработки содержания программ по включению детей дошкольного возраста с ДЦП в социальную жизнь.

Постановка задачи. Методика исследования. Задача исследования состоит в выявлении проблемного поля и обосновании необходимости разработки программы социальной адаптации детей дошкольного возраста с ДЦП, в соответствии с их индивидуальными особенностями. К числу ведущих методов исследования отнесены библиометрический анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы, метод обобщения.

Результаты. В современном обществе ведется активная работа по облегчению социализации детей с различными отклонениями, поскольку социальная адаптация детей с ДЦП остается одной из наиболее актуальных проблем, а число таких лиц растет. Сегодня статистические данные показывают, что среди всех заболеваний российских детей болезни нервной системы занимают 7-е место, а среди причин, приведших к инвалидности, – 3-е, уступая лишь врожденным аномалиям развития и психическим расстройствам [7, 9].

Изучая существующую научную литературу по проблемам социальной адаптации детей с ДЦП нами установлено, что церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с данными нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы, которое обуславливают особенности развития их психических функций [4].

Арсланова С. Р. указывает на отсутствие комплексного подхода, единых стандартов в подготовке кадров, разрозненность действий различных социальных институтов, что и является неким стопором в решении проблем социальной адаптации детей с ДЦП. В рамках дошкольного и школьного возраста автор определяет эту проблему не иначе как педагогическую, требующую разработки различных методик и программ адаптации таких детей [1]. В свою очередь К. Н. Бараковских, E. Ketrish, V. Fedorov, N. Tretyakova, T. Andruhina, E. Shehetz обращают внимание педагогической общественности на необходимость формирования инклюзивной компетентности педагогов сферы физической культуры и спорта [2, 12]

В рамках решения поставленной нами задачи важно понимать сущность данной патологии, ее этиологию, причины возникновения и формы проявления. Именно на основании данной информации А. А. Капустина выделила проблемы социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при ДЦП. Автором подробно описана клинико-психолого-педагогическая картина заболевания, приведены данные исследования особенностей социальной адаптации детей данной категории [5].

Следует сказать, что комплексная система реабилитации когнитивных расстройств была предложена С. А. Немковой. Настоящая система также включала в себя медико-социальную и психолого-педагогическую коррекцию. Общая направленность предложенной системы связана с компенсацией когнитивного дефицита, формированием психических функций и восстановлением механизмов социальной интеграции у детей с ДЦП [6].

Однако, исследователи утверждают, что основными факторами, ограничивающими социальное функционирование больных ДЦП, являются не двигательные нарушения, а проблемы, сопутствующие моторному дефициту. В частности, Т. Т. Бытышева приводит статистику, показывая, что когнитивная недостаточность у больных ДЦП встречается в 30-65% случаев, эпилепсия в 30-50% случаев, расстройства речи и языка в 40% случаев, нарушения зрения в 40% случаев, а дефицит слуха в 5-15 % случаев. Кроме того, 20% людей с ДЦП имеют психосоциальные и поведенческие проблемы, из них 9% – расстройства социального функционирования аутистического спектра [3].

Д. Н. Роговой дополнительно было выявлено, что репертуар психологических защитных механизмов у детей с ДЦП ограничен по сравнению со здоровыми детьми. В частности, у детей с ДЦП преобладает защитный механизм «отрицание», что может играть негативную роль в процессе адаптации детей в ситуации сложного восстановительного лечения. У матерей детей с ДЦП преобладает эмоционально-напряженное отношение к заболеванию ребенка. Избыточно тревожное отношение матери к заболеванию своего ребенка может способствовать формированию психологической защиты по типу отрицания у ребенка с ДЦП, что снижает его психологический компенсаторный потенциал и возможности адаптации в условиях сложного восстановительного лечения [8].

Зарубежные исследователи (С. Carona, H. Moreira, N. Silva, C. Crespo, M. C. Canavarro) установили, что восприятие социальной поддержки является важной целью вмешательства в психосоциальную реабилитацию детей с ДЦП. Авторы утверждают, что дети с ДЦП не обязательно демонстрируют повышенную психологическую дезадаптацию. Вмешательства, направленные на социальную поддержку таких детей и подростков, могут способствовать их психологической адаптации и повышению качества жизни, связанного со здоровьем [11].

Американские исследователи (K. M. Jenks, J. de Moor, E. C. van Lieshout, K. G. Maathuis, I. Keus, J. W. Gorter), в свою очередь, показали, что при сравнении типов школьных классов вербальный IQ детей, обучающихся в обычных классах, оказался статистически выше, чем у детей в специальных классах. Напротив, поскольку увеличение средних показателей IQ было больше у детей в специальных классах, различия между этими IQ стали более выраженными у детей, обучающихся в обычных классах. Исследователи обнаружили, что, хотя вербальный IQ у детей с параличом нижних конечностей был ниже, чем у детей с диплегией в дошкольном возрасте, через 2 года обучения разницы между ними не было. Эти результаты подчеркивают важность и пользу соответствующего образования для детей с ДЦП [12].

Являясь приверженцами инклюзивного образования, наряду с отечественными учеными мы считаем, что основной принцип инклюзивного образования заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними [2, 10, 13].

Обзор научных данных по вопросам обеспечения психологической адаптации детей дошкольного возраста с ДЦП позволяет констатировать, что накопленный на данный момент опыт и количество существующих исследований в данной сфере достаточны для того чтобы использовать их в разработке современных программ социальной адаптации дошкольников с ДЦП, поскольку проблема их интеграции в социум здоровых детей остается не раскрытой, по-прежнему дети дошкольного возраста с ДЦП демонстрируют низкие уровни развития социальных навыков.

Решение обозначенной проблемы видится нам в разработке коррекционной программы психологической адаптации детей дошкольного возраста с ДЦП. При этом гипотезой исследования выступает то, что эффективность настоящей программы обеспечит система целенаправленного, дифференцированного поэтапного формирования социальных навыков, своевременного обучении использованию адекватных форм и средств общения, формированию представлений о себе, окружающем предметном и социальном мире, активном включении родителей в коррекционно-развивающий процесс, что позволит обогатить социальные представления ребенка, оптимизирует процесс социализации и адаптации в целом.

В числе ведущих методов исследования выступят: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме; выявление возрастных особенностей дошкольников с ДЦП; наблюдение особенностей взаимоотношений в семьях детей с ДЦП; педагогический эксперимент, позволяющий оценить эффективность авторской программы и уровень психологической адаптации детей дошкольного возраста с ДЦП в социум.

Выводы. Изучение состояния вопроса о состоянии изученности социальной адаптации детей дошкольного возраста с ДЦП позволяет говорить о его недостаточной проработке. Не смотря на имеющиеся научные труды, сущность вопроса в части методического сопровождения не достаточно полно раскрыта, что подтверждает актуальность нашего исследования и его дальнейшее изучение. Для обеспечения гармоничного развития детей с ДЦП необходима интеграция их в социум здоровых детей, что способно гармонично развивать детей с ДЦП и помочь в сбалансировании их эмоционального состояния, и, как следствие, необходимо обосновать и разработать соответствующую программу по включению детей с ДЦП в социальную жизнь.

Литература

Асланова, С. Р. Социальная адаптация при детском церебральном параличе / С. Р. Асланова. Текст: электронный // Преподаватель XXI век - 2016. С. 191-197. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-pri-detskom-tserebralnom-paraliche/viewer

Бараковских, К. Н. Инклюзивная компетентность педагога: исследование состояния практики в профессионально-педагогической деятельности / К. Н. Бараковских, Н. В. Третьякова. Текст: электронный // Среднее профессиональное образование. 2021. № 3 (307). С. 22-27. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46242480_31539742.pdf

Батышева, Т. Т. Особенности психического развития детей с детским церебральным параличом / Т. Т. Бытышева. Москва: Департамент здравоохранения города Москвы. 2013. С. 4. Текст: электронный. URL: https://www.npcdp.ru/files/science/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey-s-cerebralnym-paralichom.pdf

Высоцкая, Е. П. Особенности развития психических функций детей с церебральным параличом / Е. П. Высоцкая. Текст: электронный // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 2. URL: https://human.snauka.ru/2019/02/25629

Капустина, А. А. Особенности социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях дошкольного образовательного учреждения / А. А. Капустина. Текст: электронный // Пермский педагогический вестник. 2014. № 5. С. 118-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-sochetaniem-tyazhelyh-dvigatelnyh-i-intellektualnyh-narusheniy-pri-detskom-tserebralnom

Немкова, С. А. Психологические аспекты комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом / С. А. Немкова, О. И. Маслова, Г. А. Каркашадзе, А. М. Мамедъяров. Текст: электронный // Когнитивное здоровье и личность ребенка. 2013. С. 107-115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-kompleksnoy-mediko-sotsialnoy-reabilitatsii-detey-invalidov-s-tserebralnym-paralichom/viewer

Пятакова, Г. В. Психологические защитные механизмы у детей с ДЦП в контексте материнского отношения к болезни ребенка / Г. В. Пятакова, И. И. Мамайчук, В. В. Умнов. Текст: электронный // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. Т. 5. № 3. 2017 С. 58-65. URL: https://journals.eco-vector.com/turner/article/view/7070

Рогова, Д. Н. Особенности социально-психологической адаптации детей с детским церебральным параличом / Д. Н. Рогова. Текст: электронный // Социальная защита и реабилитация личности. №5. С. 144-145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-adaptatsii-detey-s-detskim-tserebralnym-paralichom.

Третьякова, Н. В. Здоровье российских детей: состояние и тенденции / Н. В. Третьякова. Текст: электронный // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 7-й международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 19 апреля 2017 года. Екатеринбург: РГППУ, 2017. С. 228-237. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29150246_77216775.pdf

Шибельгут, А. Е. Опыт инклюзивного образования / А. Е. Шибельгут. Текст: электронный // Теория и технология образования. №1 (19). 2018. С. 73-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-inklyuzivnogo-obrazovaniya

Carona, C. Social support and adaptation outcomes in children and adolescents with cerebral palsy / С. Carona, H. Moreira, N. Silva, C. Crespo, M. C. Canavarro. Text: electronic// Disabil Rehabil, 2014. № 36 (7). P. 584-92. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23786344/

Jenks, K. M. The effect of cerebral palsy on arithmetic accuracy is mediated by working memory, intelligence, early numeracy, and instruction time / K. M. Jenks, J. de Moor, E. C. van Lieshout, K. G. Maathuis, I. Keus, J. W. Gorter. Text: electronic // Developmental Neuropsychology. 2007. № 32 (3). P. 861–79. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.3109/17518429709167360

Ketrish, E. Readiness for work under inclusive education conditions as stage of formation of teacher's inclusive culture / E. Ketrish, V. Fedorov, N. Tretyakova, T. Andruhina, E. Shehetz. Text: electronic// Elementary Education Online. 2019. Vol. 18. № 4. P. 2109-2127. URL:https://dergipark.org.tr/en/pub/ilkonline/article/639443

Просмотров работы: 98