ИГРА В БОЧЧЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 12-15 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИГРА В БОЧЧЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 12-15 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Поспелова Н.Я. 1, Буркова А.М. 1
1Уральский Федеральный университет Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Серьезный вызов современного мира – нарастающее ухудшение здоровья и физического развития детей вследствие дефицита движения. Образ жизни человека становится все менее подвижным, а повседневная потребность в физической активности снижается. Для детей эта тенденция чревата серьезными проблемами во всех сферах их развития: слабостью мышц, связок, костного аппарата, недостаточным физическим развитием, снижением иммунитета, эмоциональными, нервно-психическими, когнитивными и другими нарушениямиПо данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМНколичество здоровых дошкольников, поступающих в школу, составляет около 10 %, а 50-60% % школьников имеют хронические заболевания [2]. Для детей с ограниченными возможностями здоровья недостаток двигательной активности опасен вдвойне, поскольку усугубляет существующие дефекты и ограничивает жизненные перспективы.

Среди детей с ОВЗ 60 % составляют дети с нарушениями интеллекта, из которых 70-80% имеют лёгкую степень умственной отсталости [3]. Общим признаком для всех без исключения форм является нервно-психическое недоразвитие из-за необратимого поражения ЦНС ребенка до двухлетнего возраста, в связи с чем дальнейшее физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе. Дети с интеллектуальными нарушениями больше, чем их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в создании условий для удовлетворения физиологической потребности в движении, так как с самого рождения испытывают множественные затруднения и проблемы, связанные не только с умственным, но и с физическим развитием. Для детей с дефицитом интеллекта характерны нарушения всех основных, и даже элементарных действий: ходьбы, бега, прыжков, выполнения метаний [3].

Неточность движений в пространстве, неумение выполнять ритмичные движения, низкий уровень дифференцированных мышечных усилий, дискоординация движений – это лишь некоторые проявления нарушений двигательной сферы умственно отсталого ребенка [1]. Устранение недостатков моторики и расширение двигательных возможностей ребенка с нарушением интеллекта являются главными условиями подготовки его к жизни и дальнейшей трудовой деятельности. Двигательное развитие – фундамент социальной адаптации, без которого процесс интеграции такого ребенка в социум не может быть успешным [Казакевич Н. Н 22, с. 24]. Различные исследования доказывают необходимость проведения дополнительных занятий физической культурой с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии [Дмитриев А. А. 16, Евсеев С. П 17, Шипицына Л. М. 59].

Необходимость занятий физической культурой для детей с ограниченными возможностями интеллекта вступает в противоречие с невозможностью или затрудненностью таких занятий на практике. Низкая доступность занятиями физической культурой обусловлена ограниченным количеством мест для занятий, дефицитом специалистов и качественных бесплатных услуг. Востребованность средств физической культуры и недостаточность их использования в воспитании детей школьного возраста с нарушением интеллекта определяет актуальность внедрения программы для организации внеурочных занятий с этими детьми. Организм ребёнка с ограниченными возможностями интеллекта нуждается в двигательной активности зачастую даже больше, чем организм здорового, но при этом ему требуется качественно иная двигательная активность.

Эту задачу успешно решает международное спортивное движение Special Olympics (Специальная Олимпиада), предлагающее более 30 индивидуальных и командных видов спорта и дающее возможность участвовать в тренировках и соревнованиях людям с особенностями интеллектуального развития [Полевщиков М.]. Одним из специальных олимпийских видов спорта является бочче – спортивная игра на точность, ставшая во многих странах популярным видом активного досуга. Существует множество вариантов этой игры, с различными правилами и различным числом игроков, для людей с ментальными особенностями в международной спортивной программе Special Olympics разработаны и используются свои правила [37, 39].

Коррекция и развитие координационных способностей являются одной из специальных задач методики адаптивной физической культуры с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Авторами некоторых исследований подвижная игра рассматривается как одно из важнейших средств физического воспитания детей нарушением интеллекта [9, 27]. При педагогически правильном, оправданном практическом использовании она становится эффективным методом коррекции физических и двигательных недостатков данных школьников. В связи с этим представляется актуальным использование игры бочче в процессе адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью и разработка программы для организации занятий с детьми среднего школьного возраста на базе общеобразовательных школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Объект исследования – уровень развития координационных способностей детей 12-15 лет с ограниченными возможностями интеллекта.

Предмет исследования – влияние занятий по игре в бочче на уровень развития координационных способностей детей 12-15 лет с ограниченными возможностями интеллекта.

Цель исследованияповышение уровня развития координационных способностей детей 12-15 лет с ментальными нарушениями посредством обучения игре в бочче.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

Проанализировать научную литературу по формированию двигательных навыков и развитию координационных способностей детей с умственной отсталостью.

Разработать программу внеурочных занятий по бочче с детьми среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Провести опытно-экспериментальное исследование, определить эффективность программы для развития координационных способностей.

Гипотеза исследования: предполагается, что овладение навыками игры бочче, посредством которой мы рассматриваем коррекцию координационных способностей детей с умственной отсталостью, будет способствовать повышению уровня дифференциации временных параметров, сохранения статистического равновесия, определения своих мышечных ощущений и регулирования степени напряжения мышц, способности быстро ориентироваться в пространстве, которые являются основными параметрами координационных способностей.

Научная новизна исследования: в ходе исследования были разработаны методические рекомендации по коррекции координационных способностей детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта при обучении игре в бочче.

Практическая значимость исследования заключается в его направленности на решении проблемы укрепления здоровья и социальной адаптации школьников с интеллектуальными нарушениями. Благодаря универсальности и тиражируемости разработанная программа в дальнейшем может применяться в сети отделений Специального Олимпийского комитета Свердловской области. Возможно последующее распространение методических материалов через рассылки, консультации, семинары, открытые мероприятия и применение программы в других социальных учреждениях и организациях, работающих с целевой аудиторией.

В ноябре 2021 года через 8 месяцев после начала занятий был проведен заключительный этап исследования с целью оценки эффективности использования программы занятий по бочче для коррекции координационных способностей у детей 12-15 лет с умственной отсталостью. Для этого было проведено повторное тестирование в обеих группах. Сравнительные результаты тестирования координационных способностей занимающихся экспериментальной и контрольной групп на начальном и заключительном этапах эксперимента представлены в таблице.

Таблица Сравнительные результаты тестирования координационных способностей занимающихся экспериментальной и контрольной групп на начальном и заключительном этапах эксперимента

п/п

Наименование теста, единица измерения

Группа (n=10)

Началь-ный

этап

Заключи-тельный этап

Прирост (снижение), %

p

1

Дифференцирование временных параметров, секунды

ЭГ

4,1±1,52

1,8±1,14

127,8

< 0,05

КГ

4,6±1,84

2,9±2,02

58,6

< 0,05

2

Способность сохранять статистическое равновесие, секунды

ЭГ

6,5±2,22

11,3±1,83

73,8

< 0,05

КГ

5,0±1,89

6,5±1,58

30,0

< 0,05

3

Согласование последовательных движений, количество раз

ЭГ

1,7±0,95

3,2±1,75

88,2

< 0,05

КГ

2,0±1,76

2,6±1,65

30,0

> 0,05

4

Пространственная ориентация, основанная на мышечном чувстве, количество раз

ЭГ

3,1±1,20

5,2±1,62

67,7

< 0,05

КГ

3,3±1,89

3,8±1,62

15,2

> 0,05

5

Способность к произвольному мышечному расслаблению в координационных движениях, количество раз

ЭГ

1,9±1,52

3,1±1,79

63,2

< 0,05

КГ

2,1±1,79

2,6±1,43

23,8

> 0,05

Анализ результатов диагностики координационных способностей занимающихся экспериментальной группы показал, что в ходе эксперимента средние арифметические значения показателей увеличились. Достоверность различий полученных результатов оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента, по всем проведенным тестам различия достоверны (p<0,05). Значительно улучшились способность дифференцировать время (в 2,3 раза), а также способность согласовывать последовательность движений в (1,9 раза). Результаты тестирования способности сохранять статическое равновесие и пространственной ориентации имеют положительную динамику (в 1,7 раза), показатели способности к произвольному мышечному расслаблению в координационных движениях также улучшились (в 1,6 раза). Стандартные отклонения в выборке по первому и второму тестам уменьшились, что свидетельствует о выравнивании возможностей занимающихся в группе.

Диагностика координационных способностей детей контрольной группы показала, что средние арифметические значения величин в начале и конце эксперимента имеют значимые различия только по двум из пяти тестов (тест 1 и тест 2). При этом % прироста по ним в 2 раза меньше, чем у экспериментальной группы. В связи с чем мы можем предполагать, что, при отсутствии специально созданных условий для коррекции координационных способностей, физические качества занимающихся развиваются, но в более медленном темпе. На рисунке представлена динамика развития координационных способностей в группах исследования.

Рисунок. Динамика развития координационных способностей в экспериментальной и контрольной группах

Анализданных, полученных в ходе исследования, по оценке влияния программы занятий по игре в бочче на уровень развития координационных способностей детей 12-15 лет с умственной отсталостью позволяетсделатьследующиевыводы:

Вобеихгруппахучащихся (контрольной и экспериментальной) наблюдалосьобъективноеисубъективное улучшение показателей уровня развития координационных способностей.

Вгруппедетей,обучавшихся игре в боччепопредлагаемойметодике,посравнениюсостандартнымизанятиями физической культурой в школе,наблюдалосьболеевыраженноеувеличение показателей по всем предложенным тестам.

Сравнительный анализ результатов тестирования координационных способностей на начальном и заключительном этапах исследования позволяет нам констатировать, что использование подготовительных упражнений (для разви­тия физических качеств), подводящих упражнений и упражнений по технике (имитационные упражнения) при обучение игре бочче является одним из условий, способствующих коррекции координационных способностей детей 12 – 15 лет с умственной отсталостью.

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ литературных источников выявил проблемы физического воспитания детей с умственной отсталостью. В силу диффузного органического поражения нервной системы физическое и двигательное развитие этих детей происходит с отставанием и множественными нарушениями. Основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений. Коррекцию развития этого физического качества у детей с нарушением интеллекта необходимо проводить в школьном возрасте для успешного освоения ими трудовых, двигательных умений и навыков, что будет способствовать их дальнейшей социализации.

2. Различные исследования доказывают положительное влияние занятий физической культурой на психофизическое развитие детей с нарушением интеллекта и подтверждают необходимость проведения с ними дополнительных занятий физической культурой. В связи с недостаточным количеством часов физического воспитания в системе специального образования, оно требует постоянного совершенствования, внедрения новых педагогических приемов и технологий. Альтернативным вариантом дополнительных занятий адаптивной физической культурой с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, является популярная и доступная в освоении игра бочче.

3. Особенности психического развития детей с умственной отсталостью предполагают использование определенных методик. В связи со спецификой эмоционально-волевой сферы учащихся с ментальными нарушениями значительная роль в коррекции их координационных способностей отводится подвижной игре. Таким образом, обосновано использование игры бочче для разработки программы коррекции координационных способностей, а также применение игрового метода в процессе занятий при выполнении упражнений.

4. Многообразие форм умственной отсталости и распространенность наличия сочетанных патологий требуют индивидуального подхода к каждому занимающемуся. Чем тяжелее нарушение интеллекта, тем более выражено нарушение координации. Проведение диагностических тестов на начальном этапе исследования позволяет составить программу занятий с учетом разницы в двигательном развитии детей.

5. Сравнительный анализ результатов тестирования координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах на начальном и заключительном этапах исследования позволяет констатировать, что использование подготовительных упражнений (для разви­тия физических качеств), подводящих упражнений и упражнений по технике (имитационные упражнения) при обучение игре бочче является одним из условий, способствующих коррекции координационных способностей детей 12-15 лет с умственной отсталостью.

Таким образом, установлена эффективность предложенной программы занятий по игре в бочче для коррекции координационных способностей у детей 12-15 лет с умственной отсталостью. Систематические занятия по программе оказали положительное влияние на уровень развития координационных способностей. Предложенная методика может быть рекомендована преподавателям адаптивного физического воспитания, педагогам дополнительного образования, воспитателям группы продленного дня, работающим с детьми 12-15 лет с умственной отсталостью.

Список литературы:

Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А. А. Дмитриев. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.

Казакевич Н. Н. Физическое воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости: учебное пособие / Н. Н. Казакевич, В. В. Пономарев. – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2019. – 114 с. – ISBN: 978-5-00102-333-6.

Полевщиков М.М. Бочче. Официальные правила игры и проведения соревнований Специальной Олимпиады России/ М. М. Полевщиков, О.Н. Устыменко. – Москва: ООБОПИсУО «Специальная Олимпиада России», 2005. – 30 с.

Савина Л. Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников / Л. Н. Савина // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. – 2009. – №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sostoyanii-zdorovya-sovremennyh-rossiyskih-shkolnikov (дата обращения: 27.08.2020).

Частные методики адаптивной физической культуры : Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. – Москва : Советский спорт, 2003. – 464 с., ил. – ISBN 5-85009-743-0.

Просмотров работы: 152