К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ПЛОСКОСТОПИЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ПЛОСКОСТОПИЕ

Николаева К.О. 1, Серова Н.Б. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Описание проблемы. В сила масштабности распространения такого нарушения физического развития детей как плоскостопие, по прежнему актуальной остается проблема составления педагогом физической культуры грамотной программы физического воспитания для детей дошкольного возраста, страдающих плоскостопием. Данную проблему можно обозначить на двух уровнях:

научно-теоретический уровень – подготовка будущих специалистов физической культуры больше предполагает их направленность на повышение физических качеств ребёнка, забывая о необходимости физического совершенствования всего организма, предполагая коррекционную работу с различными группами заболеваний;

научно-методический уровень – образовательная практика не накопила достаточный опыт методических разработок по организации коррекционной работы с детьми, страдающих плоскостопием, в дошкольных образовательных учреждениях.

Постановка задачи. Методика исследования. Задача исследования состоит в выявлении проблемного поля организации занятий физической культурой для детей дошкольного возраста, страдающих плоскостопием. К числу ведущих методов исследования отнесены библиометрический анализ отечественной научно-методической литературы, метод обобщения.

Результаты. Изучение вопроса организации занятий физической культурой для детей дошкольного возраста, страдающих плоскостопием позволило установить, что особенностью физической культуры для детей дошкольного возраста, страдающих плоскостопием в том, что это характерные свойства части общей культуры общества, направленной на совершенствование здоровья лиц, достигших возраста от 3 до 7 лет, обладающими частичным или полным опущением продольного или поперечного сводов стопы, а часто обоих.

Бабакова Е. В., Мялин А. Н., Мялина С. А., Иволгин Н. Е., Самойлова А. В., Хрусталева Т. Ю. в своих исследованиях поднимают проблему ранней диагностики деформации стопы при лечении и выборе способов профилактики, а совершенствование программы комплекса методов, по их мнению, необходимо для быстрой и эффективной диагностики [9].

По мнению Гацкана О. В плоскостопие является распространенной жалобой с различной этиологией как у детей, так и у взрослых. Автор объясняет, что ошибки диагностики и определения степени развития плоскостопия ведут к преждевременному лечению, а возможно и к излишнему лечению. Особенно это касается детей, родители которых чрезмерно реагируют на выявленное плоскостопие у ребенка. Человеческая стопа является сложной биомеханической структурой, излишнее вмешательство в эту сложную систему суставов, связок, сухожилий и мышц может привести к нарушению их взаимодействия. В этой связи важно понимать этапы формирования плоскостопия у детей и взрослых с той целью, чтобы определить необходимость профилактики, а особенно коррекции и лечения. Гацкан О.В. раскрывает этиологию плоскостопия, этапы его формирования для правильного определения необходимости коррекции или лечения. Исследователем выявлены основные характеристики заболевания, требующие профилактики, коррекции или лечения, которые позволят врачам назначать более щадящие формы вмешательства [4, 11].

Магомедгаджиев Р. М. и Магомедов К. А. в своей работе также рассматривают причины возникновения, способы диагностики и лечения плоскостопия [8]. Кожахметова Д. С., Черясова О. Ю., Тажибай Н. Ж., Саденов Р. М., Елеукешов О. Н., Головин И. Л. описали проблему плоскостопия, причины возникновения и методы профилактики [6].

Интересную цель поставили перед собой Данилов А.А., Шульга А.В. и Горелик В.В. Они решили разработать наиболее эффективный алгоритм комплексного консервативного лечения плоскостопия в зависимости от степени тяжести, нарушений гемодинамики, вариантов деформаций, ригидности стопы. По результатам двухэтапного консервативного лечения они объявили об эффективности использования этапного гипсования в сочетании с применением силиконовых пилотов и биостимуляторов в сравнении с традиционными методиками коррекции стопы [6].

Исследователи Колмакова Е. А., Колмаков С. В., Линник М. А., Шитов А. А. показали, как плоскостопие неблагоприятно влияет на функциональное состояние и здоровье растущего организма. Они объясняют это тем, что воздействие заболевания на организм оказывается более значительным: плоскостопие – своеобразный «пусковой механизм», провоцирующий развитие других нарушений и обуславливают развитие гипокинезии. Мышечная деятельность основное условие нормального возрастного развития ребенка. Одним из самых важных, жизненно необходимых условий формирования здорового организма является обеспечение в периоде роста и развития полноценной, достаточной по качественным и количественным показателям двигательной активности. Авторы заявляют, что стратегической целью учреждений образования должно стать создание среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению, поддержанию уровня имеющегося здоровья, его укреплению, формированию навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей стрессоустойчивость организма [1].

Лупандина-Болотова Г. С., Гварамия Н. А., Игнатов Д. А. для лечения плоскостопия предложили изобретение, относящееся к медицине, а именно к ортопедии, травматологии и реабилитологии, которое также может быть использовано при реабилитации детей с плоскостопием. Для этого с помощью методиста-реабилитолога проводят комплекс из серии упражнений с выстраиванием стоп в шаговом паттерне на виброплатформе Галилео. Способ обеспечивает эффективную коррекцию стопы при плоскостопии за счет увеличения активности мышц сводов стоп, усиления их силовой выносливости и уменьшения уплощения сводов стоп, обусловленное подобранными упражнениями [7].

В работе Ачкасова Е.Е., Фролова В.А., Березина В.В. отражены проблемы лечения комбинированного (продольно-поперечного) плоскостопия и применения различных методов коррекции данной патологии. Рассмотрены основные подходы к лечению комбинированного (продольно-поперечного) плоскостопия, а также проведен краткий обзор экспериментальных исследований и патентных разработок в отношении лечения комбинированного (продольно-поперечного) плоскостопия [2].

Авторскую модель предложил Бутко В. В. Она относится к средствам массажа нижних конечностей человека с одновременной акупрессурой рефлексогенных точек и может быть использована для профилактики и лечения плоскостопия, для стимуляции подошвенных мышц стопы и улучшения кровообращения, снижения утомляемости мышц нижних конечностей после статических и физических нагрузок, для укрепления сердечно-сосудистой, иммунной, нервной и других функциональных систем человека, а также для профилактики простудных заболеваний. Сущность модели заключается в том, что сочетание гладких и рифленых поверхностей массажных элементов заявляемого модуля приводят к усилению лечебного воздействия на пациента и уменьшает скользящий эффект при его использовании, что повышает безопасность использования модуля (снижает риск того, что пациент подвернет ногу) [3].

В свою очередь Струкова Т. С. и Чубаковская И. В. представили совместный опыт работы воспитателей и семей, нацеленный на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста [10].

Таким образом, мы видим значительный интерес исследователей к проблеме профилактики и лечения плоскостопия. Между тем, практикам недостает конкретных методик, в частности для работы с детьми дошкольного возраста. В данной связи своей задачей мы видим необходимость в обосновании и предложении такой методики. Гипотеза нашего исследования предполагает, что благодаря правильно разработанной программе по физической культуре для детей дошкольного возраста педагог способен оказать профилактику плоскостопию, обеспечить правильное формирование свода стопы, особенно, если плоскостопие выявлено на ранних стадиях, то в его силах добиться последующего закрепления правильной формы стопы, а при прогрессирующей стадии произвести некоторое улучшение ситуации и остановку процесса дальнейшей деформации стопы.

Выводы. Изучение состояния вопроса опостроении занятий физической культурой для детей дошкольного возраста с плоскостопием позволяет говорить о его недостаточной проработке. Не смотря на имеющиеся научные труды, сущность вопроса не раскрыта, что подтверждает актуальность нашего исследования и его дальнейшее изучение.

Литература

Kolmakova, E.A. Оrthopedic gymnastics as a prevention of flat feet and diseases of foot arch / E. A. Kolmakova, S. V. Kolmakov, M. A. Linnik, A. A. Shitov. Текст: электронный // Вulletin of the m. kozybayev nku. 2020. № 3 С. 60-64. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48163729_33893563.pdf

Ачкасов, Е. Е. Основные подходы и используемые методики в лечении и реабилитации комбинированного (продольно-поперечного) плоскостопия / Е. Е. Ачкасов, В. А. Фролов, В. В. Березин. Текст: электронный // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2020. № 4. С. 72-77. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45736067_88805978.pdf

Бутко, В. В. Модуль напольного массажного покрытия / В. В. Бутко. Текст: электронный // Федеральная служба по интеллектуальной собственности. 2018. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39268972_38296334.PDF

Гацкан, О. В. Формирование плоскостопия, его профилактика и лечение при различных формах / О. В. Гацкан. Текст: электронный // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 65. С. 60-66. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43982195_87532937.pdf

Данилов, А. А. Консервативное лечение ригидной формы продольного плоскостопия у детей / А. А. Данилов, А. В. Шульга, В. В. Горелик. Текст: электронный // Педиатрия. Восточная Европа. 2022. № 1. С. 48-58. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48084190_73812386.pdf

Кожахметова, Д. С. Плоскостопие. Профилактика, лечебная физкультура при плоскостопии / Д. С. Кожахметова, О. Ю. Черясова, Н. Ж. Тажибай, Р. М. Саденов, О. Н. Елеукешов, И. Л. Головин. Текст: электронный // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 45. С. 1092-1096. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47384562_52422006.pdf

Лупандина-Болотова, Г. С. Способ коррекции свода стопы при плоскостопии / Г. С. Лупандина-Болотова, Н. А. Гварамия, Д. А. Игнатов. Текст: электронный // Федеральная служба по интеллектуальной собственности. 2019. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39273107_59846017.PDF

Магомедгаджиев, Р. М. Плоскостопие у детей / Р. М. Магомедгаджиев, К. А. Магомедов. Текст: электронный // Дневник науки. 2019. № 6. С. 8. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38507260_88381631.pdf

Мялин, А. Н. Ранняя диагностика плоскостопии / А. Н. Мялин, С. А. Мялина, Н. Е. Иволгин, А. В. Самойлова, Т. Ю. Хрусталева, Е. В. Бабакова. Текст: электронный // Школа науки. 2019. № 14. С. 8-9. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41656000_66899239.pdf

Струкова, Т. С. Создание единого здоровьесберегающего пространства для профилактики плоскостопия в условиях дошкольного учреждения и семьи / Т. С. Струкова, И. В. Чубаковская. Текст: электронный // Вестник воронежского института развития образования. 2019. № 4. С. 158-161. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42571899_70210244.pdf

Третьякова, Н. ВЛечебная физическая культура и массаж / Третьякова Н.В. Екатеринбург: РГППУ, 2013. 357 с. Текст: не­пос­ред­ствен­ный.

Просмотров работы: 42