Введение. Описание проблемы. В динамике современного состояния здоровья детей наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению: растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности [9]. Последнее негативно сказывается на всех видах деятельности детей, прежде всего, учебной. Возраст 12-14 – время активного роста организма и проявления сенситивных периодов развития физических способностей, в частности двигательно-координационных. Вместе с тем слабая эмоциональная насыщенность, единообразие, усредненный подход к построению учебно-тренировочных занятий снижают уровень интереса детей к занятия физическими упражнениями. Кроме того, наблюдается слабая ориентация занятий на развитие двигательно-координационных способностей как базовых. В свою очередь, включение элементов спортивных бальных танцев в учебно-тренировочный процесс имеет существенный потенциал в развитии двигательно-координационных способностей.
Постановка задачи. Методика исследования. Задача исследования состоит в выявлении проблемного поля организации учебно-тренировочного процесса по развитию двигательно-координационных способностей детей 12-ти летнего возраста при помощи включения элементов спортивных бальных танцев.
К числу ведущих методов исследования отнесены библиометрический анализ отечественной научно-методической литературы, метод обобщения.
Результаты. Ведущим понятием нашего исследования выступает «развитие двигательно-координационных способностейу детей с помощью элементов спортивных бальных танцев» под которым мы понимаем комплекс учебно-тренировочных занятий, направленных на обучение движениям спортивных бальных танцев, обеспечивающих развитие координации.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению и разработке различных методик для коррекции развития координационных способностей у детей. Изучая существующую научную литературу, можно выделить следующие моменты.
Сегодня спортивные танцы охватывают самую массовую аудиторию и являются одной из популярных форм досуга. Они являются технико-эстетическим видом спорта, требующим от исполнителей физического совершенства (достаточного развития скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости, координации), технико-тактического мастерства, а также реализации определенного эмоционального образа [2]. Кроме того, как показывает А. В. Баранова, спортивно-бальные танцы способствуют развитию физического здоровья, координационной системы и улучшению работы головного мозга [3].
В рамках изучения двигательно-координационных способностей современные исследователи рассматривают методические подходы к их развитию в различных видах спорта там, где координация является ведущим физическим качеством. В частности, анализу подвергаются методики развития координационных способностей в художественной гимнастике и спортивных бальных танцах, как следствие появляется модифицированные методики развития координационных способностей, в частности, у танцоров акробатического рок-н-ролла [4].
Бальный танец является одним из наиболее популярных видов как досуговой, так и спортивной деятельности. Сочетание искусства и спорта в одном виде физической активности, а также наличие разнообразных форм этой активности (парное, сольное, коллективное исполнение), дает возможность практически каждому человеку вне зависимости от его социально-демографических и антропометрических характеристик реализовать свой физический и ментальный потенциал. Именно поэтому бальным танцем можно начинать заниматься в любом, в том числе, в детском возрасте. Статистически в секции бального танца дети приходят в возрасте 6-8 лет. Этот возрастной период развития человека является одним из самых важных, т.к. именно в это время закладываются основы координации [1], далее в период 12-14 лет они максимально развиваются – сенситивный период, что делает актуальным исследование особенностей развития координационных способностей именно в этом возрасте.
Исследователи Л. В. Каплиевич, Ю. П. Бредихина показывают, что при повышении спортивной квалификации танцоров происходит развитие асимметрии показателей биоэлектрической активности мышц и гемодинамики нижних конечностей. При этом авторы утверждают, что для начинающих спортсменов характерна координация движений, выполняемых индивидуально, тогда как у танцоров высокой квалификации лучше развита координация движений, выполняемых в паре. Для среднего уровня мастерства спортсменов характерно напряжение регуляторных систем, высокий уровень утомления и длительный период восстановления. Все вышеизложенное позволяет рассматривать формирование мастерства в спортивных бальных танцах как единую функциональную систему, в которой чувство равновесия и координационные способности, определяющие уровень мастерства спортсменов, связаны с информационным полем зрительной и вестибулярной рецепции, с организацией сократительной активности мышц и вегетососудистым обеспечением деятельности [5].
Понимание настоящих физиологических основ приводит к тому, что во многих исследованиях ученые рассматривают вопросы совершенствования координационных способностей посредством занятий спортивными бальными танцами, раскрывают организационно-педагогические условия, способствующие эффективной работе по развитию координационных способностей [1, 3, 11 и др.]. Исследователи, предлагают практические методики, в частности, Н. В. Фокина поднимает вопрос необходимости разработки теории и практики для различных педагогов классического танца по усвоению сложно-координационных движений, предлагает ко внедрению авторскую методику [10].
Применение элементов спортивных бальных танцев в различные возрастные периоды сегодня актуально. Так, в исследованиях К. С. Петрушенко, В. И. Павлова, Ю. Г. Камскова, А. А. Семченко дается является анализ сформированности двигательных качеств у детей дошкольного возраста, занимающихся в секции бальных танцев. Было установлено, что систематические занятия бальными танцами оказывают положительное влияние на развитие двигательных возможностей детей, преимущественно на координацию движений, выносливость и ритмичность [8].
Т. В. Никишиной рассматриваются возможности современного танца в контексте развития координационных способностей подростков в общеобразовательных школах. Автор объясняет значение современного танца и координационных способностей, рассматривает этапы, стадии обучения и упражнения. Предлагаются комплексы упражнений для развития координационных способностей, стимулирующих занятий современной хореографии [6].
Имеют место и работы, связанные с развитием двигательно-координационных способностей у детей, имеющих ограничения возможностей здоровья. Так, Л. Ю. Павлютина, В. Р. Леханова проводят анализ вопроса по развитию координации у таких детей. Авторы сопоставляют подходы к классификации координационных способностей в теории и практике физического воспитания и хореографии, рассматривают сенситивный период развития координации, делают обоснование особенностям развития координации детей 8-12 лет с отклонениями в состоянии здоровья средствами танцев [7].
Выводы. Обзор научных данных позволяет утверждать о актуальности вопроса об организации учебно-тренировочного процесса по развитию двигательно-координационных способностей в сенситивный для данного физического качества период –12 лет, при помощи включения элементов спортивных бальных танцев. Поскольку, не смотря на имеющиеся научные труды, сущность вопроса не раскрыта.
Литература
Александрова, В. А. Использование джазовой хореографии для развития координационных способностей юных танцоров 8-10 лет / В. А. Александрова, В. А. Спирина. Текст: электронный // Современные исследования социальных проблем. 2018. № 7. С. 13-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36662024
Борисенкова, Е. С. Использование танцев дополнительной программы в технической подготовке танцоров-спортсменов, находящихся на этапе начального обучения / Е. С. Борисенкова. Текст: электронный // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: материалы IV международного научного конгресса, посвященного 45-летию УралГУФК, Челябинск, 13–14 ноября 2015 года. Челябинск: Уральская академия, 2015. С. 85-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25534568
Баранова, А. В. Влияние танцевального вида спорта на развитие координационных способностей детей младшего возраста / А. В. Баранова. Текст: электронный // Молодежь xxi века: образование, наука, инновации: материалы X всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 08–10 декабря 2021 года. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. С. 204-206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48323581
Газетова, Е. С. Методика развития координационных способностей у танцоров в акробатическом рок-н-ролле / Е. С. Газетова. Текст: электронный // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: сборник материалов молодых ученых и студентов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пермь, 17–19 мая 2017 года. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. С. 15-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29433794
Капилевич, Л. В. Физиологические основы координации двигательных действий в танцевальной паре / Л. В. Каплиевич, Ю. П. Бредихина. Текст: электронный // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова, 2016. № 2. С. 225-236. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25408191
Никишкина, Т. В. Возможности современного танца в контексте развития координационных способностей подростков в общеобразовательных школах / Т. В. Никишина. Текст: электронный // Инновации. Наука. Образование, 2021. № 45. С. 535-542. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47384475
Павлютина, Л. Ю. К вопросу об особенностях развития координации у детей 8-12 лет с отклонением в состоянии здоровья средствами танцев / Л. Ю. Павлютина, В. Р. Леханова. Текст: электронный // Физическое воспитание и спорт в системе образования: современное состояние и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, Омск, 29 апреля 2020 года. Омск: Омский государственный технический университет, 2020. С. 182-186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43797861
Петрушенко, К. С. Двигательные возможности детей дошкольного возраста, занимающихся в секции бальных танцев / К. С. Петрушенко, В. И. Павлова, Ю. Г. Камскова, А. А. Семченко. Текст: электронный // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы X международной научно-практической конференции, Челябинск, 08–09 ноября 2018 года. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018. С. 145-148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36374915
Третьякова, Н. В. Здоровье как ценность, ориентир и результат деятельности обучающихся: педагогическая модель / Н. В. Третьякова, Т. Н. Леван. Текст: непосредственный // Вестник Института образования человека. 2015. № 2. С. 10.
Фокина, Н. В. Port de bras в координации с работой ног в классическом танце / Н. В. Фокина. Текст: электронный // Трибуна ученого, 2022. № 2. С. 104-113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48315717
Хуснимарданов, Т. Р. Развитие координации детей в процессе занятий бальными танцами / Т. Р. Хуснимарданов. Текст: электронный // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 2. Киров, 07 июня 2021 года. Уфа: Омега сайнс, 2021. С. 123-129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46167705