К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Дик И.А. 1, Буркова А.М. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Описание проблемы. Проблема заключается внеобходимости обеспечения развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха при недостаточном числе работ по создпнию научно-обоснованных методик.

Постановка задач. Методики исследования. Задача исследования состоит в выявлении проблемного поля организации развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.К числу ведущих методов исследования отнесены библиометрический анализ отечественной литературы, метод обобщения.

Результаты. Ключевым понятием настоящего исследования является «координационный способности», которые представляют собой способности человека к согласованию, соподчинению отдельных движений в процессе формирования единой двигательной деятельности.

Ю. А. Пеганов, А. Г. Спицин правомерно заявляют, что занятия с детьми, имеющими нарушение слуха, необходимо начинать, как можно раньше, объясняя это тем, что подобные занятия способствуют развитию ребенка на уровне, близком к нормально слышащим детям. В противном случае, нарушения у ребенка в познавательной и физической сферах с каждым годом могут увеличиваться [5].

Перспективность исследования методики развития координационных способностей у детей школьного возраста с нарушениями слуха по мнению, Т. Торочковой, доказывает ее прямая связь с миссией, задачами образования, нацеленными на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию организма ребенка, развитию равновесия, координации движений; становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере [8].

Классики теории и методики физической культуры Б. А. Ашмарин, Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов указывают на то, что развитие скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей оказывает стимулирующее влияние на формирование таких функций, как произвольное внимание, память, мышление, воображение, приведение в норму параметров восприятия информации, оказывающих существенное влияние на формирование умственной сферы ребенка, что помогает его успешному обучению в школе. Поскольку развитие координационных способностей – это формирование основ всей двигательной деятельности человека [2, 10].

В свою очередь, нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора. М. Н. Кипень, С. В. Власова показывают как особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях,так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями [4].

В исследованиях Горской И. Ю. и Рудьковской Н. В. Показано, что между нарушением слуха и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость. У младших школьников с нарушениями слуха отмечаются замедленность, скованность действий и малая амплитуда движений. Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентации, что проявляется в ходьбе, беге, упражнениях с предметами. Эти нарушения прямо или опосредованно влияют на двигательные способности детей, связанные с быстротой реакции, равновесием, темпом и ритмом движений [3]. Между тем, основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной сложности с необходимостью быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т. е. наиболее совершенно, решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи, содержащие элементы новизны [9]. И сегодня можно сказать, что методик развития координационных способностей у детей с нарушением слуха недостаточно, зачастую они не учитывают возраст больного [1, 7]. Соответственно требуется дальнейшие научные исследования и методические разработка. В данной связи нам видится необходимость разработки методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Гипотеза нашего исследованияоснована на том, что применение комплекса упражнений у детей с нарушение слуха на занятиях физической культуры способствует улучшению физического развития, психоэмоционального состояния и когнитивных функций. В числе методов исследования выступят;

изучение и анализ научно-методической литературы исследуемой проблеме с целью увидеть отражающее состояние исследуемой проблемы;

педагогическое наблюдение для того, чтобы увидеть на каком уровне дети могут выполнять двигательные действия, а также наблюдать за точностью выполнения заданий и упражнений;

педагогическое тестирование с целью выявления уровня координационных способностей у детей с нарушением слуха;

методы математической статистики чтобы получить и обработать экспериментальные данные с целью выявления определенных закономерностей.

Выводы. Изучение состояния вопроса об особенностях координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха позволяет сделать вывод о том, что данная тема недостаточно проработана, что позволяет актуальность нашего исследования и обуславливает необходимость разработки методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Литература

Андрюхина, Т. В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья // Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш, Н. В. Третьякова, К. Н. Бараковских / Екатеринбург, РГППУ, 2018. 158 с. Текст: не­пос­ред­ствен­ный.

Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. Москва: Просвещение. 2015. С. 88-95. Текст: не­пос­ред­ствен­ный.

Горская, И. Ю., Рудьковская Н. В. Диагностика и оздоровительная коррекция морфофункционального статуса, физической подготовленности школьников с патологией слуха / И. Ю. Горская, Н. В. Рудьковская. Новосибирск: СибГУФК. 2014 С. 220-223. Текст: не­пос­ред­ствен­ный.

Кипень, М. Н. Современные подходы к развитию координации у школьников с нарушением слуха в системе адаптивной физической культуры / М. Н. Кипень, С. В. Власова. Текст: электронный //
Известия тульского государственного университета. физическая культура. спорт. 2018. № 1. С. 75-81
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32686715_53717019.pdf

Пеганов, Ю. А. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих школьников / Ю. А. Пеганов, А. Г. Спицин. Текст: электронный //Дефектология. 2019. С. 37-48 URL: https://www.stud24.ru/pedagogy/fizicheskoe-vospitanie-shkolnikov-s-narusheniyami/275-431-page4.html

Поперков, В. Е. Дифференцированный подход к развитию координации движений младших школьников, имеющих нарушение слуха / В. С. Попереков, Г. А. Ковязина. Текст: электронный // Вестник гуманитарного образования. 2017. № 3. С. 15-19 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30564140

Третьякова, Н. В. Лечебная физическая культура и массаж / Третьякова Н.В. Екатеринбург: РГППУ, 2013. 357 с. Текст: не­пос­ред­ствен­ный.

Торочкова, Т. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом / Т. Торочкова. Москва: Академия. 2020. С. 280. Текст: непосредственный.

Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. Москва: Академия. 2016. С. 590. Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 80