ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Глобина П. 1, Серова Н.Б. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Описание проблемы. Наиболее распространенной патологии сегодня выступают нарушения опорно-двигательного аппарата, при чем не зависимо от возраста человека. В данной связи вопрос диверсификации средств в реабилитации лиц с данной патологией продолжает оставаться актуальным.

Постановка задачи. Методика исследования. Задача исследования состоит в выявлении проблемного поля использования средств гидрореабилитации для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К числу ведущих методов исследования отнесен библиометрический анализ отечественной научно-методической литературы.

Результаты. В настоящее время гидрореабилитация является одним из основных средств восстановления лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Многие авторы в своих работах занимаются изучением особенностей применения средств гидрореабилитации. Изучив научные работы некоторых авторов, можно отметить следующие моменты.

Д. Ф. Мосунов определил главную цель гидропедагогики в том, чтобы разработать образовательные системы с учётом выявленных свойств, закономерностей и явлений взаимодействия человека и водной среды в процессе физического воспитания, итогом которого является приход к более высокому уровню проявления двигательных навыков [8].

В исследовании О. В. Ланской, посвященном гидрореабилитации больных остеохондрозом позвоночника, представлены методические рекомендации по выполнению комплекса упражнений: объём, интенсивность и характер нагрузки подбираются индивидуально, с учётом здоровья пациента; все упражнения в воде выполняются в низком или среднем темпе; общее количество упражнений не должно превышать 20, а количество повторений не более 10-15 раз; из комплекса исключаются упражнения, развивающие гибкость позвоночника, способствующие увеличению поясничного лордоза, а также ударные нагрузки [6].

Опираясь на результаты исследования Л. М. Лукьяновой, проводящей эксперимент над студентами с отклонениями в состоянии здоровья, можно сделать вывод, что средства гидрореабилитации положительно влияют на системы организма. Со стороны сердечно сосудистой системы – пульс без нагрузки стал спокойнее на 9%, после нагрузки на 19%; а время восстановления после нагрузки сократилось на 33% [7].

Л. А. Каллиома в своей работе отмечает необходимость руководствоваться при подборе средств гидрореабилитации такими педагогическими принципами, как: единство диагностики и коррекции, учёт индивидуальных и возрастных особенностей, адекватности, оптимальности и вариативности воздействия, приоритетной роли микросоциума [4].

Эксперимент, проведённый Э. С. Полозок, показал положительный рост динамики развития двигательных навыков средствами гидрореабилитации у детей среднего школьного возраста со сколиозом III-IV степени [9].

По результатам исследования Н. М. Курча можно утверждать, что применяемый комплекс упражнений по гидрореабилитации детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки оказал положительное влияние на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета спины и мышц брюшного пресса [5].

Исследование Н. М. Баламутовой, посвящённое совмещение методик гидрореабилитации и массажа, показало следующие результаты: у 2-х студентов из 6 с I степенью сколиоза заболевание было исключено полностью, а у 3-х из 8, имевших II степень, сколиоз регрессировал до I степени [1].

По мнению Е. В. Гуровой, одним из важных моментов в методике гидрореабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья является работа с родителями, а именно: ознакомление с материалом программы, объяснение необходимости действовать сообща [3].

Исследование К. И. Безотечества показало, что за время занятий, проведённых в бассейне, увеличились показатели становой динамометрии, которая является объективным доказательством увеличения силы мышц-разгибателей позвоночного столба [2].

Таким образом, исследователи активно изучают возможности применения средств гидрореабилитации при нарушениях опорно-двигательного аппарата. В данной связи необходимы разработки практических программ, что обуславливает продолжение нашего исследования, в рамках которого мы предполагаем, что применение различных средств гидрореабилитации позволит скорректировать мышечную асимметрию и укрепить суставно-связочный и мышечный аппарат у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также улучшить показатели физической подготовленности, что может положительно сказаться на уровне жизни за счет компенсации частично и/или временно утраченной функции.

Выводы. В современных исследованиях по вопросам реабилитации лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, не смотря на их многообразие, обнаружена недостаточность практических индивидуально-ориентированных методик применения средств гидрореабилитации при данных нарушениях. Обоснование, разработка и внедрении в практику эффективных программ данной реабилитации, позволит обеспечить комплексное индивидуально-ориентированное воздействие на данную категорию больных.

Литература

Баламутова, Н. М. Методика гидрореабилитации и массажа в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата у студентов / Н. М. Баламутова, Г. Г. Кучеренко, Л. В. Шейко. Текст: непосредственный // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 3-7(23). С. 6-10.

Безотечество, К. И. Сочетание гидрореабилитации и массажа в лечении заболеваний ода у детей школьного возраста / К. И. Безотечество. Текст: электронный // Евразийский союз ученых. 2014. № 8-3(8). С. 20-23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-gidroreabilitatsii-i-massazha-v-lechenii-zabolevaniy-oda-u-detey-shkolnogo-vozrasta

Гурова, Е. В. Особенности методики применения гидрореабилитации детей младшего школьного возраста с отклонением в состоянии здоровья / Е. В. Гурова, И. В. Ильин. Текст: электронный // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1. № 3. С. 51-57. URL: file:///C:/Users/Studio/Downloads/osobennosti-metodiki-primeneniya-gidroreabilitatsii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-otkloneniem-v-sostoyanii-zdorovya.pdf

Каллиома, Л. А. Технологии гидрореабилитации как компонент АФК для детей с ДЦП и сопряженными заболеваниями. Текст: электронный / Л. А. Каллиома // Современные тенденции развития физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры: материалы всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 17–18 октября 2017 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 27-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30424545

Курч, Н. М. Методика гидрореабилитации при нарушении осанкиу детей младшего школьного возраста / Н. М. Курч. Текст: электронный // Физкультурное образование Сибири. 2018. № 1(39). С. 28-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41000955

Ланская, О. В. Гидрореабилитация больных остеохондрозом позвоночника с учетом электронейромиографических характеристик и патогенеза заболевания / О. В. Ланская. Текст: электронный // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. – 2020. – № 1(37). С. 35-45. DOI 10.25688/2076-9091.2020.37.1.3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42675807

Лукьянова, Л. М. Плавание как средство гидрореабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Лукьянова. Текст: электронный // Наука-2020. 2020. № 4(40). С. 19-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-kak-sredstvo-gidroreabilitatsii-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Мосунов, Д. Ф. Гидропедагогика - основа гидрореабилитации / Д. Ф. Мосунов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006. № 20. С. 37-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gidropedagogika-osnova-gidroreabilitatsii

Полозок, Э. С. Гидрореабилитация лиц с нарушением осанки и сколиозом / Э. С. Полозок, Л. А. Кадуцкая. Текст: электронный // Научный журнал Дискурс. 2019. № 1(27). С. 59-66. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/45182

Просмотров работы: 279