ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭРГОТЕРАПИИ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ СО СПИНАЛЬНЫМИ ТРАВМАМИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭРГОТЕРАПИИ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ СО СПИНАЛЬНЫМИ ТРАВМАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

Лечение и реабилитация пациентов с тяжелыми повреждениями позвоночника и спинного мозга является актуальной проблемой, в связи с распространенностью, разнообразием и сложностью механизмов травмы, выраженностью клинических проявлений. Отсутствие единых принципов и подходов к диагностике и лечению осложняет решение данной проблемы. Возвращение пациентов к привычному уровню активности в личной и социальной сфере на современном этапе возможно лишь при мультидисциплинарном реабилитационном подходе, в котором существенную роль играет эрготерапия. Эрготерапия как метод реабилитации известен в мире уже более 60 лет. Целью эрготерапии является социально-бытовая адаптация человека, возвращение к повседневной, обычной жизни. В настоящее время эрготерапия получила большое распространение, ее принципы используются при реабилитации инвалидов во всем мире. В России методы эрготерапии пока применяются не так широко, как могли бы, но это направление активно развивается.

Цель: восстановить социально-бытовую адаптацию пациентов со спинальными травмами методами эрготерапии

Объектом исследования является социально-бытовая адаптация людей со спинальными травмами 

Предметом исследования является использование средств эрготерапии при реабилитации людей со спинальными травмами в повышении социально-бытовой адаптации

Задачи:

Изучить возможность использования методов эрготерапии в восстановлении социально-бытовой адаптации

Проанализировать виды спинальных травм, при которых возможно использование методов эрготерапии

Определить методы эрготерапии, ипользуемые при реабилитации пациентов со спинальными травмами

Определение эрготерапии, цели. Слово «эрготерапия» происходит от лат. ergon – труд, занятие и греч. therapia – лечение. В настоящее время эрготерапию можно считать новым этапом развития физической реабилитации, который основан на комплексном подходе к пациенту с использованием знаний по психологии, педагогике, социологии, биомеханике и физической терапии.

Эрготерапия направлена на реабилитацию лиц с ограничениями жизнедеятельности, т.е. полностью или частично утративших возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, полноценно отдыхать. Также эрготерапию определяют, как наука о соответствии человека и окружающей среды. По выражению Терез Джексон, «Эрготерапия – наука о жизни пациента» [3].

Эрготерапия (occupational therapy, в буквальном переводе терапия занятостью) – это особый вид деятельности специалиста, который разрабатывает для каждого пациента индивидуальный план терапии, основанный на его индивидуальных физических, эмоциональных, социальных, психологических и культурных потребностей [4]. Кроме того, ее называют наукой об инструктировании больных и вовлечении их в такие виды трудовой деятельности, которые будут требовать от них энергии и активности, принося положительный терапевтический эффект (Дж.Э. Бартон). Понятие «занятость» в эрготерапии понимают, как различные виды деятельности, встречающиеся в жизни каждого человека и придающие ей смысл. Выделяют деятельность, ежедневно выполняемую человеком в повседневной жизни, трудовую, продуктивную и игровую деятельность, а также активность в отдыхе и увлечениях. Таким образом, значимость эрготерапии как отдельного методологического подхода в реабилитации неоценима.

Целью эрготерапии является не только восстановление утраченных функций, но и адаптация человека к нормальной жизни, достижение пациентом максимальной самостоятельности и независимости в быту. Эрготерапевт решает конкретные проблемы, возникающие у человека в процессе выполнения каких-либо обычных действий. Эрготерапевтические мероприятия направлены на улучшение качества жизни, как результат снижается зависимость от внешней помощи, повышение активности в повседневной жизни и включенности в социальную жизнь. В том числе методы, используемые в эрготерапии, направлены на социально-бытовую адаптацию человека. Социально-бытовая адаптация – это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

Методы эрготерапии.

В общем смысле эрготерапия – это специальная гимнастика, которая оказывает тренирующий эффект на мелкую моторику и систему координации. Существуют несколько методов, используемых в эрготерапии: тренинги активности повседневной жизни, метод сенсорной интеграции, зеркальная терапия, графомоторика, сенсомоторные тренировки, методы развития функций кисти с использованием различных тренажеров.

Тренинги активности повседневной жизни направлены на восстановление и поддержание базовых навыков самообслуживания (умывание, прием пищи, одевание/раздевание, перемещение в постели и др.). Данные тренинги влияют не только на восстановление, элементарных социальных навыков, но и делают жизнь больного более активной, приучают к самодисциплине и дают ощущение комфорта и независимости от окружающих.

Метод сенсорной интеграции позволяет с помощью различных стимулов (тактильных, проприоцептивных, и т.д) восстановить ощущение отдельных частей тела, их положения в пространстве, направления и скорости движения.

Зеркальная терапия проводится с использованием зеркала, устанавливаемое таким образом, чтобы созданное отражение здоровой конечности воспринималось как больная конечность. Отражение здоровой руки позволяет преодолеть отвыкание от больной конечности. Для данного вида терапии важно, чтобы пациент мог сконцентрироваться на выполнении задания.

Графомоторика – обучение письму. Подбираются средства для письма (ремешок для руки, насадки различного диаметра, приспособления для крепления ручки, стенд для закрепления бумаги при письме), затем начинается обучение (сохраняется принцип от простого к сложному: использование трафаретов, шаблонов, рисование произвольных линий с помощью линейки, рисование произвольных фигур, работа с прописями, переписывание текста).

Сенсомоторные тренировки – формирование правильного двигательного стереотипа, создание на его основе моторной программы и "внедрение" её в головной мозг.

Методы эрготерапии с использованием тренажеров применяются для увеличения и сохранения объема движений в лучезапястном, локтевом и плечевом суставе, самостоятельного осуществления контроля над правильностью захвата во время движения и многое другое [2].

Определение занятия соответствующего индивидуальности человека с ограниченными возможностями здоровья является сложным процессом, требующим от эрготерапевта большого умения и опыта. Занятия должны быть посильными, значимыми для пациента, отвечать его интересам и жизненным ролям. Выбор занятия должен соответствовать половым признакам (часть пациентов может считать, что отдельные виды деятельности выполняют лица только определенного пола), культурным особенностям среды, возрастные особенности. Важно выбирать занятия, адекватные обычным, особенно в тех случаях, когда пациент находится в стенах лечебного учреждения, а также необходимо учитывать сильные и слабые стороны пациента и характер деятельности.

Эрготерапия показана при многих нарушениях. Это исключительно важная часть всех современных реабилитационных программ. Этот вид терапии включен в комплекс адаптационных программ (социально-бытовой реабилитации) для людей с позвоночно-спинномозговой травмой.

Особенности реабилитациии при позвоночно-спинномозговой травме с использованием методов эрготерапии.

Одной из наиболее актуальных проблем в нейрохирургии, травматологии и нейрореабилитации является травма позвоночника и спинного мозга. Позвоночно-спинномозговая травма (ПСМТ) – механическое повреждение позвоночника и содержимого позвоночного канала. Данная травма в структуре общего травматизма встречается в 0,7–8% случаев [1]. Инвалидность в результате повреждений позвоночника и спинного мозга варьирует в пределах от 57,5 до 96 и даже 100%. Среди причин травмы доминируют дорожно-транспортные происшествия (ДТП), падение с высоты, ныряние на мелководье. Сочетанная ПСМТ наблюдается у 36–72% пациентов.

В индивидуальной программе реабилитации пациентов при всех видах ПСМТ показано применение эрготерапии. Прежде всего при выборе тактики лечения необходимо провести диагностику возможностей пациента к выполнению действий по самообслуживанию, а именно пробы, оценивающие функции верхних конечностей. Необходимо развить способность действовать пальцами, кистью, толкать или тянуть предмет, передвигать предмет, действовать обеими руками, пробы на выполнение таких действий, как пользование столовыми приборами, умывание, причесывание и др. Особенно важно научить пациента безопасному использованию бытовой и сложной техники. На основании проведенной оценки специалист вместе с клиентом определяет цели, методы и план эрготерапевтических занятий.

Таким образом, для оценки социально-бытовой адаптации было предложено использовать шкалу Бартела и шкалу Лаутона. В медицинской практике до появления индекса Бартела активно использовалась шкала Лаутона. Несмотря на кажущуюся похожесть этих двух оценочных индексов, между ними есть одно принципиальное различие: шкала Лаутона создана для оценки только физических возможностей пациента, тогда как индекс Бартела позволяет оценить также его психологическое состояние. Индекс Бартела используется для оценки повседневной активности жизни, в то время как шкала Лаутона – для оценки возможности сложных действий.

Важно помнить, что эрготерапия подразумевает участие членов семьи пациента, оказывает помощь в правильном обустройстве быта и улучшении качества жизни, ориентируясь на максимально возможное обретение самостоятельности. Следует передавать знания и навыки не только пациенту, но и его окружению. Это и обучение необходимым приемам перемещения, различным двигательным актам, обучение навыкам правильного использования технических вспомогательных средств реабилитации, проведения программ, поддерживающих здоровье, и знания о здоровом образе жизни

Для людей с ПСМТ очень важна адаптация окружающей среды, особенно квартиры. Для того, чтобы сделать среду доступной, эрготерапевт разрабатывает рекомендации по адаптации жилья к нуждам пациента (расширение дверных проемов, приспособление санузла и кухни, установка пандусов, поручней и др.). Поэтому необходимо обучить пациента использовать разнообразные вспомогательные средства, которые способствуют приготовлению и приему пищи, соблюдению личной гигиены, уходу и т.д.

Таким образом, правильно разработанная программа использования методов эрготерапиии помогает человеку с ПСМТ достигнуть максимальной автономности и независимости. Эрготерапия являясь важной частью мультидисциплинарного подхода физической реабилитации пациента с ПСМТ, способствует его успешной социализации и интеграции в общество. При этом важно учитывать, что подбор методов для людей с ПСМТ будет зависеть от возможности пациента, его интересов и мотивации.

Источники информации:

Ведение больных с последствиями позвоночно-спинномозговой травмы на втором и третьем этапах медицинской и медико-социальной реабилитации.Клинические рекомендации. — М., 2017. — 326 с.

Методики эрготерапии в центре реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Пензенская область, г. Пенза ГУ СПН Пензенский областной центр реабилитации инвалидов Ю. А. Васягина https://aupam.ru/pages/sozial/npk_orlsovv_pfo/page_09.htm

Черникова Л.А., Пирадов М.А., Супонева Н.А., Червяков А.В., Клочков А.С., Мокиенко О.А., Люкманов Р.Х., Пойдашева А.Г., Авдюнина И.А. Высокотехнологичные методы нейрореабилитации при заболеваниях нервной системы в кн.: Неврология XXI века: диагностические, лечебные и исследовательские технологии Руководство для врачей. Под редакцией М.А. Пирадова, С.Н. Иллариошкина, М.М. Танашян. Москва, 2015: с. 274-331.

Эрготерапия для детей с аутизмом : Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС / Кара Косински ; пер. с англ. У. Жарниковой ; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург. : Рама Паблишинг, 2017. – 192 с. ISBN 978-5-91743-070-6

Просмотров работы: 211