РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Ахметьянова А. А. 1, Серова Н.Б. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Описание проблемы. Сегодня вопросы реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), из-за выраженной социальной дезадаптации, занимают существенное место в общей проблеме реабилитации детской личностной патологии. Ранняя диагностика, комплексная коррекция и совершенствование физического состояния, двигательная активность средствами физической культуры в преодолении моторных стереотипов поведения дают возможность аутичным детям обучаться в школе. Отсюда важно начинать реабилитационные мероприятия с дошкольного возраста. При отсутствии лечебно-коррекционной работы в физиологически благоприятные сроки развития с больными, страдающими детским аутизмом, в большинстве случаев наступает глубокая инвалидность.

Социально-педагогический аспект актуальности настоящего исследования обусловлен потребностью повышения уровня жизненно необходимых социально-бытовых навыков и компетенций детей с РАС, а также потребностью дошкольных образовательных организаций в коррекционно-педагогической работе с данной категорией лиц, которая дает основу для последующей подготовке к самостоятельной жизни, к наиболее успешной и всесторонней интеграции во все сферы жизни современного общества. Данный аспект подразумевает овладение жизненно необходимыми социально-бытовыми и специальными трудовыми навыками и компетенциями, позволяющими в перспективе достичь максимально необходимой самостоятельности в решении широкого спектра повседневных задач, а также обеспечение необходимых условий для успешной адаптации к активной жизни в обществе. Как следствие, существует необходимость более широкого создания условий для развития детей дошкольного возраста с РАС средствами адаптивной физической культуры.

Научно-теоретический аспект актуальности определен широким интересом современных исследователей к данному вопросу, поскольку наблюдается недостаточность научно-обоснованных эффективных комплексных методик коррекционно-педагогического воздействия на сенсомоторную, психоэмоциональную и социально-поведенческую сферы индивидуального развития детей дошкольного возраста диагностированных в спектре аутистических расстройств в его низком и среднем функциональном сегменте. Соответственно, развитие детей дошкольного возраста с РАС с помощью средств адаптивной физической культуры продолжает оставаться актуальной.

Научно-методическийаспект актуальности исследования связан c потребностью в разработке  методик адаптивной физической культуры детей дошкольного возраста с РАС низкого и среднего функционального уровня, основанных на дифференцированном применении адаптивного плавания, занятий на кардиотренажерах и физических упражнений общеразвивающей и оздоровительной направленности в условиях организованных «клубных» занятий во внеурочное досуговое время, т. к. экспериментально недостаточно обоснований эффективности методики абилитации детей с РАС средствами адаптивной физической культуры.

Обнаруженные несоответствия как теоретического, так и практического планов определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику эффективных методик адаптивной физической культуры детей, диагностированных в спектре аутистических расстройств низкого и среднего функционального уровня, обеспечивающих комплексное дифференцированное коррекционно-педагогическое воздействие во внеурочное досуговое время.

Постановка задачи. Методика исследования. Задача исследования состоит в выявлении проблемного поля и обосновании необходимости разработки методики реабилитации для детей дошкольного возраста с РАС. К числу ведущих методов исследования отнесены библиометрический анализ отечественной научно-методической литературы.

Результаты. В настоящее время ведутся исследования в области влияния адаптивной физической культуры на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, обеспечивая решение задач их гармоничного роста, коррекции и компенсации двигательных и умственных нарушений.

В связи с заметно возросшим за последние десятилетия количеством детей дошкольного возраста с РАС большое внимание уделяется изучению и разработке различных методик по коррекции и развития их физических способностей. В то же время, в условиях гуманизации общества эти дети, ранее считавшиеся необучаемыми, включаются в систему образования и адаптируются в ней более или менее успешно. Обзор современных исследований в области обеспечения реабилитации детей в РАС позволил установить широту и многоплановость исследований.

Достаточно полно исследователи (Бекмансуров Р.Х., Гильфанов И.Х. и др.) описывают причины возникновения детского аутизма, что позволяет их если не нивелировать, то по меньшей мере учесть [3]. З. И. Тюмасева, Н. В. Третьякова раскрывают онтогенетические основы специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья [18].

Настоящие знания существенны в обосновании индивидуального подхода к разработке методик реабилитации для детей с РАС. Однако только этих знаний недостаточно. Необходимо дополнительно изучить педагогические, философские, психологические, физиологические и медицинские представления о ведущей роли деятельности в становлении человека, его личностных качеств, о субъективности человека в процессе развития, о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности, системности. Теоретической основой к разработке методик должны служить положения теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры (С. П. Евсеев, Е. В. Егорова, Л. В. Шапкова, Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш, Н. В. Третьякова, К. Н. Бараковских и др.) [1, 6, 7, 20], концепции развивающего обучения (О.С. Никольская, К.С. Лебединская и др.) [9, 11], теории развития личности (Л.С. Выготский и др.) [5], основополагающие положения теории функциональных систем (П.К. Анохин) [2] и теория построения движений (Н.А. Бернштейн) [4].

Современные исследователи (Садыков К.И., Кулейменов А.Ж., Кулейменова Л.М., Саликов Ж.К., Малявко Н.Н., Короткова К.С. и др.) изучили научную область адаптивной физической культуры и отметили ее существенное воздействие не только на повышение физических качеств, развитие двигательных функций, а также на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья [10, 15].

Весомый вклад в развитие адаптивной физической культуры внес Соломко А.Д., исследовав проблемы эмоционального и физического поведения аутичного ребенка, которые во многом связаны с дефицитом или неправильным распределением психофизического тонуса, и практических путей их решения [17].

Исследования Печерской С.А. направлены на изучение проблем методической разработки и научного обоснования способов психолого-коррекционного сопровождения семей, имеющих аутичных детей [12].

Соколова В.А. и Журавлева Е.Л. говорят о положительном влиянии экспериментальной методики гидрореабилитации на эмоциональную сферу и интеллектуальные способности детей с РАС (и др.) [8, 16]. Подробно раскрывают вопрос применения игровых технологий на занятиях по адаптивной физической культуре Франтасова Н.В. [19].

Следует отметить, что сегодня существуют различные подходы к физическому воспитанию детей с отставанием в развитии (М. Питерси, Р. Трилор, Э. Шоплер, М. Ланзинд, Э.В. Плаксунова) [13, 14, 20]. Однако исследование сложившихся концепций и подходов показывает, что программ и методик по физическому воспитанию аутичных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида очень мало. Одним из аспектов данной проблемы рассматривается реабилитация детей с РАС в процессе спортивно-физкультурных занятий в дошкольном учреждении с помощью применения адаптивного плавания, занятий на кардиотренажерах и физических упражнений общеразвивающей и оздоровительной направленности в условиях организованных «клубных» занятий во внеурочное досуговое время.

Исследовательская проблема, вытекающая из необходимости разрешения вышесказанной задачи, заключается в обосновании и разработке методики реабилитации детей дошкольного возраста, диагностированных в спектре аутистических расстройств низкого и среднего функционального уровня, обеспечивающих комплексное дифференцированное коррекционно-педагогическое воздействие во внеурочное досуговое время с помощью средств адаптивной физической культуры. В соответствии с изложенным становится очевидным, что разработка такой методики является актуальной задачей современной теории и методики адаптивной физической культуры.

Гипотеза нашего исследования состоит в предположении, о том, что эффективность реабилитации детей дошкольного возраста с РАС зависит от внедрения в систему физического воспитания дошкольного учреждения научно обоснованной методики основанной: 1) на комплексном подходе, включающем в себя методы социальной, психологической, педагогической реабилитации; 2) использовании эффективных приемов из существующих практик коррекции здоровья детей с РАС.

В числе методов исследования выступят: анализ междисциплинарной литературы по проблематике исследования; анализ нормативно-правовой базы по организации физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья; анализ статистических данных о детях с РАС; анализ и систематизация медицинских и психолого-педагогических данных обследования детей с РАС, педагогический эксперимент; статистический анализ экспериментальных данных. Совокупность предложенных методов в полной мере обеспечит проверку исходных предположений и решение поставленных в исследовании задач.

Выводы. В научной и методической литературе проблема коррекционных воздействий, способствующих развитию физических и психических способностей детей дошкольного возраста с РАС является недостаточно освещенной, обнаруживается значительный дефицит исследований применительно к детям с данной формой дизонтогенеза. Обоснование, разработка и внедрении в практику эффективных методик адаптивной физической культуры для детей, диагностированных в спектре аутистических расстройств низкого и среднего функционального уровня, позволит обеспечить комплексное дифференцированное коррекционно-педагогическое воздействие на данную категорию детей.

Литература

Андрюхина, Т. В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья // Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш, Н. В. Третьякова, К. Н. Бараковских/ Екатеринбург, РГППУ, 2018. 158 с.Текст: не­пос­ред­ствен­ный.

Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избранные труды / П. К. Анохин. Москва: Наука, 1970. 240 с. Текст: непосредственный.

Бекмансуров, Р. Х. Лечебная физическая культура для детей дошкольного возраста, страдающих аутизмом / Гильфанов И. Х. Текст: электронный // Развитие образования в России: проблемы и перспективы: сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск, 01–27 декабря 2017 года. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества", 2017. С. 51-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31633451.

Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн; под ред. акад. О. Г. Газенко, И. М. Фейтенберг. Москва: Наука, 1990. 496 с. Текст: непосредственный.

Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. Москва: Просвещение, 1997. 144 с. Текст: непосредственный.

Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, О. В. Морозова, А. С. Солодкова; под ред. С. П. Евсеева и А. С. Солодкова. Санкт-Петербург: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. 95 с. Текст: непосредственный.

Егорова, Е. В. Адаптивная физическая культура или физическая культура для людей с ограниченными возможностями / Е. В. Егорова. Текст: электронный // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 37. С. 64-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48903953.

Журавлёва, Е. Л. Занятия лечебной физической культурой обучающихся с расстройствами аутистического спектра / Е. Л. Журавлёва, Н. Г. Блинова, С. В. Криковцов, Э. А. Коба. Текст: электронный // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 1-2 (16-17). С. 67-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25587140.

Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. Москва: Просвещение, 1991. С. 88-97. Текст: непосредственный.

Малявко, Н.Н. Специфика разработки программ ЛФК для детей с ограниченными возможностями здоровья / Короткова К.С. Текст: электронный // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2019. № 4. С. 52-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39545113.

Никольская, О. С. Аутичный ребёнок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. Москва: Тенериф, 2009. 336 с. Текст: непосредственный.

Печерская, С. А. Аутичный ребенок: сложный путь взаимодействия / С. А. Печерская. Текст: электронный // Вестник Университета Российской академии образования. 2014. № 5. С. 47-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23006868.

Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / М. Питерси, Р. Трилор. Кн. 4: Навыки общей моторики / пер. с англ. Москва: Ассоциация Даун Синдром, 2001. 176 с. Текст: непосредственный.

Плаксунова, Э. В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом / Э. В. Плаксунова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2011. № 3. С. 27-31. Текст: непосредственный.

Садыков, К. И. Лечебная физкультура в системе корекционно-педагогической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра / А. Ж. Кулейменов, Л. М. Кулейменова, Ж. К. Саликов. Текст: электронный // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 5. С. 30-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36447633.

Соколова, В. А. Занятия плаванием в реабилитации детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра / В. А. Соколова. Текст: электронный // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 18–19 февраля 2021 года. Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2021. С. 1052-1053. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46432588.

Соломко, А. Д. Адаптивное физическое воспитание как метод коррекции аутичных детей / А. Д. Соломко. Текст: электронный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 234-239. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12175960.

Тюмасева, З. И. В. Онтогенетические основы специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья / З. И. Тюмасева, Н. В. Третьякова. Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 137.URL: https://science-education.ru/article/view?id=26148

Франтасова, Н. В. Применение игровых технологий на занятиях по адаптивной физической культуре у детей раннего возраста / Н. В. Франтасова. Текст: электронный // Эффективные технологии и практики оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы международной научно-практической конференции, Астрахань, 12–13 сентября 2019 года. Астрахань: Астраханский университет, 2019. С. 117-120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41590622.

Шоплер, Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH / Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватере. Минск: Открытые двери, 1997. 256 с. Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 77